Конвергентная журналистика: понятие, типы. Новые технологии в журналистике

Цифровая среда; мультиплатформенность и мультиканальность; публика, «включенная» в сеть; мультимедийная журналистика, журналистика иммерсивная, дата-журналистика, журналистика дополненной и виртуальной реальности… Таков результат революционных изменений, которые происходят в мире медиа в XXI в. В этом учебнике рассказывается о тенденциях, подходах, технологиях, об особенностях и принципах работы журналистов в новом цифровом мультимедийном формате. Он расширяет представление о медиа, которые сегодня «везде», показывает связь мульти- и трансмедийности с креативными индустриями, а медиакоммуникаций – с цифровой экономикой.

Для студентов факультетов журналистики, журналистов-практиков, всех работников современных медиа, а также тех, кто интересуется современными мультимедийными коммуникациями.

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2017 году издательством Высшая Школа Экономики (ВШЭ). На нашем сайте можно скачать книгу "Мультимедийная журналистика" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 5 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

В цифровую эпоху меняются не только форматы и платформы СМИ. Глобальной перестройке подвержена сама «внутренняя кухня», непосредственно процесс подготовки контента. Журналист, как и издание, становится мультимедийным. На практике это означает, что он должен обладать гораздо более широкими, чем ранее, компетенциями, работать с любыми видами контента. Не менее значимым условием успешности СМИ в современной информационной среде становится предоставление площадки для возможности высказаться «случайным» журналистам, которыми становятся все, кто имеет аккаунт в социальной сети.

ВОВЛЕЧЕНИЕ АУДИТОРИИ

Андрей МИРОШНИЧЕНКО , российский журналист и теоретик медиа, автор книг о теории и практике журналистики

Краеугольный камень всех процессов, происходящих в медиа, - количество авторов, т.е. людей, способных сообщить информацию за пределы своего физического окружения. За 6 тыс. лет истории человечества их было около 300 млн. Сейчас за счёт Интернета технический доступ к авторству имеют 2 млрд 400 млн человек, т.е. за короткий период - 20 лет - на порядок больше, чем за всю историю. Это «взрыв авторства». Можно предположить, что через несколько лет, с учётом того, что население Земли стабилизируется на уровне 12-15 млрд человек, а интернет-охват составит до 80%, количество авторов вырастет до 8-10 млрд.

Мы до сих пор относимся к Интернету как к некоторой возможности: можно оперативно узнавать информацию, общаться и т.п. На самом деле Интернет становится обязанностью: уже сегодня, если какая-то компания не присутствует в Сети, то её для нас нет, мы у неё ничего не покупаем. Через несколько лет точно так же будет и для каждого человека: нет упоминания в Интернете, нет и личности. Социализация перемещается в Сеть, таков общий тренд.

Что же происходит, когда все люди обязаны присутствовать в Интернете? Они начинают структурироваться по типам своего технического отношения к возможности публикования. Первый тип публикаторов - человек как медиа. Любой человек, который завёл аккаунт в соцсети, становится медиа. Второй тип публикатора - знаменитость как медиа. Это отдельный тип, более профессиональный, у некоторых знаменитостей медийностью занимаются специальные люди.

Это условие существования публичной фигуры, и теперь они имеют возможность делать это без посредничества СМИ. Третий тип - бренд как медиа. Если человек-медиа чаще всего любитель, то корпорации демонстрируют профессиональный подход: нанимают людей, ставят бизнес-задачи, но также часто обходятся без профессиональных СМИ. Наконец, четвёртый тип - профессиональные СМИ, появившиеся в эпоху раннего капитализма и обеспечивавшие определённый социально-экономический уклад, который уже заканчивается.

Профессиональные журналисты отличаются от всех остальных тем, что остальные ещё учатся, а они уже умеют. Информация, произведённая профессиональными журналистами, - до сих пор основной контент социальных сетей. Но он уже не приносит экономической отдачи самой отрасли. Вместо СМИ возникает среда медийного самообслуживания. Теперь не нужно покупать информацию, более того, нужно учиться от неё защищаться. Ценным становится время пользователя, а не контент. И возможность каждого быть автором тоже становится товаром. Оказывается, что медиа будущего - это те медиа, которые предоставляют площадки авторства для своей аудитории, не сами транслируют сверху вниз, а вовлекают аудиторию, создают сервисы для публикаций.

Понятно, что не все авторы одинаково профессиональны, одинаково интересны. Постепенно пользователь понимает, что контент может быть разным, и контент разного качества обеспечивает разный отклик аудитории. После этого начинается отбор контента, его редактирование. Человек понимает, что имеет ценность обсуждение, что наибольший отклик вызывают социальные, аналитические темы. Это неизбежная эволюция медиаактивности.

Таким образом, можно провести классификацию авторов по типам их активности. «Мерцающие» авторы находятся на периферии авторского массива. Их авторское участие заключается в том, что они имеют аккаунт в соцсети и иногда что-то читают и оценивают. Их количество огромно, они участвуют в дистрибуции контента. При этом они осуществляют отбор, фильтрацию контента. Если происходит какое-то яркое событие, свидетелями которого они являются, они становятся случайными репортёрами и выходят в следующую авторскую категорию - начинают производить контент. Следующая категория - авторы-«молчуны». Это бесклавиатурные, «мышковые» авторы, которые участвуют в распространении контента с помощью кликов мышью - нажимают кнопки «лайк», «репост» и т.п., т.е. отбирают контент для распространения. Их огромная заслуга - вирусная дистрибуция, они служат фильтром, с помощью которого аудитория сама себе рассказывает, что происходит. «Пустые» авторы оставляют междометия, ничего не значащие реплики. «Реактивные» авторы, которые 10%, в основном комментируют. Наконец, авторы-принципалы, или эмитенты, - авторы, создающие темы. Они понимают: это значимо, на эту тему нужно писать. Авторов-принципалов всего 1%.

Основная задача медиа - понять, как работать с этим массивом. Первая идея редактора - купить активного блогера. Но сейчас медиа уже пошли дальше и думают над тем, как завлечь 89% «ленивых» авторов, которые лишь делают перепосты. Поэтому появляются сервисы «ленивого авторства»: различные голосования, форумы, примеры работы с толпой, проекты типа «Я - репортёр», когда случайным журналистам предлагается описать сюжет и даже получить за это гонорар. Таким образом, возникают различные механизмы вовлечения авторов в работу редакции. Редакция оказывается платформой, управляемой продюсерами контента, руками блогеров, которая позволяет аудитории авторствовать. Будущее медиа - в создании удобных экосистем для выражения этой авторской необходимости. Единственная ниша, где остаётся место для традиционной журналистики, которая сообщает «сверху вниз», это корпоративные и политические медиа.

МЕДИАЖУРНАЛИСТ: ЭВОЛЮЦИЯ И ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ

Андрей РЯБЦЕВ , заведующий отделом политики ИД «Комсомольская правда»

Редакция «КП» обслуживает все продукты: сайт, газету, радио, онлайн-ТВ. Основная обкатка контента происходит на сайте. Если в течение какого-то времени набирается много откликов, комментариев, мы берём материал в газету. На заседаниях редколлегии присутствуют представители всех четырёх подразделений холдинга. То, что можно «окартинить», идёт в телепроект. Радио работает с любой информацией, и, к слову, если журналист взял интервью и не записал его, то оно не идёт ему в зачёт.

Естественно, журналиста никто не заставляет делать всё от начала до конца, ролики монтируют профессионалы. Но если репортёр «держится» в кадре, может говорить, то он участвует на всех площадках, в том числе пишет монтажный план для видеороликов.

Журналист, который освещает какое-то событие, должен написать репортаж минимум в течение часа после события. Большую роль в его работе играют Twitter, социальные сети. Твиты сразу идут вместе с картинками на сайт, они же являются черновиками репортажей для сайта и газеты.

Первый шаг на пути эволюции медиажурналиста - из пишущего он должен превратиться в говорящего. Медиажурналист должен уметь выходить в прямой эфир, общаться с ведущим и экспертами в радиостудии: все оперативные новости наиболее Информация, произведённая профессиональными журналистами, - до сих пор основной контент социальных сетей. Но он уже не приносит экономической отдачи самой отрасли. Вместо СМИ возникает среда медийного самообслуживания. Теперь не нужно покупать информацию, более того, нужно учиться от неё защищаться. Ценным становится время пользователя, а не контент актуальны для радио. То же самое касается телевидения. До этого, правда, он должен попробовать писать заметки на сайт.

Следующий этап - работа в кадре. На все мероприятия к журналисту приезжает оператор с оборудованием, которое позволяет вести прямой эфир. Очень важен вопрос финансовой мотивации. Каждый вид деятельности журналиста оплачивается отдельно. Репортаж в газету стоит 2000 рублей. Твиттер-трансляция на сайте - 500 рублей. Если журналист сам снимает фото, ещё 500 рублей. Один выход в радиоэфир - 300 рублей. Что касается прямого эфира на телеканале, там всё зависит от качества, премия доходит до 5 тыс. рублей. Итого за день хороший репортёр может заработать до 8 тыс. рублей.

«ОБЛАЧНАЯ» РЕДАКЦИЯ

Ростислав ВЫЛЕГЖАНИН , руководитель редакции «Московские новости»

«МН» сегодня - это ежедневная газета, еженедельник, сайт и iPad-приложение. С переходом в мультимедийный формат система работы редакторов отделов кардинально изменилась. В августе 2012 г. перед командой была поставлена задача перезапустить издание и завоевать активную, молодую городскую аудиторию. При этом мы были вынуждены выпускать старую версию. В жёстких условиях ограниченности человеческих и финансовых ресурсов мы не могли содержать традиционную организационную структуру, в которой есть тематические отделы. Мы перестроили работу таким образом, чтобы оптимально использовать редакторско-авторский состав. Было создано несколько групп: корреспондентский отдел и продюсерский центр - «сердце» планирования, подготовки контента, распределения его на платформы. В этих условиях редакторы отделов становятся продюсерами, которые заказывают журналистам любой контент: текст, аудио, видео, фото на все платформы: на сайт, в газету, в социальные сети. Продюсер может написать техническое задание на разработку сайта, взаимодействует со сторонними подрядчиками, которые готовят какие-то мероприятия. Мы всю эту концепцию называем «облачная редакция»: продюсерский центр - центральное «облако», есть корреспондентский центр, фотослужба, отдел инфографики, выпуск сайта, выпуск газеты. Преимущество такой системы организации - экономия ресурсов. Неожиданным, но полезным эффектом оказалось то, что журналисты и продюсеры стали более мотивированными на создание хорошего контента, потому что им становится интересно, они сами решают, чем они занимаются. Продюсер обозначает тему, вокруг которой собирается проектная группа из обозревателей, представителей фотослужбы. Первая ступень - обсуждение в закрытой группе в Facebook, в которой происходит вся коммуникация внутри редакции. Те, кому интересно, присоединяются, в результате количество принуждений сокращается. Дополнительная экономия - время: журналист не привязан к редактору отдела, и, как только у него появляется свободная минута, он может заняться другой задачей, которая есть у другого продюсера.

МОНЕТИЗАЦИЯ ДИСКУССИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Юлия ЭЙДЕЛЬ , главный редактор интернет-издания «Частный корреспондент»

«Частному корреспонденту» уже пять лет, это издание начиналось как все - с большой редакции, гонораров, штатных редакторов отделов, корреспондентов не только в Москве, но и в регионах и за пределами России.

Практика показала, что много людей хотят высказаться на той же платформе, что и известные колумнисты, даже без гонорара, потому что далеко не везде им позволяли высказываться вне формата. Сегодня редакция «ЧасКора» небольшая благодаря тому, что мы стали потоковым изданием: формируем подборки из блогов и соцсетей, перепечатываем статьи из дружественных изданий. Мы стали первым онлайн-изданием в России, которое работает по лицензиям Creative Commons, так же как и «Википедия». Таким образом, мы демонстрируем открытость нашего контента, не ограничиваем возможность перепечатывать наши статьи. Это влияет на цитируемость издания.

Мы стали первым партнёром Facebook в России, у нас появились их плагины, где люди могли комментировать и оценивать статьи, а на странице Facebook - сейчас у нас 47 тыс. подписчиков, которые обеспечивают большую часть переходов на статьи.

Основная монетизация «ЧасКора» происходит через социальные проекты: мы выбираем тему, которую по той или иной причине интересно рассмотреть какой-либо компании, собираем экспертов. Отличие спецпроектов от пиара в том, что у нас нет интереса представить в выгодном свете компанию, возможно даже, что компания получит замечания и предложения по развитию. Проблема обсуждается честно, справедливо, недочёты выносятся на поверхность. Такими заказчиками у нас были Facebook в момент выхода на российский рынок, спецпроект «ВКонтакте», который хотел дистанцироваться от представления о нём как о сети для школьников, проект «Мос.ру» Правительства Москвы.

Рукопись подготовлена в рамках грантового проекта НИУ ВШЭ по изданию авторских учебников

Рецензент – кандидат филологических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ А.Н. Архангельский

А.Г. Качкаева

(От редакторов, гл. 1, пп. 4.2, 4.3, 4.4);

С.А. Шомова

(От редакторов, гл. 2); А.А. Мирошниченко (гл. 3);

Е.Г. Лапина-Кратасюк

(Интеллектуальная пауза); И.В. Кирия (пп. 4.1, 5.1, 6.1);

Г. Амирханова

(пп. 4.3, 4.4); О.М. Силантьева (пп. 4.5, 6.2, 6.3);

Ю.П. Пургин

(п. 5.2); М.С. Корнев (п. 6.4); М.В. Петрушко (п. 6.5)

Под общей редакцией А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой

В оформлении обложки использованы фотографии А. Качкаевой и А. Гердо: «Медиа-Двор на Хитровке» – специальный арт-проект в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства (2013) на территории факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ

От редакторов

Эта книга задумывалась как классический учебник. Но очень быстро, уже в пору создания первых глав, стало ясно: никакая «классичность», подразумевающая длительную стабильность, обязательную упорядоченность и соответствие строгим правилам, не применима к миру, главными характеристиками которого стали яркие, динамичные изменения и едва ли не ежедневные технологические прорывы.

Только представьте себе: еще десять лет назад не было смартфонов, в YouTube тогда едва выложили первое видео, а слово «дрон» было известно только военным. К 2025 г. человечеству – на некоторых территориях его земного проживания – обещают вхождение в непосредственный биологический контакт с роботизированным и оцифрованным миром, иную экономику, другое здравоохранение и образование. А помимо этого – «Интернет всего»; «дополненную и виртуальную реальность»; безграничную коммуникацию всех со всеми и подключение к сотням миллиардов приборов по сбору разнообразных данных (гео, тач, био); «умные сообщества», которые перестанут разделять непонятные языки (на то существуют программы распознавания и мгновенные переводчики) и которым будет доступна вся информация поисковых сервисов, все знания, накопленные человечеством за века…

Скорость изменений современной жизни позволяет считать, что эта картина будущего – не такая уж фантастика. Меняется мир, меняются индустрии и профессии, приспосабливаясь к требованиям цифровой среды. Меняемся и мы.

В 2015 г. «The Wall Street Journal» опубликовал занимательную статистику с ссылкой на 100-страничный доклад экономистов Оксфордского университета «Технологии в работе: будущее инноваций и занятости» . Эти цифры – наглядная демонстрация того, что происходит с информацией, интересами мировой публики и скоростями, в которых приходится работать современным медиа. По данным оксфордских исследователей, чтобы достичь цифры в 50 млн пользователей, телефонным компаниям потребовалось 75 лет. Радио получило этот результат за 38 лет, телевидение – за 13, Интернет за 4 года. У Facebook на это ушло 3,5 года, а игра «Angry Birds» смогла получить аудиторию в 50 млн пользователей за 35 дней . Эта же игра побила рекорд и по другим показателям – к июлю 2015 г. ее скачали 3 млрд раз. И это (вплоть до появления «Pokemon Go», многопользовательской ролевой игры дополненной реальности для мобильных устройств, которая за неделю после появления летом 2016 г. была установлена 10 млн раз) самое успешное, современное, мультимедийное медиа в мире.

После 2012 г. из цифрового медийного мира в Оксфордский словарь как «слова года» вошли понятия «селфи», «смеющийся смайлик со слезами» (эмодзи-смайлик) и «постправда».

В этой книге мы попробовали рассказать о тенденциях, подходах, технологиях и, самое главное, об особенностях и принципах работы журналистов в новом цифровом мультимедийном формате. В XXI в. количественные изменения в журналистике и медиакомпаниях большинства стран мира перешли в качественные. Эти изменения связаны прежде всего с возникновением избыточной информационной среды, становлением мультиплатформенности и мультиканальности, новым типом публики, «включенной» в сеть. Иммерсивная журналистика, дата-журналистика, журналистика дополненной и виртуальной реальности… Все эти словосочетания – результат революционных изменений, которые происходят в меняющемся мире, становящемся все более неопределенным, непредсказуемым, неоднозначным.

Перед авторами этого учебника стояла почти невыполнимая задача. Если вы сейчас держите его в руках, то он, признаться, уже устарел: за время, пока его печатали, в мире появились новые программы, инструменты и платформы, поступившие в распоряжение мультимедийного журналиста. Это с одной стороны. С другой, сегодня – как и во все времена – невозможно постоянно оправдываться перед читателем острой динамикой коммуникационных процессов и неизбежностью появления новых технологий – тогда никакой учебник не был бы написан. Поэтому, пока не придумано иного способа сопровождать вас в увлекательном путешествии по профессии в цифровом мире (кроме практики, разумеется), мы предлагаем вам познакомиться с самой книгой, а в перспективе, в будущем – возможно, и с ее сайтом-спутником. Цифровая книга – это часть нашей теперь уже обычной реальности.

Конечно, это не совсем традиционный учебник (время классических учебных пособий, увы, прошло) – скорее, проводник и помощник. Авторы не претендуют на всеохватность проблем мира мультимедийной журналистики, на единственно правильную, линейную логику размышления о ее сегодняшнем дне. Мы предлагаем читателю комплекс авторских взглядов на те или иные фрагменты современного бытования мира цифровых технологий, открытую и честную дискуссию специалистов о том, что такое мультимедийная среда и каково прошлое, настоящее и будущее мультимедийной журналистики.

В книге сделана попытка зафиксировать ускользающие процессы движения коммуникаций и показать, что современная цифровая реальность – это реальность текучая и скоростная. Понимание этого главного закона современной мультимедийной среды, надеемся, поможет читателю легче сориентироваться в ее рамках и привыкнуть к тому, что все будет меняться еще не раз, что все мы должны учиться жить в ситуации изменений, непрерывного образования и информационных перегрузок.

Сам факт того, что вы прочтете эту книгу, еще не даст вам единого и всеобъемлющего набора знаний, умений и опыта, которые понадобятся для того, чтобы сделаться журналистом или специалистом в области медиакоммуникаций. Зато мы – авторы – рассчитываем на то, что наша работа поможет вам понять, что такое мультимедийная журналистика, готовы ли вы и хотите ли этим заниматься, в каком направлении в сфере медиакоммуникаций имеет смысл двигаться дальше.

Безграничные информационные возможности наших дней задают стремительный вектор развития не только лишь в объёмах и качестве информации, но также и в методах её представления широкой аудитории. И главным двигателем всего этого механизма конвергенции, при которой границы и барьеры во многих планах попросту перестают существовать, является появление новейших информационно-коммуникационных технологий.

В первую очередь их влияние ощутимым образом сказывается на преобразованиях в журналистике, благодаря чему СМИ осваивают новые информационные площадки и более технологичные методы подачи контента.

Истоки современной тенденции

Привычное современное значение конвергенции для журналистики в 1970 г. ввёл в обиход американский социолог Дэниеэл Белл - автор теории формирования На тот момент под этим термином подразумевалась слияние компьютеров, телефонов, телевизоров в единые технологические приспособления.

Однако лишь с началом 90-х годов, когда Интернет получил быстрое и широкое распространение среди миллионов пользователей, конвергентная журналистика получила мощный импульс от «периодически обсуждаемой темы» до наиболее перспективного формата информационного вещания. И в последние 20 лет начало серьезно обсуждаться в профессиональных кругах.

Процессы глобальной интеграции

Слияние медийных и коммуникативных технологий в единую журналистскую сферу

Постоянно видоизменяющийся медиа-ландшафт (совокупность наиболее популярных коммуникационных технологий/сервисов в мире) тем или иным образом привносит тонкое размежевание в ряды современных СМИ, с учётом которого можно выделить целые жанры конвергентной журналистики:

  1. Медиа - издания достаточно локального плана, ориентированные в основном на определённый регион. Их деятельность ограничивается на одном из компонентов СМИ: газета, радио, телевидение или Интернет-ресурс. Именно подобный тип наиболее полным образом отображает то, что сегодня читатели называют «традиционными новостями». Что касается конвергенции, то в этой категории она обычно реализуется не дальше 1-2 описанных ранее уровней.
  2. Гипермедиа - этот жанр конвергентной журналистики не ограничивается лишь одной медиа-платформой для предоставления своего контента. Например, онлайн-газета, которая издаётся ещё и в печатном виде. Именно их чаще всех остальных подразумевают под понятием «мультимедиа»/ - сочетание в материале текста визуального ряда, аудио, графиков и прочих средств представления информации. Интеграция в гипермедиа, соответственно, протекает на всех трёх уровнях.
  3. Трансмедиа - довольно неоднозначный жанр, споры о котором не утихают до сих пор. Особое внимание уделяется социальным сетям (один из примеров трансмедиа), которые по своей сути лишь отчасти обладают признаками и функциями СМИ. В этом случае ставится под сомнение сама информативность контента, т. к. его созданием и редактированием занимаются не журналисты, а пользователи, склонные в большинстве своём к более коммуникативным (разговорным) средствам оповещения. К тому же, подобную медиа-платформу, выходящую по своему функционалу и практическому применению далеко за рамки одной журналистской деятельности, многие эксперты призывают не воспринимать в качестве серьёзной инновации. Ведь трансмедиа предоставляют пользователям не только публицистические труды, но и рекламу, развлекательный контент и многое другое.

Кросс-медийный синоним

Понятие "конвергентная журналистика" часто заменяют более профессиональным - обусловлено близостью сути этих терминов. Но при всем сходстве, разница между ними заключается в менее обобщённом значении последнего.

Кросс-медиа обязательно подразумевает использование изданием как минимум двух платформ вещания (печать, телевидение, цифровая и т.д.), а также распространение контента на целый ряд технических устройств (телевизоры, планшеты, смартфоны и др. гаджеты). Именно упор на различные типы платформ в своей деятельности и делает журналистику кросс-медийной.

Мультимедийный подход к поиску материала

Конвергентная журналистика всегда предполагает использование в публикациях различных аудио-, видео- и фотоматериалов, распространяя их на максимально широкий круг устройств вещания. Именно на таком простом теоретическом принципе строится довольно непростой на практике процесс поиска, обработки и оформления добытой информации журналистами:

  • Репортажи с мест событий непременно должны вестись с использованием видеокамер и последующего монтажа наиболее значимых моментов. К примеру, работа печатных СМИ если и предполагает в иных случаях съемку видеоматериала, то исключительно лишь для партнёрских ТВ-каналов.
  • Помимо этого, непременно требуются и соответствующие фотоснимки.
  • Полная интеграция всего рабочего персонала в создании медиа-контента. Команды журналистов из разных отделов мультимедийной компании в той или иной форме организуются в работе друг с другом, осуществляя не только лишь комплексный поиск материала, но и составляя визуальное оформление контента. При этом идёт совместная работа над базой данных, инфографиками и прочими медиа-элементами.
  • Наконец, не исключается и сотрудничество между различными мультимедийными СМИ в создании совместных проектов, поиске и редактированию материала.

Порой к статусу конвергентных СМИ приравнивают ещё и онлайн-журналистику, что является достаточно неточной оценкой этих информационных ресурсов. Так как они размещены в сети Интернет, то мультимедийный подход к созданию материала для них является лишь дополнительным элементом в подаче контента, но отнюдь никак не стандартным форматом вещания.

Эпоха цифры

В свою же очередь, издания, основа которых напрямую базируется в Интернете, получили отдельное название для своей категории - цифровая журналистика. Иногда для этого термина используется синоним «флеш-журналистика» (происходит от программы Adobe Flash, которая является лёгким и популярным инструментом в создании, публикации и редактированию мультимедийного контента в режиме онлайн).

Помимо использования возможностей Всемирной паутины для создания и продвижения своего контента, цифровые издания также предполагают поиск источников в среде различных сетевых ресурсов. В их число входят блоги, новостные сайты, RSS-каналы, социальные сети.

Цифровая журналистика (будь то онлайн-газета, новостной сайт и т. д.) напрямую связана с конвергентной по признакам своих мультимедийных возможностей и использованию платформы Интернет для публикации контента.

Из заметок критиков

Однако слияние различных жанров журналистики в единый информационный ресурс не обошлось без скептиков и ярых противников. Так, к отрицательным сторонам конвергентных СМИ относят прежде всего вопрос качества подаваемого материала.

Не утихают жаркие споры и о том, могут ли медиа-компании работать так же профессионально с одним и тем же контентом, представляя его сразу на нескольких разных платформах. Причём подобным вниманием наделена не только лишь западная, но и отечественная журналистика, которая также на сегодня имеет немало крупных мультимедийных представителей СМИ.

Что в итоге получает дорогой издательству читатель?

Развитие мультимедиа не только позволило синтезировать в контенте фото, видео и аудио, но и привнесло возможность добавлять в публикации гиперссылки на другие ресурсы, вводить интерактивные формы голосования, рейтингов и комментариев. Нельзя не согласиться, что такой подход представляет не только более информативный и разнообразный контент, но также существенно влияет на его восприятие в целом. К примеру, если в традиционных жанрах текст зачастую выполнял основную информативную роль, то в мультимедийных изданиях эта функция уже может быть возложена на видео или фоторяд. А слова при этом отходят на второй план, выполняя роль поясняющих комментариев, уточнений, заголовков.

Что касается аудитории, то её пассивный потребительский характер претерпел значительные изменения и теперь отличается большей активностью читателей, обладающих, в свою очередь, средствами влияния на информационное поле. При этом пользователи получили широкие возможности для индивидуального выбора желаемого формата, тематики и объёма необходимой информации.

На чём сегодня стоит новая журналистика

Стремительная глобализация информационных рынков с неминуемым исчезновением каких-либо границ между ними провоцируют вслед за собою конвергенцию компьютерных, вещательных и между собой.

Нынешние медиа-ресурсы в основном ориентированы именно на экран. Показ видео, фото, графиков значительно повышает удобство восприятия информации, представляя полный её объём в более лаконичном виде. Одновременно осуществляются различные комбинации звука, изображения и текста; причём уровень качества этого процесса ограничивается лишь творческими навыками рабочего коллектива и материальной базой.

К тому же, далеко не последнюю роль в формировании новой журналистики играет и общественное мнение, получившее широкую свободу выражения благодаря появлению интерактивных элементов в медиа-ресурсах. Сотни комментариев, тысячи голосов в опросах, общественные рейтинги и голосования - всё это стало пользовательским инструментом реального влияния на информационную среду, что также сказывается на векторе развития медиа-контента.

Медиасреда определяет сознание

Объединение разносторонних медиа-средств в одном продукте задаёт новые стандарты и нормативы в работе журналистов, которые обязаны сегодня владеть целым рядом актуальных навыков для качественной подачи материала в нужном формате. Достижение таких целей требует от новых журналистов универсальности в медиа-сфере, а также умелой работы с материалами различного типа и характера.

Для наиболее точного предоставления контента в нужном формате и содержании универсальный медиа-работник должен уметь профессионально выполнять целый перечень разноплановых функций. Среди них:

  • умение записи видеоматериала;
  • написание информативного и грамотного текста;
  • запись аудио-подкастов;
  • навыки монтажа;
  • опыт работы с блогерской сферой.

Охарактеризуй свой профиль, новый журналист

Нынешние требования предполагают наличие особого, мультимедийного типа мышления у каждого работника описанной сферы. И отображаться он должен, прежде всего, в профессиональных навыках:

  • в умении снимать видеорепортажи и делать фотосъёмки;
  • работать с различными компьютерными программами (в основном это касается знаний работы программ монтажа);
  • ориентироваться в сети Интернет, работая с качественными и информативными источниками;
  • качественно и быстро производить новостные материалы для сетевых ресурсов;
  • обрабатывать и передавать объёмные пакеты данных аудио- и видеоматериалов;
  • ориентироваться в блогерской сфере (в том числе сюда входит не только поиск информации, но и непосредственно ведение различных блогов);
  • быть доступным для руководства и команды в любой момент дня и ночи.

В итоге, именно подобный набор профессиональных качеств и умений журналиста определяет планку качества в создании далеко не самых простых по своей структуре мультимедийных публикаций.

В заключение о главном

Все современные читатели информационных изданий различных тематик и форматов так или иначе становятся свидетелями масштабных перемен. Перспективы развития конвергентной журналистики не упираются лишь в переход на сетевую платформу вещания и создание собственного сайта. Подобные полумеры, которые чаще всего использует конвергентная журналистика в малых СМИ регионального и корпоративного уровня, наоборот являются регрессом в развитии концептуально нового типа масс-медиа.

Суть перехода к новым форматам в условиях конвергенции заключается в использовании огромного количества всевозможных способов и инструментов представления информации в едином публикуемом материале. Разнообразие вариаций текстового наполнения, продвинутые графические технологии, анимации, фото, видеоматериалы, звук, внедрение в ресурс интерактивных элементов для аудитории - вот всё, на чём действительно держится интегрированная информационная журналистика, дающая пользователям приятный, удобно воспринимаемый информативный материал с максимальной наглядностью и возможностью свободного выражения личных рассуждений.

Единственный насущный вопрос, актуальность которого будет только возрастать в течении всего времени развития конвергентных СМИ, - это компетентность новых рабочих кадров, навыки и мышление которых должны быть способны предоставить аудитории мультимедийный контент по-настоящему высокого качества.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!