Философия анаксагора кратко. Учения анаксагора

Анаксагор. Принцип Анаксагора. Гомеомерия

античная философия диалектика мироздание

Первым крупным афинским философом стал Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.). Он тоже был родом из Малой Азии, там усвоил взгляды Анаксимена из Милета; затем переселился в Афины. Анаксагор, как и большинство древнегреческих мыслителей, занимался не только философией. Он уделял большое внимание математике, астрономии, физике.

Перу Анаксагора принадлежит сочинение с традиционным для того времени названием «О природе», от которого до нас дошло около 20 отрывков. Он тоже искал первоначало, но, в отличие от милетцев, Гераклита и других, это была не одна какая-то стихия или вещество.

Мир казался ему слишком разнообразным, чтобы выводить все из воды, воздуха, апейрона или огня. «Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти - плоть?» Там же, с. 40. - спрашивал Анаксагор. Для него ответ был ясен: это невозможно. Значит, делал вывод Анаксагор, «первоначалами являются мельчайшие частицы волоса, плоти, дерева и всех других вещей. Эти первоначала он назвал «семенами всех вещей», а Аристотель позднее - «гомеомериями» (буквальный перевод - «подобочастные»)» Там же, с. 40..

Каждая гомеомерия - это мельчайшая частица какого-либо вещества: крови, молока, золота, древесины, огня, железа и т.д. Гомеомерии вечны, их невозможно уничтожить. Причем каждая вещь содержит в себе семена всех вещей, Анаксагор выдвигает принцип: «Все во всем». Но каких-то гомеомерий всегда больше, они преобладают в данном предмете, поэтому предмет и становится тем, что он есть. Золото является золотом, потому что в нем преобладают гомеомерии золота, семена всех других вещей присутствуют в золотом кольце в исчезающее малом количестве. Так как гомеомерии вечны, то ничего не возникает заново и не исчезает бесследно: гомеомерии лишь соединяются или распадаются, образуя новые сочетания, новые предметы.

Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора

Первоначальное состояние мира, по Анаксагору, - неподвижная смесь всех гомеомерий. «Все вещи были вперемешку... И пока все было вперемежку, ничто не было ясно различимо» Спиркин, А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2002. - С. 40., - писал Анаксагор. Для того, чтобы возник мир, необходимо было «подтолкнуть» эту смесь, привнести в нее движение.

Такой движущей силой стал Ум (по-гречески - «Нус»). Нус - творец космоса, он движет миром, благодаря ему из хаотичного состояния и возник организованный мир различных вещей. Причем Нус - единственная абсолютно чистая, простая сила, не смешанная ни с чем другим: «Ум - бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо... если бы Он был смешан с чем-нибудь другим, то Он участвовал бы во всех вещах... Эта примесь мешала бы ему, так что Он не мог бы править ни одной вещью столь хорошо, как теперь... Он - тончайшая и чистейшая из всех вещей; Он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу» Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. - М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. - С. 49-50..

Силой Нуса начинается мировое круговращение, во время которого гомеомерии разделяются и соединяются, что приводит к возникновению различных предметов, вещей. Причем холодное, тяжелое, плотное и влажное собирается в центре и из него образуется земля, а горячее, сухое, светлое и легкое устремляется вверх и образуется небо. Вокруг устроенного таким образом мира находится вращающийся эфир. Вращение эфира отрывает от земли камни. Эти камни от трения при вращении возгораются, - так появляются звезды, Луна и даже Солнце. Они не падают на землю вследствие вращения эфира или, как мы сказали бы сегодня, центробежных сил.

Учение Анаксагора очень оригинально. Все его предшественники считали, что число первоначал конечно. Анаксагор впервые предположил, что число начал составляет бесконечное множество материальных элементов, которые приводятся в движение духовной силой - Умом, или Нусом. Но особый интерес у Анаксагора вызывала проблема превращения вещей, переход одного качества в другое. Почему белый и чистый снег при таянии дает мутную воду? Потому что качества жидкого и мутного уже содержались в снеге, хотя качества твердого и белого в нем преобладали. Во всем есть часть всего, - вот основной принцип философии Анаксагора.

Если взгляды Анаксагора еще нельзя назвать ни материалистическими, ни идеалистическими, - с одной стороны, гомеомерии материальны, с другой - Ум-Нус является вечным духовным началом космоса, - то натурфилософию Демокрита(ок. 460 - ок. 370 до н.э.) мы уже с полным правом можем назвать материалистической.

Учения Анаксагора

Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 гг. до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои воззрения: греки ошибаются, думая, будто что-нибудь имеет начало или конец; ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением – разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Таким образом, если ничто не может произойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами, или гомеомериями. (Это нечто, подобное современному пониманию химических элементов.) В противоположность Пармениду и Фалесу, учившим, что «Все есть едино», Анаксагор утверждал: «Все есть многое»; но масса стихий сама по себе хаотическая. Что сочетает элементы? Какая сила из неисчислимого множества стихий-зародышей устраивает всеобъемлющую гармоническую систему? Эта сила, говорил Анаксагор, есть Разум (Нус) – сила, движущая Вселенной. Он был последователем Анаксимена и впервые к материи присоединил разум, начав свое сочинение так: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Разум и их упорядочил». Поэтому Анаксагора прозвали Разумом. Он отверг и судьбу как нечто темное, а также случай, считая его причиной, неведомой человеческому разуму.

Анаксагор впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. Он понял, что материя как таковая не объясняет явлений движения, мышления и целесообразности во вселенском миропорядке. Нематериальное начало сущего Анаксагор определял по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала, которое играет роль мирового двигателя.

Разум, как понимал его Анаксагор, есть всеведущая и движущая сила, приводящая стихии в определенное устройство.

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ ВЕДАНТЫ При нашем исследовании относительно основных учений веданты нам помогут сами индусы; они в немногих словах сообщают нам, что они сами считают сущностью этой системы мышления. Я привел эти слова в конце «Трех лекций о веданте» (1894):«В полстихе я

Из книги Сознание говорит автора Балсекар Рамеш Садашива

Уровни учения В одной из книг Махарадж говорит о людях Запада, указывая, что в своих прошлых жизнях они были воинами Рамы. Присутствовали ли вы, когда он это говорил?Он говорил это довольно часто.Что он имел в виду?Это относится к мифологии «Рамаяны», в которой

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ На переломе XVII и XVIII вв. и в ходе XVIII в. в Англии получает развитие философия морали. Среди ее выдающихся представителей находится, в частности, Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671–1713). В работе «Характеристики, люди, нравы, мнения и эпоха» он приходит к такому

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Глава 8 Прозрение анаксагора Анаксагор родился в Клазоменах, городе в Малой Азии, около 500 года до н. э. Будучи греком, он являлся, несомненно, гражданином Персии, ибо Клазомены после подавления Ионийского восстания отошли к Персии. Вполне возможно, что он прибыл в Афины в

Из книги Обоснование интуитивизма [ёфицировано] автора Лосский Николай Онуфриевич

III. Учения о суждении Рассмотрев разные формы суждений, мы можем теперь определить понятие суждения и сопоставить своё определение с другими определениями и учениями. Согласно нашим взглядам, суждение есть отдельный акт дифференциации объекта путём сравнения. В этом

Из книги Лекции по истории философии. Книга первая автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Глава I. Первый отдел первого периода: от Фалеса до Анаксагора Так как от этой эпохи нам остались лишь предания и фрагменты, то мы можем здесь говорить лишь об источниках.1. Первым источником является Платон, который часто упоминает о более древних философах. Так как он

Из книги Подумайте об этом автора Джидду Кришнамурти

21. Цель учения Будет ли вам интересно, если мы попробуем выяснить, что такое ученье? Ведь вы ходите в школу, чтобы учиться, не так ли? Что же такое ученье? Думали вы когда-нибудь об этом? Как вы учитесь, зачем вы учитесь, чему вы учитесь? В чем смысл, в чем более глубокое

Из книги О пользе и вреде истории для жизни (сборник) автора Ницше Фридрих Вильгельм

Из книги Человек среди учений автора Кротов Виктор Гаврилович

Глава 6. От учения к личности Интересы учения и интересы человека Главная сложность ориентирования среди учений – в том, что интересы любого из них отличаются от интересов отдельного человека.Это не упрёк таким-сяким учениям, а естественный факт, очень важный для каждого

Из книги Энциклопедия йоги автора Ферштайн Георг

Из книги Огненный Подвиг. часть I автора Уранов Николай Александрович

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЯ Когда применять Учение? Наверное, не ошибемся, если скажем, что большинство для применения Учения ожидает каких-то чрезвычайных обстоятельств, каких-то особенных условий места и труда. Большинство, умиляясь слезно, мечтательно говорит - вот когда

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Учения Эмпедокла Эмпедокл (ок. 490-ок. 430 гг. до н. э.) родом из Агригенте, поэт, философ, демократ. Оказал воздействие на всю направленность научного и философского мышления. Внес большой вклад в развитие естественных наук. Он трактовал воздух как особую субстанцию. Ему

Из книги Политические онтологики автора Матвейчев Олег Анатольевич

Учения Платона Учение Платона о бытии, душе и познанииПлатон (427–347 гг. до н. э.) был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение – академию. Платон считается основателем объективного идеализма. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Из книги Подъем и падение Запада автора Уткин Анатолий Иванович

Важность учения Рабби Тарфон и другие раввины как-то были в Лиде, где им задали вопрос: «Что важнее, учение или практика?» Рабби Тарфон сказал: «Практика важнее». Рабби Акива сказал: «Учение важнее». И потом все сказали: «Учение важнее, ибо оно ведет к добрым

Из книги автора

Учения Особенно рельефно показали новую суть российско-китайских отношений совместные военные маневры 2005- 2007 гг.Летом 2005 г. Китай и Россия начали первые в истории совместные военные учения. Западные стратеги фиксируют возникновение новой коалиции. В Америке стали

А наксагор (ок. 500-428 до Р.Х.) - древнегреческий философ, происходил из Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ, деятельность которого протекала собственно в самой Греции, а не в греческих городах Малой Азии или Сицилии. Он имел знатное происхождение, однако отказался от обеспеченной жизни и посвятил себя философии. В Афинах был первым философом, который стал учить философии. Анаксагор также занимался и научной деятельностью, в частности математикой, астрономией, метеорологией. В своих исследованиях пришел к выводу, что солнце и другие небесные светила - не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. За это учение Анаксагор был обвинен в непочитании богов. Суд над ним закончился осуждением, штрафом и изгнанием из Афин.

Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые называются гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц- семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего -все".

Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии имеются попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности. В области познания Анаксагор считал, что главная роль здесь принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

Биографические сведения. Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э. - древнегреческий философ родом из г. Клазомены (Иония), по пригла­шению Перикла приехал в Афины, где он долгое время жил и работал. Враги обвинили Анаксагора в безбожии; Перикл спас его 1 , но Анакса­гору пришлось вернуться в Ионию.

Основные труды. «О природе» - сохранились фрагменты.

Философские воззрения. Первоначало. Первоначала бытия - это гомеомерии, «семена всех вещей»; они являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель определен­ного качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Исходный принцип Анаксагора - «все есть во всем». Это значит, что любая вещь содер­жит в себе гомеомерии всех видов. Свойство вещи, состоящей из гомео­мерии, определяется тем, каких гомеомерии в ней больше. Так, в огне больше всего гомеомерии огня, в железе - гомеомерии железа, хотя и в огне, и в железе присутствуют гомеомерии всех остальных видов. Изменение, превращение вещи связано с тем, что в ней одни гомеоме­рии заменяются на другие.

Но этот принцип относится и к самим гомеомериям. Каждая гомеомерия есть множество более мелких гомеомерии и содержит в себе гомеомерии всех качеств, т.е. в гомеомерии золота содержатся гомео­мерии железа, меди, белизны, жидкости и т.п. Но данная гомеомерия является гомеомерией золота потому, что большинство входящих в ее состав более мелких гомеомерии есть гомеомерии золота. Гомеомерии бесконечно делимы, любая, сколь угодно мелкая гомеомерия состоит из еще более мелких.

Гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только дви­жет мир, но и познает его.

Космология и космогония. Первоначальную смесь гомеомерии Нус приводит в круговое движение, отделяя теплое от холодного, свет­лое от темного и т.д. В центре собирается плотное, влажное, тяжелое и т.п. - так образуется Земля. Теплое, светлое, легкое и т.п. устремляет­ся вверх - так образуется Небо. Вращение эфира, окружающего Зем­лю, отрывает от нее куски - так образуются Солнце, Луна, звезды (ко­торые есть раскаленные камни). Гносеология. Все познается противоположным себе: холодное - теплым, сладкое - горьким и т.п. Ощущения не дают истины, гомеоме­рии познаются только умом.

Судьба учения. Анаксагор оказал непосредственное влияние на Демокрита и Сократа. Учение Анаксагора об Уме получило развитие в философии Платона и Аристотеля. Учение о гомеомериях остава­лось «не востребованным» вплоть до XX в., когда ряд физиков, зани­мающихся квантовой механикой, пришел к выводу, что элементарные частицы похожи скорее на гомеомерии Анаксагора, нежели на атомы Демокрита.

Пифагорейский союз

Пифагорейский союз (табл. 20), созданный Пифагором, был научно-философской школой и политическим объединением. Это была закры­тая организация, а учение его - тайным.

Древнегреческий учёный: математик и астроном. Автор максимы: «каждое - в каждом».

Вероятно, он первым высказал гипотезу о том, что Луна светит отражённым светом, который она получает от Солнца, а также о том, что при лунных затмениях Луна попадает в тень Земли…

Анаксагор около 30 лет прожил в Афинах (в эпоху Перикла ), где занимался преподаванием.

«Анаксагор ввёл свой принцип познания: неподобного подобным. Так только благодаря горячему мы можем ощутить холодное, благодаря кислому - сладкое и т. д. Кроме того, Анаксагор определил человека как самого разумного из всех существ, потому что у него есть руки. Произведения философа не сохранились. Основные его воззрения изложены в сочинениях других авторов, например, Диогена Лаэртского».

Табачкова Е.В., Философы, М., «Рипол классик», 2002 г., с. 25.

Аристотель сообщает: «Рассказывают, что когда кто-то, находившийся в... тяжёлом положении, спросил Анаксагора , ради чего лучше родиться, чем не родиться, последний сказал: «... чтобы созерцать небо и устройство всего космоса».

Увы, Анаксагор был обвинён жителями в безбожии и изгнан из Афин (точнее, изгнанием – по настоянию Перикла – была заменена его смертная казнь) за свою гипотезу, что Солнце является не чем-то божественным, а всего лишь раскалённой глыбой...

«Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня» - так учёный оценил это событие.

«Хорошо помнили афиняне и самого Анаксагора , о котором ходили многочисленные рассказы, впоследствии образовавшие устойчивую, прошедшую через многие века легенду. Из этой легенды - при всей недостоверности её отдельных деталей - выступает цельный и, по-видимому, исторически верный образ философа.

Прежде всего легенда рисует нам Анаксагора как человека, целиком посвятившего себя науке, т. е. как учёного-профессионала .

В Греции середины V века это был новый, дотоле небывалый тип человека. Все предшественники Анаксагора, о жизни которых у нас имеются хотя какие-либо сведения, - Фалес , Пифагор , Ксенофан , Гераклит , Парменид - были государственными деятелями, поэтами, религиозными вождями, но профессиональных учёных в позднейшем смысле слова среди них не было. То, что это был действительно новый тип, вызывавший удивление, а порой даже насмешки, показывает комедия Аристофана «Облака», в которой под маской Сократа был выведен и осмеян именно учёный-профессионал. Но в легенде об Анаксагоре к этому общему типу добавляются некоторые индивидуальные черты.

Весьма необычным, с точки зрения греков того времени, было у Анаксагора отсутствие узкого патриотизма, приверженности к родному полису. Покинув Клазомены - город, где он родился и вырос и где у него остались родственники, Анаксагор, насколько известно, никогда не стремился туда возвратиться. Как сообщает Диоген Лаэртский на вопрос: «Неужели родина тебя нисколько не интересует?» - Анаксагор ответил, указав на небо: «Помилуй Бог! Родина даже очень интересует меня».

А согласно другому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили его, не желает ли он быть перевезённым на родину, в Клазомены, он сказал: «Совсем этого не нужно: ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен».

Подобный космополитизм, осознание себя гражданином вселенной, предвосхищал мироощущение философов эллинистической эпохи, но отнюдь не был типичен для V века.

Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам. Отказавшись от полученного им по наследству имущества, Анаксагор полагал, что тем самым он обрёл внутреннюю свободу, столь необходимую для философа, посвятившего себя поискам истины.

По свидетельству Аристотеля , Анаксагор не считал счастливыми ни богача, ни властелина, говоря, что он не удивился бы, если бы по-настоящему счастливый человек показался толпе глупцом. У нас нет достаточных сведении о частной жизни Анаксагора, но можно с основанием предполагать, что его быт отличался скромностью и простотой».

Рожанский И.Д., Анаксагор, М., «Мысль», 1983 г., с. 20-21.

«Анаксагор стремился заразить афинскую молодёжь любовью к точным наукам - геометрии и астрономии.
Ещё Фалес и его ученики догадались, что солнечные и лунные затмения происходят в тот момент, когда Луна заслоняет свет Солнца от Земли - либо напротив, Земля заслоняет Луну от Солнца.
Но только Анаксагор сообразил, что можно использовать это редкое явление для измерения размеров Луны или Солнца. Нужно измерить диаметр тени, которую отбрасывает Луна на Землю во время солнечного затмения!
Для этого достаточно одновременно наблюдать затмение во многих городах Эллады, отмечая его максимальную фазу: полное ли оно, или какая часть солнечного диска была закрыта Луной в Афинах или в Милете? Квалифицированных наблюдателей в Элладе, конечно, не хватит; но можно устроить опрос всех прибывающих моряков в Афинской гавани! Затем нужно сопоставить данные наблюдений с известными расстояниями от Афин до других городов Эллады: так будет получен примерный «портрет» лунной тени на Земле.

Сказано - сделано. В итоге Анаксагор пришёл к выводу, что Луна холодный камень размером с Пелопоннес, то есть диаметром около 300 км. А метеориты это осколки Луны!
Мы знаем теперь, что Анаксагор грубо ошибся в числах: истинный диаметр Луны в 11 раз больше, чем рассчитал мудрый грек. Но первый блин часто выходит комом: заслуга Анаксагора в том, что он превратил астрономию в экспериментальную науку!
Следующее крупное открытие этого рода - выяснение размера Солнца - удалось Аристарху через полтора столетия после Анаксагора.

Вскоре после своих открытий (440 год до н. э.) Анаксагору пришлось покинуть Афины: его привлекли к суду за безбожие, ибо он посмел измерять размеры богов! Ведь Солнце это грозный бог Гелиос, а Луна – мстиельная богияня Геката!».

Смирнов С.Г., Лекции по истории науки, М., Изд-во МЦНМО, 2012 г., с. 9-10.

В изгнании он «…удалился в Лампсак и там умер. Когда правители города спросили, что они могут для него сделать, он ответил: «Пусть на тот месяц, когда я умру, школьников каждый год освобождают от занятий». (Этот обычай соблюдается и по сей день.) А когда он умер, граждане Лампсака погребли его а с почестями и над могилой написали:

Тот, кто здесь погребён, перешёл пределы познанья
Истину строя небес ведавший Анаксагор».

Диоген Лаэртский , О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., «Мысль». 1979 г., с. 107.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!