Конституции рсфср 1918 г выборы. Образовательный портал - все для студента юриста

В тексте Конституции избирательному праву посвящен целый раздел, состоящий из трех глав. Кроме того, вопросы избирательного права затрагиваются и в других главах.

Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права (глава тринадцатая). Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие "трудящийся", давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность.

Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Сюда прежде всего относятся нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не в связи с их нынешней социальной принадлежностью, а по причине дореволюционной неблаговидной деятельности - служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы - умалишенные и преступники. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. (изд. 2-е, перераб.) - "Зерцало-М", 2003 г.-с.64

В Конституции четко закреплен принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения. Он зафиксирован, правда, не в общей норме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма.

Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов - городов и селений. Уже в волостные органы непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета один депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 53). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. (изд. 2-е, перераб.) - "Зерцало-М", 2003 г.-с.65

Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, т.е. здесь выборы тоже двухстепенные. Но норма представительства исчисляется не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов.

Двухстепенные выборы в принципе установлены и для губернских съездов Советов. Но здесь допустима уже и третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде.

Не менее трех ступенек нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются в принципе из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на последнем.

Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: в принципе от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или, наоборот, от областей (ст. 25). То есть здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехстепенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные.

Следует подчеркнуть, что для многостепенных выборов характерно избрание депутатов депутатами. То есть здесь нет категории специальных выборщиков, как это было в царском избирательном праве, единственная задача которых - избрать представительный орган или даже следующую коллегию выборщиков. Депутаты всех съездов Советов избираются депутатами нижестоящей ступени Советов, функции которых отнюдь не сводятся только к выборам, ибо депутат - это полномочный вершитель всех государственных дел. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. (изд. 2-е, перераб.) - "Зерцало-М", 2003 г.-с.66

Таким образом, значительная часть населения была лишена избирательных прав. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. При выборах на Всероссийский съезд городские Советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды Советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тыс. избирателей, во втором -- от 125 тыс. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. -- 3-е изд.,

перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- с. 514 Подобное же преимущество городские Советы имели при выборах на областные и губернские съезды. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти.

Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным в Конституции правилом: рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Так создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, поскольку на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

По Отечественной истории государства и права

На тему:

Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 года

Вариант 11

Выполнила: студентка 1 курса, группы

Института целевой подготовки, заочное отделение (ГВД)

Зачетная книжка №

План работы


  1. Введение.

  2. Возникновение советского избирательного права.

  3. Избирательные права граждан по Конституции РСФСР 1918 года.

  4. Система выборов в органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года.

  5. Заключение.
Введение

После переворота в октябре 1917 года государственный строй в России претерпел радикальные изменения: на смену монархическому авторитарному строю и недолгому правлению Временного правительства к власти пришла РСДРП(б) 1 ; прежние господствующие классы (помещики, буржуазия, кулачество) перестали быть таковыми, а политическое руководство обществом перешло в руки пролетариата, идущего в союзе с беднейшим крестьянством» 2 . Была провозглашена диктатура пролетариата. Соответственно для успешного управления страной потребовалось создание государственного аппарата зародившегося Советского государства, что и стало происходить в первые же месяцы после октябрьского вооруженного восстания. Так, к началу 1918 года высшие органы государственной власти и управления в основном были созданы 3 . Успехи советской власти требовалось закрепить в обобщающем конституционном законе, который отразил бы основные изменения в общественном устройстве, в форме государственного единства, строительство государственного механизма. С другой стороны в связи с тем, что «ломка старого общественного строя» еще только началась, создавать развернутую полную конституцию было еще рано. Поэтому большевики решили издать краткий конституционный закон, закрепляющий основные достижения Октябрьской революции. Таким законом явилась Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная В.И.Лениным и принятая окончательно 18 января 1918 года. Тогда же (в январе 1918 года) на III Всероссийском съезде Советов впервые в связи с национальным вопросом заговорили о Конституции Российской Федеративной Республики и началась подготовительная работа по сбору и обобщению материала 4 . Весной 1918 года стало понятно, что система Советов, складывающаяся снизу, в результате непосредственного народного творчества, требует определенного упорядочения и ЦК поручил Я.М. Свердлову организовать комиссию для разработки основного закона. 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов Конституция была принята.

В Конституции отражался первый этап развития советского общества – диктатура пролетариата, обеспечивались правовые условия для строительства социализма в стране. В Конституции РСФСР 1918 года вопросам избирательного права полностью посвящен Раздел 4 «Активное и пассивное избирательное право» и отдельные статьи в других разделах.

§1. Возникновение советского избирательного права

Царскому самодержавию чужд был сам принцип выборности государственных органов, и выборы допускались с большой неохотой под давлением революционного движения. И даже в выборные органы власти избирательное право дореволюционной России допускало очень ограниченное число граждан, создавалось резкое неравноправие в пользе господствующих, более обеспеченных классов, фильтрации подвергались и те, кто был допущен к выборам 5 .

Коммунистическая партия выдвинула лозунг демократической республики, в конституции которой естественно должна была быть предусмотрена и демократическая избирательная система . В программе РСДРП были выдвинуты принципы всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, причем проводилась идея единого избирательного права, то есть эти принципы должны были соблюдаться как при выборах в местные органы самоуправления, так и в законодательное собрание. Так же предполагался низкий возрастной ценз(20 лет), равные избирательные права мужчин и женщин, полное соответствие активного и пассивного избирательного права, а также сравнительно краткий срок полномочий избранных – 2 года 6 . Уже Временное правительств в своей декларации от 3 марта 1917 года обещало созвать Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

В Положении о выборах в Учредительное собрание снимались национальные, вероисповедные, половые ограничения, устанавливался низкий для России возрастной ценз (20 лет), давались, правда, некоторые льготы для имущих классов (в городские думы могли голосовать лица, «имеющие в городе домашнее обзаведение…, или же имеют иные связанные с городом, определенные занятия» 7 . Вводился принцип пропорционального представительства, количество избранных по каждому списку гласных определялось пропорционально поданным за список голосам». Прямые выборы устанавливались только для уездных гласных.

Таким образом, после Февральской буржуазно-демократической революции в России установилась демократичная избирательная система. Но избирательное право было буржуазным, оно приспосабливалось к «избранию органов буржуазного государства, к тому же полуфеодальных» 8 . Акты временного правительства не отменяли, а лишь изменяли царские законы. Однако в это время Коммунистическая партия уже выдвигает лозунг перехода к социалистической революции, что требовало создания власти Советом с принципиально новым избирательным правом. Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до октябрьской революции. В.И. Ленин подчеркивал, что они сложились «естественно, в практике правотворчества трудящихся масс, притом даже еще в то время, когда в Советах господствовали меньшевики эсеры» 9 .

Уже при создании первых Советов рабочих депутатов начал складываться новый принцип избрания. Советы выступали как классовый орган и формировались по классовому принципу; администрация предприятий игнорировала рабочие собрания, естественно они не могли быть и избраны, следовательно, лишились как активного, так и пассивного избирательного права. В остальном же в советском избирательном праве того времени ограничений почти не было: в выборах могли участвовать граждане обоего пола, не было национальных, вероисповедных, тем более, имущественных цензов. Возрастные ограничения, если и вводились (что было не везде: если человек работает на заводе или на фабрике, то имеет и избирательные права), то были предельно низкими- 17-18 лет. Нередко в советы избирались и служащие, и даже офицеры. При выборах в крестьянские советы не выдерживался и классовый принцип: в выборах могли участвовать и кулаки и сельская буржуазия.

Но уже к концу 1917 года, в ходе большевизации Советов в них стало укрепляться пролетарское ядро. После октябрьского переворота центральные органы государственной власти обратили пристальное внимание на лишение эксплуататоров пассивного избирательного права. В обращении «Ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов» в декабре 1917 года указывалось, что в Советах крестьянских депутатов не место «кулакам, торговцам и прочим сторонникам насадителей кабальных отношений» 10 . Эта идея была закреплена в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в статье 7 главы 4: «…в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти» 11 . Во многих местах эксплуататоров решили и активного избирательного права.

В это время сложился специфический субъект избирательного права. Разного рода общественные организации, организации трудящихся, наряду с гражданами стали присылать в Совет определенное число своих представителей.

Итак, мы видим, что после февральской революции в советах стал складываться принцип всеобщего для трудящихся избирательного права, который окончательно сложился перед принятием Конституции РСФСР. Однако, между избирательными правами в областях и субъектах имеются определенные отличия.

В это же время складываются и различные нормы представительства от разных социальных групп трудящихся. Так как до января 1918 года существовали две системы советов – крестьянская и рабоче-солдатская, и у каждой была своя норма представительства, то сложилось неравенство представительства городского и сельского населения (удельный вес голоса крестьянина оказался в несколько раз ниже голоса рабочего). Это неравенство усиливалось тем, что сельские делегаты попадали в вышестоящие съезды опосредованно, через уездные, губернские, областные съезды, городские же – непосредственно. Также в городах в выборах наряду с гражданами участвовали и организации, причем один человек мог иметь несколько голосов (как член какой-либо партии, профсоюза, кооператива, рабочего коллектива).

Также в процессе деятельности советов выработался и порядок выборов. Первые Советы естественно избирались только прямым голосованием. Этот порядок сохранился и в дальнейшем для городов и селений. Но усложнение системы советов, создание съездов Советов привело к многостепенности выборов. По мере формирования вышестоящих советских органов увеличивалось и количество ступеней на избирательной лестнице. Но количество ступеней не было унифицировано, зачастую на всероссийских и губернских съездах Советов присутствовали одновременно советские органы разного порядка. Столь же неупорядоченно складывался и порядок голосования – применялось и тайное и открытое голосование.

Все это многообразие местных практик нужно было обработать и учесть в Конституции 1918 года. Требовалось выявить основные тенденции, выбрать из них лучшее, «способствующее укреплению государства диктатуры пролетариата» 12 .
§2. Избирательные права граждан по конституции РСФСР 1918 года

Конституция РСФСР 1918 года состояла из 6 разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции РСФСР; 3.Конструкция советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5.Бюджетное право; 6. О гербе и флаге РСФСР 13 .

Таким образом, избирательному праву в Конституции посвящен целый раздел, который состоит из трех глав (13-15). В главе 13 указывается, кто из граждан имеет право избирать и быть избранными. Статья 64 оговаривает, что право избирать и быть избранным не зависит от национальности, вероисповедания, оседлости и пр. Закрепляется и право женщин избирать и быть избранными. Возрастной ценз устанавливался в 18 лет, но в примечании 1 к статье 64 говорится, что «Местные Советы могут с утверждения центральной власти понижать установленную в настоящей статье возрастную норму» 14 .

Избирательные права предоставлялись лишь трудящимся, причем это понятие конкретизируется: дается точный перечень граждан, обладающих избирательными правами: добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом; лица, занятые домашних хозяйством и обеспечивающие трудящимся возможность производительного труда; солдаты советской армии и флота, а также вышеперечисленные гражданам, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность. Эти ограничения были вызваны конкретной исторической обстановкой того времени, которая требовала окончательного подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Так не имели права избирать и быть избранными нетрудовые элементы: лица, использующие наемный труд для собственного обогащения; лица, живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства. Также лишаются избирательных прав те граждане, которые до революции занимались «неблаговиднгой» деятельностью: служащие жандармерии, полиции, охранных отделений; члены царствующего в России дома 15 . Если граждане, входящие во вторую категорию не могли получить избирательных прав, то количество лишенцев из первой категории (нетрудовых элементов) со временем уменьшалось: в связи с национализацией земли, промышленности, банков бывшие помещики и капиталисты часто были вынуждены заниматься общественно полезным трудом, становясь, таким образом, трудящимися. На момент принятия Конституции лишены гражданских прав было около 5 миллионов человек – это меньше, нежели в России до революции и меньше, (в процентном отношении), чем в западных странах 16 . Позже число лиц, лишенных избирательных прав, колебалось в зависимости от политической конъюнктуры, особенно резко увеличилось оно в связи с упразднением новой экономической политики 17 . Были и стандартные ограничения в избирательном праве для умалишенных и преступников.

Особенностью Конституции РСФСР было то, что, выходя за рамки основного закона РСФСР, в ней ставились такие цели, как: «..вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма…» (ст. 4 главы 3). Это отразилось и на избирательном праве – право избирать и быть избранным предоставлялось и лицам, не вступившим в число российских граждан, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий (рабочим или крестьянам, не пользующимся наемным трудом) (примечание 2 к статье 64 и статья 20 Конституции РСФСР 1918г.) 18 .

§3. Система выборов в органы государственной власти по конституции РСФСР 1918 года.

В городские и сельские советы депутатов выбирали прямым голосованием (в городах 1 депутат на каждые 1000 человек, а в селениях – 1 депутат на каждые 100 человек), причем срок полномочий устанавливался в три месяца. Совет депутатов созывается не реже одного раза в неделю в городах и двух раз в неделю – в селениях. Для текущей же работы совет депутатов избирает исполнительный комитет (до 5 человек в селениях и до 15 в городах), который всецело ответственен перед Советом. (Глава 11, статьи 57-60) 19 .

В съезды советов, даже волостные, непосредственное представительство граждан уже исключается 20 . В волостные съезды депутаты избираются из каждого сельского Совета по расчету 1 депутат на 10 членов совета; в уездные – также из сельских советов по расчету один депутат на 1000 человек, но не больше 300 человек на весь район; в губернские - из представителей городских и волостных съездов по расчету 1 депутат на 10 тысяч жителей, а от городов – 1 депутат на 2000 избирателей, но не больше 300 депутатов на всю губернию; в областные – из представителей городских и уездных съездов по расчету 1 депутат на 25 тысяч жителей, а от городов -1 депутат на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область (глава10, статья 53). Таким образом, в Конституции четко закреплен принцип неравенства избирательных прав для городских и сельских жителей. Еще ярче это видно в статье 25, в которой отражается состав Всероссийского съезда Советов: из представителей городских советов – 1 депутат на 25000 избирателей, а для представителей губернских съездов – 1 депутат на 125000 жителей. В законе деются разные единицы измерения – так в городах счет идет по избирателям, а в селах – по жителям, более широкой категории граждан. На практике соотношение получалось примерно 1:3 21 в пользу рабочих. Иных социальных различий (для рабочих и служащих, интеллигенции, военнослужащих) в Конституции не проводится. Такое неравенство избирательных прав городского и сельского населения в России того времени было необходимо для установления диктатуры пролетариата, так как сельское население количественно во много раз превосходило городское.

В уездные и районные съезды Советов выбора двухстепенные, в областные – уже трехстепенные для сельских избирателей, и двухстепенные для городских (Глава 10, статья 53) 22 . Во Всероссийский съезд Советов выборы четырехстепенные для сельских депутатов и двухстепенные для городских (Глава 6, статья 25) 23 . Депутаты всех съездов советов избираются депутатами нижестоящей ступени Советов, функции которых не сводятся лишь к выборам – то есть, отсутствует категория выборщиков, как это было в избирательном праве до революции. Многостепенность выборов служила «фильтром», который препятствовал проникновению чуждых элементов в высшие органы государства. И не случайно для сельских жителей предусмотрено большее количество ступенек – это уменьшает вероятность проникновения кулаков в губернские, областные съезды и, тем более, во Всероссийский съезд Советов 24 .

Установление подробного порядка выборов в Конституции оставлено на усмотрение местных Советов и Всероссийского центрального Исполнительного Комитета. Однако указываются некоторые основные положения. Так, закрепляется производственно-территориальный принцип. Первичной ячейкой на выборах является избирательное собрание (собрание рабочих и служащих предприятия, сельский сход). День выборов устанавливается местными Советами (глава 14, ст. 66) 25 ,то есть, нет единого дня выборов для страны или уезда, нет и избирательной компании. Порядок голосования Конституцией не определяется, то есть по усмотрению местных Советов оно могло быть и открытым и тайным.

Для правильности проведения выборов Законом предусмотрено присутствие избирательной комиссии и представителя местного Совета, но когда присутствие представителя Советской власти и председателя избирательной комиссии оказывается технически невозможным, их может заменять председатель избирательного собрания (глава14, статья 68). В Конституции закрепляется документирование – так о ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии (статья 69) 26 . Глава 15 Конституции 1918 года посвящена проверке и отмене выборов. Для проверки выборов Советом назначается мандатная комиссия, которая докладывает о результатах проверки совету. В случае неутверждения какого-либо депутата назначаются новые выборы. Если же выборы признаются неправильными в целом, то вопрос об отмене выборов решается высшим по порядку органом Советской власти (статьи 71-76). В конституции закрепляется право избирателей отозвать депутата и произвести новые выборы (статья 78) 27 . Это право позволяет народу более полно осуществлять свою волю, но отозвать можно депутата из совета, со съезда же Советов отозвать делегата на практике было практически невозможно 28 .

Заключение

Таким образом, в Конституции 1918года закрепляются довольно широкие избирательные права, но только для трудящихся. Трудящиеся могли избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и пр. Более того, в выборах имели право участвовать даже лица, не являющиеся гражданами России, если они принадлежат к рабочему классу или не пользующимся наемным трудом крестьянству. Устанавливался довольно низкий возрастной ценз. Различное представительство от сельского и городского населения вполне отвечало поставленной задаче – установлению диктатуры пролетариата. То есть, в Конституции закреплялись такие избирательные права граждан, которые позволяли строить демократию большинства трудящегося населения против меньшинства эксплуататоров.

Список использованной литературы


  1. Земцов Б.К. Конституционные основы большевистской власти (первая советская Конституция 1918 года)//Отечественная история. М., 2006. №5, с.65-74.

  2. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2006. 240 с.

  3. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник

  4. История государства и права России. Учебник под ред. Титова Ю.П. М., 2006. 544с.

  5. Соколов А.К. Курс советской истории 1917-1940. М.. 1999. 272с.

  6. Хрестоматия по истории государства и права России./ сост. Титов Ю.П., М., 2010. с. 290

  7. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003. 215с.

  8. Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Россия(1917-1928 года). СПб, 1997. 400с.

Основные принципы избирательной системы, закреплённые Конституцией РСФСР 1918 года:

1) лишение избирательных прав буржуазии;

2) неравные нормы представительства для рабочих и крестьян:

3) непрямые выборы в нелокальные советы.

1. Конституция РСФСР 1918 года, записавшая в 23-й статье лишение прав буржуазии, фиксировала, то, что фактически сложилось на протяжении всего периода существования советов в силу того, что буржуазия сама противопоставила себя советам.

"Озлобление буржуазии против самостоятельной и всемогущей (ибо всех охватывающей) организации угнетенных, борьба - притом самая беззастенчивая, корыстная, грязная - борьба буржуазии против советов, наконец, явное участие буржуазии (от кадетов до правых эсеров, от Милюкова до Керенского) в корниловщине, - вот что подготовило формальное исключение буржуазии из советов".

То обстоятельство, что лишение избирательных прав буржуазии было записано советской Конституцией, ни в какой мере не означало, что это лишение рассматривалось партией и советским правительством как обязательное при всяких условиях мероприятие диктатуры рабочего класса. Программа партии, принятая в марте 1919 года, в разделе общеполитическое специально разъясняла временный характер такого рода мероприятий.

2. Наряду с лишением избирательных прав буржуазии Конституция РСФСР 1918 года, как уже указывалось, зафиксировала и неравенство норм представительства рабочих и крестьян и непрямые выборы в нелокальные органы. Еще I всероссийское совещание советов рабочих и солдатских депутатов (29 марта - 3 апреля 1917 года), большинство на котором принадлежало соглашателям, выработало норму представительства для рабочих и солдат - в среднем 1 на 25 тысяч избирателей. Примерно тогда же, в апреле 1917 года, эсеровское оргбюро "Всероссийского союза крестьянских депутатов" выработало для выборов на I съезд крестьянских депутатов иную норму представительства, а именно: 1 депутат на 150 тысяч населения и не менее 1 - от уезда.

Таким образом, неравные нормы представительства для рабочих и крестьян были разработаны еще до Октября. Эти нормы, принятые лишь с небольшими изменениями после социалистической революции, закрепили формально преимущества в пользу рабочих и – на том этапе развития – способствовали закреплению руководящей во всей революции роли городского промышленного пролетариата.

Известно, что программа партии, указывая на эту особенность советской Конституции 1918 года, в то же время разъясняла "временный характер этих преимуществ, исторически связанных с трудностями социалистической организации деревни".

3. Что касается непрямых выборов в нелокальные органы, то этот порядок выборов, сложившийся также еще до Октября, когда были заложены формы объединений советов в волостном, уездном, губернском и всероссийском масштабах в лице волостных, уездных, губернских и всероссийских съездов и их исполнительных комитетов, вполне оправдывал себя на пройденных советским государством этапах. "Непрямые выборы, - писал Ленин, - в нелокальные, неместные советы облегчают съезды советов, делают весь аппарат дешевле, подвижнее, доступнее для рабочих и для крестьян в такой период, когда жизнь кипит и требуется особенно быстро иметь возможность отозвать своего местного депутата или послать его на общий съезд советов


Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

За гражданами РСФСР закреплялись следующие права:

Свобода совести (церковь отделяется от государства и школа от церкви);

Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды;

Свобода слова и печати;

Свобода собраний (предоставление в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением);

Свобода объединения в различные союзы;

Предоставление полного, всестороннего, бесплатного образования;

Установление равных прав для граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности.

Право избирать и быть избранным в Советы.

РСФСР лишает прав тех, кто пользуется ими в ущерб интересам социалистической революции.

Обязанности:

Трудовая обязанность;

Воинская повинность (право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагается отправление иных военных обязанностей).

Избирательное право. Принципы советского избирательного права стали складываться до Октября, когда в Советах еще господствовали меньшевики и эсеры. Тогда же сложились новые подходы к формированию избирательного корпуса. Во многих местах эксплуататоров стали лишать активного избирательного права.

Укоренился принцип, по которому новое избирательное право складывалось как не вполне равное. Прежде всего, это касалось различий между рабочими и крестьянами. Такое различие сложилось в силу того, что до января 1918 г. существовали две системы Советов - рабоче - солдатская и крестьянская, каждая со своими нормами представительства. При слиянии этих систем уже принятые нормы представительства сохранились.

Основной закон закрепил принцип всеобщего (но только для трудящихся) избирательного права. Устанавливался лишь один возрастной ценз (18 лет). Статья 65 была посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав (лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором).

Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения в городах, счет идет по избирателям на селе - по жителям более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1.

Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. В послереволюционные годы многостепенные выборы служили своеобразным фильтром препятствующим проникновению «чуждых элементов» в высшие органы государства.

Конституция исходила из производственно-территориального принципа. Выборы проводились в дни устанавливаемые местными Советами. Единого для всей страны дня выборов не устанавливалось, по сути дела никакой избирательной кампании не проводилось. Голосование могло быть как тайным, так и открытым. Конституция закрепила и право отзыва депутатов из Советов.

13.Партийно-государственная доктрина «права наций на самоопределение». Ее реализация в законодательстве и практике государственного строительства. Образование РСФСР и других независимых советских республик. Взаимоотношения этих республик до образования СССР.

I Мировая война и революция привели к распаду Российской империи, что не могло не сказаться на взаимоотношениях между народами. Поэтому большевики должны были обращать самое пристальное внимание на национальный вопрос. Без его решения захват власти в стране был невозможен. Еще до 1917 года была разработана доктрина о праве наций на самоопределение, то есть нации и народы имели право и должны были сами определять, решать свою судьбу. Эта партийная доктрина уже фактически присутствует в Декрете о мире, принятом на II Съезде Советов. Декрет предлагал заключить справедливый демократический мир, то есть мир без аннексий и контрибуций, что означало по существу право наций на самоопределение. Под аннексией в Декрете понимался не только захват, но и удержание чужих земель, произведенные как во время войны, так и до нее в Европе и на других континентах.

Партийная доктрина скоро стала партийно-государственной, так как была узаконена в начале ноября 1917 года Декларацией прав народов России. Право народов на самоопределение утверждалось и в ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Съезде Советов. Декларация провозгласила, что Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, не устанавливая однако конкретных форм федерации советских национальных республик. Декларация вошла в первую советскую Конституцию 1918 года. Народы России в той или иной мере пользовались правом на самоопределение: одни нации и народности образовывали независимые от России государства буржуазного типа: Финляндия, Восточная Польша. Другие нации создали независимые советские социалистические республики: Украина, Прибалтийские нации (Литва, Латвия, Эстония), Белоруссия, а в начале 20-х Азербайджан, Армения, Грузия. Третьи создали независимые советские республики: Бухарская, Хорезмская. Оставшаяся часть бывшей Российской империи назвала себя Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР), которая была провозглашена в ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в январе 1918 года. Таким образом, Российская советская республика из унитарного государства превращалось в федерацию, практическое строительство которой началось после Съезда по линии создания автономных единиц внутри РСФСР. Среди автономных советских республик можно назвать Туркестанскую, Терская, просуществовавшую дольше всех. Правовое положение автономных республик 1918 года не было определено достаточно полно и четко. Все республики подтверждали государственно-правовую связь с РСФСР, то есть автономию, но ее границы каждая понимала по-разному. Кроме того, в составе РСФСР были созданы автономные области. К особенностям РСФСР можно отнести то, что она была создана законом, что Россия была асимметричной федерацией: не все народы получили право на автономию, например, губернии населенные русскоязычным населением, право быть субъектом РФ не получили.

До 1922 года отношения между РСФСР и другими независимыми республиками строились как федеративные. Связи достаточно тесные. По декрету ВЦИК “Об объединении советских республик для борьбы с империализмом” наркоматы становятся общими органами для всех советских республик. Связи налаживались в различных сферах: армия, экономика (наличие общих органов управления хозяйством ВСНХ), внешняя политика. 1921-1922 года - происходит переход к новому этапу взаимоотношений, характеризующийся укреплением дружественных связей. В основном отношения оформляются в виде двухсторонних договоров, а эти связи не очень прочные. Изменились цели: в годы гражданской войны - это, главным образом, обеспечение победы над врагом, теперь - восстановление народного хозяйства советских республик. Форма связей практически не изменилась - это участие представителей республик в работе высших органов власти РСФСР. Появились новые формы взаимоотношений советских республик с капиталистическими странами - мирные, дипломатические и торговые. В 1922 в Генуэзской конференции участвует делегация РСФСР от лица других республик. Расширяются и углубляются хозяйственные связи. Установлен единый хозяйственный план (план ГОЭЛРО). Проводятся общие экономические совещания (ЭКОСО). По декрету ВЦИК 1921 устанавливается единый бюджет, то есть утверждается единая налоговая и денежная система. Несмотря на тенденцию к объединению хозяйства, транспорта, денежно-финансовой системы республик, связи в виде двухсторонних договоров не очень прочны. Между республиками постоянно возникают прения. Сама жизнь диктует необходимость более тесного объединения.

14.«Военно-коммунистическое» государство: основные черты. Красный террор, революционные трибуналы, чрезвычайные комиссии в период гражданской войны.

Вое́нный коммуни́зм - внутренняя политика Советского государства, проводившейся в 1918 - 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, запрещение частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений, уравнительство в распределении материальных благ, милитаризация труда. Такая политика соответствовала принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должно было возникнуть коммунистическое общество.

Красный террор - комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны в России (1917-1923 годы) против социальных групп, провозглашенных классовыми врагами, а также против лиц, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности. Являлся частью репрессивной государственной политики большевистского правительства. Исполнителем репрессий являлись органы ВЧК СНК РСФСР (Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности) и, согласно Постановлению, «ответственные партийные товарищи».

Революционные трибуналы (ревтрибуналы) - чрезвычайные судебные органы, существовавшие в некоторых Советских республиках и Советской России в 1918-1923 годах. Революционные трибуналы, наряду с ВЧК и местными чрезвычайными комиссиями, являлись органами, осуществлявшими Красный террор 1918-1922 годов.

ВЧК СНК РСФСР - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР (1917-1922). ВЧК являлась органом «диктатуры пролетариата» по защите государственной безопасности РСФСР, «руководящим органом борьбы с контрреволюцией на территории всей страны».

15.Государственное регулирование производства, распределения труда в период «военного коммунизма» (продразвёрстка, главкизм, карточная система, трудовая повинность).

В условиях гражданской войны и иностранной интервенции государство переходит к политике военного коммунизма. Под “Военным коммунизмом” понимается общество, живущее на основе таких же принципов и норм, как и армия (синоним казарменного коммунизма). В советской историографии принято различать военно-коммунистическую хозяйственную систему, военно-коммунистичекую государственность и военно-коммунистическую идеологию. Военному коммунизму как хозяйственной системе характерны признаки:

а) продразверстка. Продразверстка устанавливалась не сразу. Вначале новая власть установила государственную монополию на хлеб, таким образом обмен промтоваров на хлеб мог осуществляться только государственными органами. Но наладить товарообмен государству не удается. Заготовительный аппарат советской власти еще слишком слаб, к тому же значительная часть промтоваров расхищается. Поэтому в феврале 1919 года Совнарком издает декрет о продразверстке, устанавливающий обязанность для производителей хлеба (в основном крестьяне) ежегодно сдавать государству “излишки хлеба”. Отказ от сдачи излишек вел к уголовному наказанию в виде лишения свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. Постепенно продразверстка была распространена и на другие с/х продукцию. Это был фактически единственный способ добиться снабжения армии и города продовольствием в условиях военной блокады и разрухи.

б) форсированное “огосударствование” промышленности. Советская власть была вынуждена форсировать национализацию крупной промышленности, а также средней и мелкой. К лету 1918 года были национализированы основные отрасли промышленности, затем в несколько этапов средняя и мелкая. К концу 20-ого года вся промышленность в собственности государства.

в)“Главкизм”: как система управления промышленностью, разновидность командно-административной системы управления. При этой системе предприятия полностью лишались хозяйственной самостоятельности. Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков распространялась даже на кустарную промышленность. Таким образом, никакой речи о коммерческом хозрасчете не шло.

г) уравнительное распределение материальных благ в обществе - по-другому и не могло быть в условиях нехватки самого необходимого; зарплата чаще всего выдавалась в виде набора предметов первой необходимости.

д) трудовая повинность: была утверждена в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в январе 1918 года. Трудовая повинность, то есть принудительное использование государством рабочей силы, первоначально носила ограниченный характер, рассчитана главным образом на эксплуататорские элементы и служила способом привлечения этих элементов к труду. Но затем она распространяется и на самих трудящихся (рабочих и крестьян). Обычными мероприятиями стали мобилизации специалистов отдельных отраслей народного хозяйства, проводившиеся 1918-1920 года. В декабре 1919 года создана комиссия по трудовой повинности во главе с Троцким, разработавшая программу основных действий. В период гражданской войны распространились два основных вида трудовой повинности: 1) милитаризация труда (работники предприятий переводились на положение военнослужащих со всеми вытекающими последствиями: нарушение трудовой дисциплины считалось воинским преступлением, нетрудящиеся часто объявлялись дезертирами; 2) использование воинских частей в качестве рабочей силы: целые армии объявлялись трудовыми (например в начале 1920 года 3-я Красная армия без изменения структуры преобразована в 1-ю революционную армию труда).

е) наконец, введение карточной системы.

Таким образом, политика государства в экономической сфере диктовалась необходимостью победы в гражданской войне и была направлена на обеспечение советской армии.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выбо­рам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».

Значительная часть населения была лишена избирательных прав. К ней относились: лица, использующие наемный труд в целях извле­чения прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматри­вать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов городские советы имели более высокую норму пред­ставительства, чем губернские съезды советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, во втором - от 125 тысяч избирателей. Подобное же преимущество городские советы имели при выборах на областные и губернские съезды советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным
в Конституции правилом - рабочие принимали участие в выборах
не только в территориальных округах, они голосовали также в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных ор­ганах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в
советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Госу­дарственную Думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответ­ствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр,
предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффек­тивный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

Первые декреты о суде

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточ­но многообразный характер: революционные суды, народные суды, мировые суды, суды народной совести, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «совестью» и обычаями.

Первым государственным актом, положившим начало формиро­ванию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 1). Он упразднил все дореволюцион­ные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г., ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных сле­дователей, Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Со­став суда избирался местными советами.

Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важ­ных гражданских (сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (на­казание до двух лет лишения свободы) дел.

Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступив­шие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассацион­ное обжалование могло вести к отмене приговора или решения ниже­стоящего суда, если вышестоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нару­шения процессуальных, уголовных норм, несправедливость приго­вора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться дек­ретами В1ДИК, СНК, положениями политических программ (партий большевиков и левых эсеров), «революционным правосознаньем» и «законами свергнутых правительств», если они не противоречат выше перечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 19J8 г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет о суде (№ 2), расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов, и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседа­телей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только об акте преступ­ления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания.

Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширяв­ший компетенцию местных судов (иски до десяти тысяч рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Кассационные жалобы рассмат­ривали Советы местных народных судей, состоявшие из постоянных сулей нижестоящих судов. Декретом ВЦИК создавался в Москве Кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов. В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!