Социальные позиции и роли личности. Почти всегда существуют установленные законом качественные, количественные и номенклатурные нормы Социальная позиция является отражением отношения индивида

направленность социальных действий личности, характеризующая ее отношение к другим людям, социальным группам, к прогрессу человеческого общества. Основной ее характеристикой выступает уровень социальной ответственности личности. Об отсутствии последней свидетельствуют антисоциальные действия, нарушения норм и правил человеческого общежития. Социальная ответственность предполагает свободу выбора и готовность отвечать за свои дей­ствия. Она диктуется объективными условиями, их осознанием, предполагает понимание возникшей ситуации и собственных возможностей, места и личной роли в ней. Проявля­ется как самоконтроль, саморегуляция, самоограни­чение действий личности и выражается в единстве слова и дела, социальной дисциплинированности, до­бросовестности человека. В зависимости от уровня сознания, отношения к проблемам общества и отдельных социальных групп можно говорить о существующих уровнях жизненной позиции личности. Различные уровни жизненной позиции лично­сти (от низшего к высшему) отличаются разви­тостью чувства ответственности, качественными и количественными характеристиками ее социальной активности. Развитость социальной ответственности зависит от возраста и общественного статуса личности. (Нельзя приобрести чувство профессиональ­ной ответственности, не имея самой профессии.)

Высший уровень жизненной позиции личности характеризуется высокоразвитым чувством социальной ответственности, пониманием своих гражданских обязанностей. Это значит, что человек заботится не только о социальных благах для себя и своих близких, но и для остальных людях, т.е. проявляет социальную солидарность. К примеру, если речь идет о бизнесмене, то высоким уровнем социальной ответственности обладают те представители деловых кругов, которые понимают свои обязанности по усилению социальной защиты работников, готовы делиться прибылью, чтобы снизить число обездоленных и малоимущих в обществе.

У некоторых индивидов пора «социального взросления» затягивается и становится особой, очень удобной формой существования. Безответственное отношение к своим человеческим обязанностям - тоже жизненная позиция (социальный инфантилизм), нередко сознательно выбранный эталон поведения: взять как можно больше, ничего не отдав взамен. Формирование С.п. и социальной ответственности личности проходит три основные стадии. На первой - создается социальная возможность действия (определенные общественные условия и психобиологическое созревание человека, возникновение у индивида деятельной способности для совершения поступка Вторая - связана с началом формирования ответственности как качества личности и совпадает с периодом определенной зрелости человека, появления систематизированных знаний, убеждений, представлений об окружающем мире, оформления самосознания, возможностей самооценки, самоконтроля. Специфика третьей стадии заключается в том, что С.п. и социальная ответственность развиваются на собственной, адекватной основе. От С.п. человека, особенно занимающего лидирующее положение в обществе, во многом зависит реализация задач и целей социального государства.

Социальный статус - то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.

Существует два основных значения термина "статус":

  • 1. Социальный статус может рассматриваться как своего рода кирпичик, то есть важный элемент любой социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью статусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такое понимание статуса было предложено Р. Линтоном.
  • 2. Понятие "статуса" может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе стратификации общества (расслоение внутри общества), основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М. Вебером.
  • 3. Обычно у человека несколько статусов, однако существует только один, который действительно определяет положение человека в обществе; как правило, это профессия человека, а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор, банкир, курьер). Такой статус называется интегральным.

Различают следующие виды статусов:

  • 1. Приобретённый статус - это статус, который человек имеет, благодаря собственным усилиям, приложенным для его достижения. Так, никто не может родиться тем же профессором - для этого нужно приобрести определённые знания, защитить диссертацию, снискать авторитет в профессиональной среде, обладать определёнными навыками социального взаимодействия и т.д.
  • 2. Предписанный статус - это статус, который человек приобретает по факту рождения. Ярким примером предписанного статуса является звание дворянина, которое, как правило, переходит по наследству. Кроме того, предписанным статусом является национальная принадлежность, происхождение, место рождения и т.д.
  • 3. Естественный статус - это статус, который опирается на относительно постоянный, как правило, биологический признак человека (например, статус "мужчины"). Ему противопоставляются профессионально-правовые статусы, то есть собственно-социальные статусы, которые существуют только в виде соглашения, как конвенции, и не имеют какого-то "измеримого" биологического и, шире, природного основания.

Противоречивость статуса

Если человек обладает статусами, которые трудно согласовать между собой, говорят о противоречивости статуса. Дж. Лински предложил выделять четыре главных измерения статуса:

  • 1) доход;
  • 2) образование;
  • 3) профессиональный престиж;
  • 4) этническая принадлежность.

Противоречивость статуса имеет место тогда, когда измерения статуса не соответствуют друг другу. Это приводит к чувству неудовлетворённости, которое человек стремится преодолеть двумя способами: либо, стремясь привести измерения статуса в соответствие, либо стремясь оказать воздействие на саму систему статусов.

Социальная роль.

Социальная роль - это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, в соответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях. Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.

Роль не может существовать вне социального института (так как социальный институт - это и есть совокупность ролей и статусов),а следовательно, предполагает соотношение с другими ролями. Так, например, роль "отца" не может существовать вне её отношения к роли "ребёнка", поскольку именно по отношению к ребёнку она главным образом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к ребёнку).

Социальные роли усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.

Социальные роли и социальные институты

Общество нуждается в том, чтобы определённые потребности были удовлетворены. Однако удовлетворение этих потребностей происходит не само по себе: чтобы оно имело место, необходимо, чтобы определённые обязанности были возложены на определённых людей и чтобы люди выполняли эти обязанности. Это осуществляется при помощи ролей, которые и представляют собой совокупности обязанностей, а также ожиданий, направленных на носителей данных ролей.

Распределение социальных ролей нередко связано с объективными несоциальными признаками. Например, ребёнок в рамках семьи выступает как объект заботы в силу своего возраста и ограниченных возможностей; родители могут выполнять соответствующие функции по отношению к ребёнку благодаря тому, что они являются более самостоятельными людьми.

В то же время распределение ролей определяется и собственно социальными факторами. Так, ребёнок перестаёт быть ребёнком при достижении определённого возраста, а точнее, когда он научился заботиться о себе и отвечать за свои поступки. С точки зрения общества, полноценным его членом человек становится, лишь получив соответствующее образование. А потому он вынужден учиться на протяжении длительного времени и в течение учёбы находиться на иждивении у родителей. Следовательно, позиция человека в социальной структуре зависит не только от объективных факторов: она мотивирована внутренними нормами, регулирующими жизнь общества.

Можно указать и другие типичные роли, составляющие социальный институт: продавец, учитель, бизнесмен и т.п.

Характеристика социальной роли

Социальная роль может быть охарактеризована по следующим важным аспектам:

  • 1) способ поведения: роль как совокупность ожиданий окружающих предполагает не только цели, но и совершенно конкретные способы достижения целей;
  • 2) формализация: одни роли предусматривают общение по формальным правилам, другие в большей степени базируются на неформальных взаимодействиях;
  • 3) приобретение роли: роли бывают предписанными и приобретёнными. Например, мальчики и девочки в детстве обычно играют в разные игры, тогда как в юности их выбор становится более свободным;
  • 4) масштаб связей: социальная роль личности связана с другими ролями; однако одни роли предполагают взаимодействие со множеством лиц (например, роль учителя), тогда как другие - с их ограниченным числом (например, роль отца);
  • 5) эмоции: так, одни роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения (судья, священник), тогда как другие - экспрессивности (актёр, певец, агитатор, рекламный агент);
  • 6) мотивация: в принципе, одна и та же роль может допускать множество мотиваций (мотивом выполнения работы может быть как интерес, так и материальная заинтересованность, могут также иметься и оба мотива). В то же время отсутствие мотивов приводит к тому, что субъект не принимает на себя ту или иную роль.

Ролевое поведение и ролевые ожидания

Социальная роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания - то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создаёт систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций - наказаний за отклонение от ролевых ожиданий.

В то же время ролевые ожидания допускают некоторые колебания в ролевом поведении: главное, чтобы они не нарушали равновесия и, следовательно, не угрожали нормальному функционированию системы. Различие в величине такого зазора между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением является важным показателем особенностей общества. Нередко все допустимые варианты предписываются культурой, что создаёт некоторую свободу (или иллюзию свободы) для индивида.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений (в социальной структуре группы/общества), определяющих его обязанности, права и привилегии. Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности.

Социальный статус характеризует позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению.

Социальный статус человека сохраняется до тех пор, пока он живет в соответствии с установленными (конвенциальными) правилами и нормами, управляющими поведением людей данной категории.

Уровни статусной позиции человека:

1. личный статус – положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.), которое определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы;

2. социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т. д.). Он зависит от положения социальной группы в социальной стратификации общества.

Виды социальных статусов:

1. прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека (национальность, пол, раса, членство в царской семье и т. д., а также статусы по системе родства – сын, дочь, брат, сестра.);

2. приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака (теща, зять, невестка, золовка и т. д.);

3. достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп.

Достигнутые статусы разделяют на определяемые:
а) должностью (например, директор, заведующий);

б) званиями (генерал, народный артист, заслуженный учитель и т. д.);
в) ученой степенью (доктор наук, профессор);
г) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);

4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);

5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией (прохожий, пациент, свидетель, зритель).

Человек не может быть совершенно лишен социального статуса или нескольких статусов, в случае, когда он покидает один из них, то обязательно оказывается в другом.

Каждый человек обладает несколькими статусами относительно различных групп (директор (по должности), муж (для жены), отец (для детей), сын (для родителей) и т. д.). Эти статусы не равны. Основным социальным статусом обычно является положение в обществе, в основе которого лежат должность и профессия. Благодаря этому статусу обычно определяются «стоимостные ресурсы» человека, такие как богатство, престиж, власть.

Изначальный статус индивида влияет на его оценку в обществе, формирует точку зрения на мир, которая во многом и определяет его дальнейшее поведение. Люди, имеющие разные изначальные социальные статусы обладают неравными условиями социализации.
Социальные статусы отражаются в одежде, жаргоне, манерах, а также в установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Социальный статус может повышаться или понижаться, что предполагает адекватное изменение поведения. Если этого не происходит, возникает внутриличностный конфликт.

Социальная роль - это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом (ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом).

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов. Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;



3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):
1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

3) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

4) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

5) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

6) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;
2) предписания – требования к поведению;
3) оценки исполнения предписанной роли;
4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Внутренняя позиция личности - это индивидуальные ценности и смыслы человека, его взгляды и отношение к миру, нормы, установки и мотивы. Все то, что формируется в условиях семейного и социального воспитания, ведь внутренние потребности или мотивы человека включают в себя часть общественных мотивов и потребностей. Однако в процессе общения, каждый человек проявляет свою индивидуальную внутреннюю позицию, свой собственный взгляд на ситуацию или отношение к кому-либо.

Собственная позиция личности формируется через систему личностных смыслов. Личностные смыслы - это индивидуальные ценностные ориентации человека, которые он усваивает и создает с первых лет жизни. Плюс к этому к личностным смыслам можно отнести определенную линию поведения, которую выбирает человек самостоятельно для отстаивания своих ценностей.

Итак, с раннего детства, человек усваивает нормы и ценности общества в целом и своей семьи, в частности. На основе усвоенного, формируются собственные мотивы, взгляды и отношение к миру, т.е. часть информации принимается, часть отвергается, а часть трансформируется и видоизменяется. Так мы получаем собственную личностную позицию.

Потребности человека также составляют его внутреннюю позицию, ведь с ними тесно связаны мотивы поведения и формирование ценностных ориентаций. Удовлетворенные потребности, становятся лишь условием развития личности, а не источником развития.

Считается, что человек не может стать личностью без условий социального окружения, поскольку именно через социум человек присваивает духовный опыт, исторические ценности, нормы и мораль. Кроме того, без общения человек не может развить такие стороны личности, как эмоциональную, волевую и рациональную, а именно через развитие сторон личности и происходит личностный рост.

Таким образом, внутренняя позиция личности, как и ее развитие, протекает в условиях социального взаимодействия, что позволяет человеку использовать накопленный коллективный опыт и формировать собственные ценности, мотивы и отношение к миру. Кроме того, в этих же условиях происходит формирование самоотношения, понимания себя и своего места в мире.

Вопрос 7. Социально-психологические подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Психоаналитический подход. Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, многие виды поведения, включая сны и оговорки, вызываются бессознательными мотивами. Личность в основном определяется биологическими потребностями. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «оно», эго, и суперэго, которые часто вступают в противоречие. «Оно» действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение потребности до того момента, когда его можно будет достичь социально приемлемыми путями. Суперэго (совесть) навязывает индивиду моральные стандарты. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над «оно» и суперэго.

Бихевиористский подход. Американский психолог Скиннер делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека – только терять время.

Гуманистический подход. Сосредоточен на субъективном опыте индивидуума, был создан как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического направления считают, что понятие человека о себе определяет его стремление к росту и самоактуализации. В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Экзистенциальный подход. В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Его основная концепция состоит в в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный инстинктами. который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией. Таким образом, экзистенциализм означает первичность духовной субстанции, а личность для нее - субъект-объект.

Интеракционистский подход. Данным названием традиционно объединяется целая «палитра» теоретических моделей социализации, для которых общим является акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением. личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая -имитация . На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следуетигровая стадия , когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д. Третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр , когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Следовательно, в рамках данного теоретического направления движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект.

ВОПРОС 8. Понятие, этапы, факторы и механизмы социализации личности .(по лекциям)

Социализация личности- это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается – с другой. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности.

Этапы (стадии)социализации:

1. Дотрудовая:

· Ранняя социализация (с рождения до школы)

· Стадия обучения (школа, ВУЗ)

2. Трудовая (от начала до конца трудовой деятельности)

3. Послетрудовая.

Факторы социализации:

1. Социальные:

1. Макро-факторы(страна, ее культура)

2. Мезо-факторы (местность, региональные условия, тип населени, СМИ)

3. Микро-факторы (семья, школа, коллектив)

2. Индивидуальные: личностные факторы (характер)

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.

Социальный статус - это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус - это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.

Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.

Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус - он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)

Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.

Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).

Временные - (пассажир, сосед)

Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах. Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.


Похожая информация.


ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

СВЕРХНОРМАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЫРАЖЕНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КОЛЛЕКТИВА И ЛИЧНОСТИ

Р.С. НЕМОВ

Проводимая в настоящее время реформа школы требует интенсификации психологических исследований по формированию у школьников активной социальной позиции, выражающейся в кровной заинтересованности в государственных и общественных делах, инициативном, творческом отношении к труду : «Вся атмосфера обучения и воспитания в семье и школе, в трудовом коллективе, пионерской и комсомольской организациях должны быть проникнуты духом коллективизма, идейности, непримиримости к иждивенчеству, к равнодушию... . Между тем именно в психологии проблема активной социальной позиции личности до сих пор остается слаборазработанной. В других научных дисциплинах - философии, социологии и педагогике - имеются работы, посвященные активной социальной позиции (см., например, ), однако из-за отсутствия должной поддержки со стороны психологов ее исследования еще не настолько продвинулись вперед, чтобы обеспечить решение практических задач по формированию и развитию у школьников такой позиции. Со своей стороны психологи вряд ли в состоянии решить проблему, не опираясь на фундаментальные философские, социологические и педагогические знания. Проблема активной социальной позиции ни в целом, ни в основном не может быть решена только средствами психологии.

В психологическом исследовании активная социальная позиция выступает как особая форма деятельности коллектива или личности и решаются вопросы изучения механизмов ее формирования, диагностики и развития. Психологическим выражением активной социальной позиции являются мотивы, ценностные ориентации, нравственные ожидания, моральные установки, отношения, поступки и результаты общественно полезной деятельности субъекта - коллектива или личности, соответствующие тому, что не может быть им предъявлено как обязательное к исполнению, официально предписанное, т.е. нормативное в правовом смысле этого слова. Речь идет о таких мотивах, ценностных ориентациях, установках, отношениях и результатах деятельности, которые отвечают интересам общества, ради прогрессивного развития которого данная деятельность осуществляется. Эти высшие проявления общественно полезной деятельности мы называем сверхнормативными.

Сверхнормативная деятельность есть социально-психологическое выражение активной социальной позиции коллектива и личности. В теоретическом и экспериментальном исследовании сверхнормативной деятельности мы будем исходить из того, что ее психологическое изучение не может ни подменить, ни заменить собой исследования мировоззренческих и социальных основ активной общественной позиции. Приоритет и «последнее слово» в понимании и объяснении сверхнормативной деятельности как выражения активной социальной позиции принадлежит всему комплексу общественных наук.

Исходным моментом определения сверхнормативной деятельности и установления путей ее экспериментально-диагностического исследования служит

сама общественная практика. Это относится и к психологии, и к другим наукам, для которых предметом изучения является активная социальная позиция. Поиск собственно психологического теоретического, экспериментального и методического подхода к решению проблемы требует предварительного рассмотрения реальных жизненных проявлений активной социальной позиции личности и коллектива в истории становления и развития социалистических общественных отношений. Такое рассмотрение позволит уточнить определение сверхнормативной деятельности, разработать соответствующие ее природе методы исследования.

Одним из первых и наиболее ярких проявлений активной социальной позиции коллективом и личностью в нашей стране стали коммунистические субботники . Подчеркивая социальное и политическое значение того нового отношения к труду, которое проявилось в коммунистических субботниках, В.И. Ленин говорил: «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу» . Подлинно коммунистический труд «есть бесплатный труд на пользу общества, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам (курсив наш. - Р. Н .), даваемый без расчета на вознаграждение, без условий о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу...» .

Яркими проявлениями сверхнормативной деятельности в первые годы Советской власти помимо коммунистических субботников стали шефство передовых рабочих над отстающими, создание и распространение производственных коммун, ударных бригад, коллективных форм производственного самоуправления, принятие встречных социалистических обязательств и планов, добровольное повышение норм выработки и стахановское движение. В годы Великой Отечественной войны возникли такие новые формы сверхнормативной деятельности, как движение «тысячников», «фронтовые бригады», добровольные массовые отчисления от заработной платы в фонд обороны. Сразу же по окончании войны развернулось движение за повышение производительности труда на основе внедрения в производство достижений науки и техники. В 60-е гг. получило широкое распространение движение за коммунистический труд.

Формы общественно полезной социальной активности, в которых проявляется сверхнормативная деятельность советских людей, в настоящее время продолжают развиваться. Все они убедительно свидетельствуют, что по мере дальнейшего совершенствования развитого социалистического общества сверхнормативная трудовая деятельность коллективов и личностей не только не исчезает, но приобретает новые, более соответствующие требованиям современности формы.

Обобщением социальной практики становления и развития коммунистического отношения к труду явились работы, посвященные теоретическим вопросам активной социальной позиции и общественно полезной деятельности школьников. А.А. Гусейнов, например, пишет о том, что активная социальная позиция предполагает такое внутреннее отношение к труду советского человека, когда он, исходя из своего гражданского долга, оказывается не только способным критически отнестись к достигнутому, но выбрать и следовать более совершенному общественному идеалу, более высоким, идущим в русле тех же самых ценностных ориентации целям . Ту же мысль - о том, что проявления сверхнормативной деятельности характеризуют более высокий уровень социально-психологического развития личности, подчеркивает Д.И. Фельдштейн: «Качественно новый исторический

уровень развития личности становится возможным именно на этапе развитого социализма… Главное здесь - это новый тип социальной активности, новый уровень сознания..., потребность самореализации не себя в обществе, а себя для общества» .

Рассмотрим некоторые принципиальные вопросы, относящиеся к проблеме сверхнормативной деятельности, решение которых определяет методологические рамки ее теоретического и экспериментального изучения. Один из них - вопрос о существовании качественно различных уровней регуляции социальной активности коллектива и личности. Из его решения вытекает одно из оснований для выделения сверхнормативной деятельности как особой, несводимой к другим формы общественно полезной работы.

Специалисты в области философии морали и права различают два вида социальных норм, соответствующие двум различным уровням социальной регуляции общественно полезной деятельности коллектива или личности: правовые и моральные. Правовые нормы в своем деонтическом содержании выражают обязательные требования, которым в своей социальной деятельности должны удовлетворять группы и индивиды, принадлежащие данному обществу. Правовые нормы рассматриваются как основа отношений, нормативно связанных с теми или иными правовыми актами. Нормы этого типа разрабатываются и утверждаются соответствующими инстанциями, существуют в виде законов, положений, уставов, уложений, инструкций, приказов и т.п. Отклонение от них обычно наказуемо и ведет к применению к нарушителю определенных санкций. Моральные нормы, в отличие от правовых, характеризуются меньшей категоричностью, менее выраженной формальной определенностью, меньшей императивностью и «санкционируемостью». Ценностно они связаны, как правило, с более высоким уровнем социальной, а именно нравственной регуляции поведения и соответствуют, скорее, не нормам как таковым, а нравственным ожиданиям.

Как критерий оценки деятельности коллектива или личности моральные ожидания опережают «правовую действительность». Их характерная черта состоит в том, что следующие им коллективы и личности опираются в своих действиях не на закон, а на собственную сознательность, чувство долга, высокую гражданственность, ответственность и требовательность. «Мораль зрелого социализма - это не «кодекс», обладающий качествами абсолютной завершенности, а процесс развития и совершенствования элементов истинной человеческой нравственности...» .

Мысль о том, что в регуляции социального поведения следует различать несколько уровней, высказывалась и обсуждалась неоднократно многими учеными, занимающимися проблемами личности и нравственности. В содержательную характеристику соответствующих уровней регуляции включалось отношение субъекта деятельности к существующим, узаконенным нормам. Их превышение рассматривалось как проявление социальной активности более высокого уровня, чем простое следование, не нарушение данных норм. П.А. Ландесман и Ю.В. Согомонов, например, назвали высший из уровней социальной регуляции поведения «сверхнормативным ярусом или сектором морального сознания» . Автор известной книги «Советский человек: формирование социалистического типа личности» Г.Л. Смирнов также пишет о недостаточности понятия нормы для решения проблемы многоуровневой регуляции социальной активности и выделения в ней более высоких и более низких уровней: «Норма выражает реальные отношения в специфическом виде - в виде требований общества к людям... Но нельзя упускать из виду, что реальные отношения несравненно богаче моральных и правовых требований, норм, и уже в силу этого невозможно ограничиться нормативными характеристиками» .

Для более точного обозначения разных уровней регуляции социальной деятельности, соответствующих правовым нормам и моральным ожиданиям, мы решили воспользоваться различными

терминами. Ту форму регуляции деятельности, которая связана с действием правовых норм, мы, как это и принято в большинстве работ, обозначили как нормативную, а ту, которая связана с функционированием и влиянием на поведение нравственных ожиданий - как сверхнормативную.

Использование в данном случае термина «сверхнормативная» требует пояснения. Все виды социальной деятельности личности или коллектива в своем регулятивном моменте так или иначе связаны с какими-то «нормами», выступающими для них в качестве эталона, образца. В этой связи употребление термина «сверхнормативная» несколько нарушает сложившуюся в социальной психологии традицию широкого использования понятия «социальная норма» (см., например, М.И. Бобнева ) и, естественно, порождает определенные трудности терминологического порядка. Однако их было бы больше, если бы тот вид социальной деятельности, которому посвящена данная статья, назывался иначе, чем «сверхнормативный».

Приведем некоторые дополнительные аргументы в обоснование данной точки зрения. Во-первых, развивающаяся социальная действительность ведет к появлению таких новых форм социальной деятельности, для которых еще не существует уже ставших, «узаконенных», обязательных для всех социальных норм. Именно таким в свое время было стахановское движение и многие другие, упомянутые выше, возникшие раньше или позднее примеры трудового энтузиазма, проявляемого советскими людьми.

Во-вторых, понятие «норма» характеризует принятые стандарты деятельности различных субъектов: общества в целом, организаций, групп, индивидов. То, что уже стало нормой для индивида или группы, может еще не быть нормой для организации и общества, как это, к примеру, характерно для указанных выше проявлений трудового энтузиазма отдельными коллективами и личностями. Более высокие нормы-стандарты социальной деятельности личностей, групп, коллективов и организаций по отношению к принятым другими людьми и общностями могут выглядеть как сверхнормативные. В этом плане различение нормативного и сверхнормативного необходимо для того, чтобы терминологически зафиксировать более прогрессивный характер деятельности одних личностей и социальных групп по сравнению с другими.

В-третьих, в ходе социально-психологического изучения регуляции деятельности возникает необходимость различения двух противоположных по нравственному содержанию форм отклонения поведения от принятых норм. Для характеристики одной из них в социальной психологии давно и широко используется словосочетание «отклоняющееся поведение», которое в сложившейся традиции его употребления имеет явно отрицательный оттенок, обозначает действия и поступки, не соответствующие норме, т.е. донормативные. В этой связи целесообразно выделить и обозначить как сверхнормативный вид деятельности, прямо противоположный по своему социальному смыслу отклоняющемуся поведению. Логика требует, чтобы он был назван сверхнормативным.

Общие, исходные теоретические положения социально-психологического исследования сверхнормативной деятельности как выражения активной социальной позиции личности или коллектива можно сформулировать следующим образом:

1. Только система общественных отношений, характерных для развивающегося социалистического общества и основанных на принципах коммунистической нравственности в массовом порядке порождает явление сверхнормативной деятельности. Именно в этой системе отношений следует искать ключ к глубокому пониманию происхождения, социальной и психологической сущности данной формы социальной активности личностей и коллективов.

2. Необходимым социально-психологическим условием для развития и проявления сверхнормативной деятельности личности или коллектива является их участие в деятельности более широких социальных общностей - больших социальных групп или организаций, где эти отношения уже построены

на ценностях и нормах коммунистической морали или по крайней мере имеются хорошие примеры таких отношений.

3. Сверхнормативная деятельность - сложное явление, которое имеет свои внешние и внутренние признаки - проявления и формируется в результате одновременного развития общих свойств субъекта, определяющих его активность, и специфических особенностей, связанных со зрелостью его нравственного сознания.

Рассмотрим, исходя из этих положений, основные проявления и возможные пути исследования сверхнормативной деятельности. Обратимся для этого к рисунку. На нем представлены виды, уровни регуляции, формы и проявления социальной деятельности, и среди них схематически задана область определения сверхнормативной деятельности, ее место среди других видов социальной деятельности, основные эмпирические проявления. Заштрихованная часть этой схемы включает систему основных понятий, в которых рационально (верхняя часть схемы) и операционально (ее нижняя часть) определяется сверхнормативная деятельность. Схема показывает место, занимаемое сверхнормативной деятельностью среди других видов социальной деятельности. С этой целью на ней представлены возможные виды, уровни регуляции и формы социальной деятельности.

Заметим, что не все виды и формы социальной деятельности могут называться сверхнормативными. К ней не относятся, например, общественно полезные формы социальной деятельности, ориентированные только на соблюдение правовых норм, и включаются те, которые связаны с нравственным уровнем регуляции. Это является еще одним аргументом в пользу обозначения обсуждаемого нами вида социальной деятельности как сверхнормативного.

Сверхнормативная деятельность эмпирически может проявляться во внутренних психологических характеристиках субъекта и вне его - в общении и результатах деятельности. Эти проявления сверхнормативной деятельности, в свою очередь, можно назвать субъектными, межсубъектными и объектными. Субъектные проявления сверхнормативной деятельности включают характеристики мотивационно-потребностной сферы, стимулирующие субъекта на повышенную общественно полезную активность, ценностные ориентации и морально-нравственные установки, взятые в их отношении к существующим правовым нормам и ожиданиям. Межсубъектные проявления сверхнормативной деятельности представляют собой разнообразные формы общения, порождаемого и поддерживаемого инициативой субъекта - коллектива или личности - с другими субъектами: коллектива с коллективом, коллектива с личностью, личности с коллективом, личности с личностью. Объектные проявления сверхнормативной деятельности - это практические субъекта, реальные результаты его общественно полезной деятельности, взятые в их предметном выражении и в отношении к целям общественного прогресса.

Рис. Виды, уровни регуляции, формы и проявления социальной деятельности

Различные проявления сверхнормативной деятельности у одного и того же субъекта могут совпадать и расходиться. Субъект, у которого внутренняя установка на проявление сверхнормативной деятельности уже образовалась, может не выявлять ее в реальных межсубъектных связях и в практических делах из-за отсутствия подходящих для этого условий. Межсубъектные и объектные проявления социальной деятельности со своей стороны могут внешне выходить за пределы существующих норм, т.е. казаться сверхнормативными, но в действительности побуждаться мотивами, отнюдь не соответствующими высоким нравственным идеалам. Возможность существования такого рода расхождений является основанием для выделения и изучения рассмотренных проявлений сверхнормативной деятельности как аналитически различных.

В качестве полноценного социально-психологического референта активной социальной позиции личности или коллектива их деятельность выступает тогда, когда налицо сосуществование и гармония всех трех сверхнормативных проявлений: субъектных, межсубъектных и объектных. Отсюда - следующие требования, которым должно соответствовать исследование, направленное на диагностику сверхнормативной деятельности:

1. Как феномен сверхнормативную деятельность коллектива или личности всегда следует оценивать комплексно, принимая во внимание все три возможных ее проявления: субъектное, межсубъектное и объектное.

2. Для дифференциальной оценки каждого из этих проявлений могут применяться различные методики. Но они должны позволять оценивать не столько отдельные проявления сверхнормативной деятельности, сколько весь феномен в целом. С этой целью в комплексе частных методик, предназначенных для изучения и оценки отдельных проявлений сверхнормативной деятельности, должна быть предусмотрена возможность интегрирования получаемых индексов отдельных проявлений в единый показатель, позволяющий судить о том, в какой мере у данного субъекта сформирована сверхнормативная деятельность как выражение его активной социальной позиции.

3. В комплекс диагностических методик, предназначенных для исследования сверхнормативной деятельности, должны входить экспертные оценки, экспериментальная методика и анализ результатов деятельности. Каждая из них имеет свои достоинства, которые дополняют друг друга и взаимно компенсируют недостатки, которыми обладает каждая из этих методик, взятая в отдельности.

4. При диагностике сверхнормативной деятельности обязательно должны учитываться имеющиеся нормы, так как без них само понятие сверхнормативной деятельности теряет смысл. Предварительное определение нормы выступает поэтому как необходимое и основное условие правильной диагностики деятельности как сверхнормативной.

В процессе выявления норм деятельности изучаемого субъекта - коллектива или личности - возникает ряд сложных вопросов, ни один из которых пока не имеет вполне удовлетворительного решения. Среди них следующие два: 1. Какое из определений нормы среди имеющихся в социально-психологической литературе в данном случае использовать? 2. Как понимать и определять норму по отношению к разным субъектам и различным проявлениям сверхнормативной деятельности? Признавая принципиальную необходимость решения этих и многих других, связанных с диагностикой норм, вопросов, нахождения удовлетворительного, теоретически основательного и эмпирически реализуемого ответа на каждый из них, мы в данной статье выскажем лишь некоторые соображения по этому поводу, оставив окончательное решение проблемы на будущее.

Нормой для субъективных проявлений сверхнормативной деятельности могли бы, например, стать статистически взвешенные результаты исследования обычных ценностных ориентации, мотивов и потребностей, установок и убеждений у многих субъектов -

коллективов или личностей, сверхнормативная деятельность которых интересует исследователя. При выявлении норм оценивания деятельности как сверхнормативной необходимо будет, вероятно, принимать в расчет два вида существующих норм: институциональные и конвенциональные. Первые обычно определены и закреплены формально (например, плановые задания и нормы выработки на промышленных предприятиях или в учреждениях), вторые приняты общим согласием людей, составляющих данную общность. Для каждого из проявлений сверхнормативной деятельности могут, таким образом, существовать два различных показателя, в основу одного из которых положена институциональная, а в основу другого - конвенциональная норма.

Что же касается эмпирической процедуры выяснения и способов практической оценки норм, то они в каждом конкретном случае должны устанавливаться в зависимости от особенностей субъекта деятельности и условий его существования. Развернутый ответ на вопрос о том, как в каждом конкретном случае практически выяснять и оценивать норму, может быть получен только в итоге специальных исследований.

Схема, изображенная на рисунке, показывает, что общественно полезная деятельность связана с двумя уровнями социальной регуляции: нормативно-правовым и морально-нравственным. С донормативным уровнем регуляции соотносится социальная деятельность, которой соответствует отклоняющееся поведение .

Выскажем несколько предположений, которые можно положить в основу экспериментально-диагностических исследований сверхнормативной деятельности. По-видимому, существуют внутренние условия, помимо внешней ситуации предрасполагающие субъекта к сверхнормативной деятельности. Они, вероятно, представляют собой специфическое сочетание положительных устойчивых психологических качеств субъекта деятельности. Можно, например, предположить, что проявление личностью сверхнормативной деятельности будет коррелировать с наличием у нее таких достоинств, как развитое чувство долга, совесть, ответственность, коллективизм, трудолюбие. Свой вклад в субъектное проявление сверхнормативной деятельности могут внести развитый мотив достижения, адекватная самооценка, внутренний локус контроля и другие мотивационно-динамические характеристики, побуждающие субъекта к повышенной социальной активности. При этом должен существовать и сильный внутренний нравственный контроль соответствующей деятельности. То же самое можно ожидать и в отношении коллектива как субъекта деятельности; здесь внутренней предпосылкой для сверхнормативной деятельности могла бы стать развитость специфических межличностных отношений, характеризующих уровень социально-психологической зрелости коллектива.

При изучении межсубъектного проявления сверхнормативной деятельности необходимо включение субъекта в реальное взаимодействие с другими - общение, в котором ему предоставляется возможность осуществления самостоятельного нравственного выбора: ограничиться ли в своих действиях по отношению к другому субъекту соблюдением только официально установленных норм, или, взяв на себя дополнительную ответственность, реализовать сверхнормативную деятельность. Поскольку речь идет о реальных поступках и действиях, то лучше всего для данной цели может подойти естественный эксперимент.

Объектные проявления сверхнормативной деятельности можно исследовать через анализ результатов общественно полезного труда коллектива или личности. Если, например, изучаются производственные коллективы, то там исследование данного проявления сверхнормативной деятельности провести сравнительно легко, так как производственная деятельность обычно точно нормирована. Для таких коллективов

почти всегда существуют установленные законом качественные, количественные и номенклатурные нормы.

Обсудим еще один важный теоретический вопрос. Он касается отличий понятия сверхнормативной деятельности от близких к нему понятий надситуативной активности, наднормативной активности и ответственности. Понятие надситуативной активности введено и операционально представлено в работах В.А. Петровского (см., например, ), а понятия наднормативной активности и ответственности раскрыты в публикациях А.К. Дусавицкого и К. Муздыбаева . Их мы и будем иметь в виду, приступая к сравнительному анализу.

Надситуативная активность экспериментально изучалась В.А. Петровским как проявление индивидуальной творческой активности субъекта при решении интеллектуальных сенсомоторных задач игрового типа. Ее мотивом в соответствующем эксперименте выступил специфический мотив риска, стимулированный непосредственным интересом к предмету деятельности - задаче. Мотивация надситуативной активности рассматривалась автором в отвлечении от влияний непосредственного социального окружения и значения выполняемого индивидом задания для окружающих людей, коллектива и общества в целом. При исследовании проявлений сверхнормативной деятельности ее субъект будет нами пониматься как обязательно включенный во взаимодействие с другими субъектами. Мотивационной основой сверхнормативной деятельности является не мотив риска не непосредственный интерес к предмету деятельности, а чувство долга перед людьми, значение выполняемой деятельности для коллектива и общества в целом. Понимание механизмов происхождения, формирования и развития сверхнормативной деятельности невозможно без учета влияний социального окружения. Сказанного нам кажется достаточно для того, чтобы сверхнормативную деятельность и надситуативную активность рассматривать как два различных, несводимых друг к другу и невыводимых друг из друга феномена.

Рассматривая понятие наднормативной активности, А.К. Дусавицкий пишет, что «существование наднормативной активности отражает противоречие между двумя различными целостностями: личностью и коллективом» . Он понимает наднормативную активность как проявляющуюся «за пределами необходимости, обусловленной целями совместной кооперативной деятельности» [там же]. Из сравнения приведенных высказываний, относящихся к наднормативной активности, с данным выше определением сверхнормативной деятельности следует, что эти феномены различны. Сверхнормативная деятельность по определению не может выходить за пределы необходимости, обусловленной целями кооперации, так как она ориентирована на более эффективную реализацию именно этих целей. Социальным источником сверхнормативной деятельности не могут быть противоречия между коллективом и личностью, а следствием - нарушение системы кооперации. Сверхнормативная деятельность не нарушает, а созидает, не разобщает или разъединяет, а соединяет и сплачивает личность с коллективом, поскольку именно в ней утверждаются подлинно коллективистские принципы человеческих взаимоотношений, соответствующие интересам как коллектива, так и личности.

Анализируя понятие ответственности, К. Муздыбаев пишет: «Все виды ответственности объединяет то, что они представляют собой формы контроля за деятельностью субъекта» со стороны общества или его самого. «В первом случае ответственность отражает подотчетность субъекта в плане реализации им требований общества или его институтов с последующим применением санкций в зависимости от степени его вины или заслуг» [там же]. «Во втором случае ответственность отражает отношение к должному самого субъекта...» [там же]. Характеризуя социальную ответственность как свойство личности, К. Муздыбаев считает, что она включает в себя выполнение индивидом определенных

обязанностей; «виды обязанностей, в свою очередь, позволяют выявить ответственность, т.е. обнажают общественную ее сущность...» [там же; 25]. Соотнося социально ответственное поведение со сложившимися нормами, К. Муздыбаев следующим образом уточняет свою позицию: «Мы будем говорить о социальной ответственности, имея в виду склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности» [там же].

Итак, мы имеем перед собой достаточно четкое социально-психологическое определение социальной ответственности, данное через понятие контроля, подотчетности субъекта, ориентации на требования и нормы общества, применения санкций, должного, круга обязанностей, склонности придерживаться принятых социальных норм. Сравнивая это определение с дефиницией сверхнормативной деятельности, мы усматриваем следующие различия между ними. Во-первых, сверхнормативная деятельность не предполагает ни внешнего контроля, ни подотчетности субъекта, ни применения к нему санкций в случае отсутствия с его стороны соответствующей активности. Во-вторых, сверхнормативная деятельность выражается не столько в склонности придерживаться общепринятых социальных норм, сколько в следовании им, сопровождающемся обязательным стремлением превзойти существующие нормы, ставить и достигать нравственно более высокие цели.

В настоящее время уже создана методика, предназначенная для исследования и диагностики сверхнормативной деятельности, и продолжается работа по ее совершенствованию. Ее описание и результаты работы по ней составят предмет наших дальнейших публикаций.

1. В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 40.

2. В. И. Ленин. Речь на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей. 4 декабря 1919 года. - Полн. собр. соч. Т. 39.

3. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. - М., 1984.

5. Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности. - М., 1984. - 286 с.

14. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М., 1984. - 201 с.

15. Петровский В. А. К психологии активности личности. - Вопр. психол. 1975. № 3. С. 26-38.

16. Смирнов Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. 3-е изд. - М., 1980. - 464 с.

17 Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания. - Вопр. психол. 1984. № 2. С. 43-51 .

Поступила в редакцию 6. VII 1984 г.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!