Избирательное право по конституции рсфср 1918 г. Избирательная система

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Факультет юридический

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История отечественного государства и права»

на тему: «Государственные реформы первой четверти XVIII в. и избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г.»

Выполнила: студентка 102 группы

юридического факультета

специальности «Юриспруденция»

заочной формы обучения Л.Н. Жданова

Проверила: канд. юрид. наук, доц.

Н.Р. Герасимова

Саранск - 2013

Введение

1. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

2. Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г.

Заключение

Список использованных источников

Введение

В данной работе освещены следующие темы: «Государственные реформы первой четверти XVIII в.» и «Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г.». Анализирую нормативно-правовые акты, учебную литературу рассмотрим основные аспекты вышеуказанных тем.

Итак, в первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

Важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления. В России государство к тому времени начинает играть необычайно большую роль во всех сферах жизни, а в идеологии складывается буквально культ абсолютистского государства. В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои... В связи с этим назрела необходимость проведения преобразований практически во всех сферах общественной жизни.

Что касается второй темы, то для начала следует отметить, что в Советской России были приняты конституции в 1918, 1925, 1937, 1978 гг. В СССР - в 1924, 1936, 1977 гг. В Российской Федерации в 1993 году. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Конституция РСФСР 1918г. -- первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, которая своим появлением ознаменовала становление основ советского права.

1. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

государственный реформа избирательный право

Россия к концу XVII века оставалась отсталой страной. Ее отсталость определялась не только неблагоприятными почвенно-климатическими условиями и отсутствием удобного выхода к морским берегам, но и последствиями татаро-монгольского ига.

Отсталой экономике соответствовали и отсталые общественные отношения. В некоторых странах Западной Европы ко второй половине XVII века уже произошли буржуазные революции, они вступили на путь капиталистического развития. Россия же развивалась на принципах крепостного хозяйства, для которого были характерны господство натурального хозяйства, прикрепление работников к земле и личная зависимость крестьянина от помещика. Земля, возделываемая примитивными орудиями, давала скудный урожай, значительная часть которого попадала в руки светским и духовным феодалам. Крепостничество сковывало хозяйственную инициативу крестьян, глушило все новое и задерживало движение страны по пути прогресса.

Тем не менее, новые явления, хотя и медленно, но пробивали себе путь. В экономике постепенно нарушался натуральный характер хозяйства, развивалось ремесло и мелкотоварное производство. Большое значение для развития производительных сил имело появление производства мануфактурного типа: тульские, каширские, олонецкие и другие железоделательные заводы. Все эти факты говорили о том, что государство и частные предприниматели начинали переход от ремесленных мастерских к крупным мануфактурам, основанным на применении машин, разделении труда и новых технологий в производственных процессах.

Таким образом, к концу XVII века в экономической жизни страны наметились существенные изменения, прежние натурально-хозяйственные отношения заменялись товарно-денежными, оживляется внутренний обмен, возникает более тесная торговая связь с заграничными рынками.

Произошли перемены в системе государственного управления. Укреплялось самодержавие, осуществлялась государственная централизация. Шел процесс постепенного перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии. Регулярно созываемые прежде земские соборы, состоявшие из выборных от дворян и от городского населения, а также из числа членов Боярской думы и высшего духовенства, прекращают собираться.

Все это свидетельствовало о том, что в конце XVII века Россия стояла на пороге реформ.

Историки выделяют три этапа петровских реформ:

1. 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.

2. 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.

3. 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.

Все реформы Петра I закреплялись в форме уставов, регламентов, указов, имеющих одинаковую юридическую силу. А когда 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул «Отца Отечества», «Императора Всероссийского», «Петра Великого», это соответствовало уже юридическому оформлению абсолютной монархии. Монарх не был ограничен в полномочиях и правах никакими административными органами власти и управления. Монарх являлся главой государства, церкви, верховным главнокомандующим, высшим судьей, исключительно в его компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх являлся носителем законодательной и исполнительной власти.

В социальной политике реформаторская деятельность коснулась всех сословий русского общества. Принятие Указа о единонаследии 1714 г. существенно изменило правовой статус дворянства. Этот акт имел несколько последствий: Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия "недвижимая собственность". На ее основе произошла консолидация сословия. Установление института майората - наследования недвижимости только одним старшим сыном, не свойственно русскому праву. Целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (это касалось только дворян). Уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была несомненно обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии. Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, и от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

Петр 1 осуществил реформу высших органов государственной власти. Первоначально Сенат был образован как чрезвычайный орган на то время, когда Петр 1 участвовал в военном походе. Сенату поручалось ведать финансами, торговлей, заботиться об увеличении доходов, следить за действиями высших чиновников и учреждений, наблюдать за судопроизводством, разрабатывать новые законы. За Сенатом были твердо закреплены права высшего государственного учреждения, поставленного над всем центральным аппаратом управления и администрации, ему были подчинены все коллегии и канцелярии. К тому же Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными.

В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» Петром I даны подробные предписания по вопросам деятельности Сената, регламентируются состав, права и обязанности сенаторов; устанавливаются правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Но нормативные акты Сената не имели высшей юридической силы закона. Сенат только лишь принимал участие в обсуждении законопроектов и толковал законы. Но по отношению ко всем другим органам Сенат был высшей инстанцией. Структура Сената сложилась не сразу. Сначала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, а затем образовались два отделения: Расправная палата (как особое отделение до появления Юстиц-коллегии) и Сенатская контора (которая занималась вопросами управления). Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: губернский, секретный, разрядный, приказный и фискальный.

Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.

Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, исполнение указов Сената, контроль исполнения сенаторских указов в губерниях. У Сената были вспомогательные органы: рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность «приема челобитен» (с 1722г. - рекетмейстер), который принимал жалобы на коллегии и канцелярии. Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.

С развитием абсолютизма учреждался институт фискалов и прокуратуры. Фискалитет являлся особой отраслью сенатского управления. Обер-фискал (глава фискалов) состоял при Сенате, но одновременно фискалы были доверенными лицами царя. Царь назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Компетенция фискалов была обозначена в Указе от 17 марта 1714 г.: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», борьба со взяточничеством и казнокрадством. Сеть фискалов постоянно стала формироваться по территориальному и ведомственному принципам. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» за ними контроль. В духовном ведомстве во главе фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях инквизиторы. С созданием Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и контроль Сената, а после учреждения должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. назначается генерал-фискал - высший орган для фискалов. Он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

Указом от 12 января 1722 г. была организована Прокуратура. Затем последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722 г. устанавливалась его компетенция: присутствие в Сенате («смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил»), контроль за фискалами («ежели, что худо будет, немедленно доносить Сенату»).

В 1717-1719 гг. - период становления новых учреждений - коллегий. Большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их преемниками. Система коллегий сложилась не сразу. 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Ингстранных дел, Берг, Ревизион, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Через несколько лет их стало уже 13. Присутствие коллегии: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии: секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, копиист, регистратор и канцелярист. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), осуществлявший контроль за деятельностью коллегий и подчинявшийся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената, имея право не исполнять указы Сената, если они противоречили указам царя. Все дела решались большинством голосов, коллегиальность была одной из отличительных черт новых учреждений. Здесь необходимо дать краткую характеристику коллегий.

Коллегия иностранных дел ведала «всякими иностранными и посольскими делами», координировала деятельность дипломатов, заведовала сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществляла дипломатическую переписку.

Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»: комплектованием регулярной армии, управлением делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция.

Адмиралтейская коллегия управляла «флотом со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Камер-коллегия должна была осуществлять «высшее надзирание» за всеми видами сборов (таможенные, питейные), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия осуществляла также контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.

Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по «важным и спорным» делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на «неправые решения» по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея). Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия).

Всматриваясь в различия между коллегиями и старыми приказами, необходимо отметить, что система коллегий централизовала власть, более четко и правильно организовала аппарат управления, устранила прежнюю путаницу между ведомствами, а также распространила свою компетенцию на всю территорию страны.

Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. решением Петра 1 было упразднено российское патриаршество. Был создан Духовный Коллегиум, будущий Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Синод возглавлял светский чиновник - обер-прокурор, опиравшийся на штат церковных фискалов.

Новое административно-территориальное деление было введено на основании указа от 18 декабря 1708 года, которым предлагалось «для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города». Губернии сильно различались по территории и населению. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Помощником губернатора являлся вице-губернатор. Управлять громадными губерниями было не просто. Поэтому в 1719 году губернии были разделены на 50 провинций. Во главе провинций стояли воеводы или вице-губернаторы, назначаемые из местных дворян. Каждая провинция, в свою очередь, делилась на дистрикты, которыми управляли комиссары.

С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.

Таким образом, в первой четверти XVIII века был создан аппарат чиновничье-дворянской империи. Новые учреждения, как и новая армия и флот, упорядочили работу администрации, но при этом, прежде всего, были обеспечены выгоды и преимущества господствующего класса. Новые государственные учреждения должны были охранять господство дворянства, самодержавная власть способствовала сохранению и упрочению крепостного строя.

2. Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г.

Конституция России 1918 года была принята 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов. Состояла из шести разделов. В первый, по предложению Ленина, была включена в полном объеме Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Второй раздел -- «Общие положения» -- отмечал временный характер Конституции, рассчитанной лишь на переходный период. Он утверждал форму государственного устройства -- государство диктатуры пролетариата «в виде мощной всероссийской советской власти». Главной целью такого государства провозглашалось «полное подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».

Третий раздел -- «Конструкция советской власти» -- утверждал структуру ее организации в центре и на местах. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд Советов, составлявшийся из представителей городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и представителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. жителей). Съезд созывался не реже двух раз в год. В перерыве между съездами высшей властью в стране являлся ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) в составе не более 200 человек. Общее управление делами республики осуществляло правительство -- Совет Народных Комиссаров (СНК). На местах власть принадлежала Советам депутатов, главной функцией которых было выполнение указаний вышестоящих советских структур и решение вопросов местного характера.

Раздел четвертый -- «Активное и пассивное избирательное право» -- определял избирательные права граждан. Были лишены избирательных прав: лица, прибегающие к наемному труду, лица, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, представители духовенства, бывшие работники полиции и жандармерии, члены дома Романовых, душевнобольные, осужденные. Избиратели получали право отзыва депутата в любое время.

Раздел пятый -- «Бюджетное право» -- отмечал, что главной задачей финансовой политики государства является «экспроприация буржуазии и подготовление условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств». В этом вопросе все права формирования и осуществления бюджета были переданы Советам и их исполнительным структурам.

Шестой раздел -- «О гербе и флаге РСФСР» -- утверждал символику нового государства.

Подробнее следует остановиться на четвертом разделе Конституции 1918 года и проанализировать избирательное право.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».

Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевшие избирательное право, не было равными. Так, при выборах на Всероссийский Съезд Советов городские советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды советов: в первом случае один депутат избирался от 25000 избирателей, во втором - от 125000 избирателей. Подобное же преимущество городские советы имели при выборах на областные и губернские съезды советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным в Конституции правилом - рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, они голосовали также в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

Подводя итоги, следует отметить, что Конституция 1918 г. создала правовую базу для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.

Заключение

Подводя итоги рассмотрения первой темы, можно сделать вывод, что качественно новыми чертами петровской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали унификация, централизация и дифференциация функций аппарата управления, его известная милитаризация. Безусловно, успешное внедрение проведенных Петром I реформ базировалось на том, что данные реформы созрели в обществе.

Об устойчивости и стабильности этих тенденций в развитии государственного аппарата свидетельствует уже то, что они не просто сохранялись, но и развивались на всем протяжении существования старого порядка в России. Разумеется, этот процесс не шел прямолинейно, в нем были существенные отклонения. Одно из них связано с ревизией результатов административных реформ Петра в послепетровский период. В результате этой ревизии произошел отказ от многих нововведений, как в центральном, так и в местном аппарате управления. В управлении наблюдаются шаги в сторону его децентрализации, возвращения к приказным порядкам.

Таким образом, петровские реформы при всех положительных тенденциях имели один существенный недостаток - они были «насажены» сверху, именно поэтому многие из них были забыты или откорректированы уже вскоре после смерти Петра I.

По второй теме следует отметить, что историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.

Список использованных источников

1. Конституция (Основной закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // СПС Консультант Плюс

2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века - СПб., Юристъ, 2008.

3. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Учебное пособие для вузов. В 2 т. Том 2. М. , ВЛАДОС, 1995.

4. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., Юристъ, 2004.

5. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. 2-е издание. М., Юристъ, 2001.

6. Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999.

7. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2. Учебник. Издание 3. М., Юристъ, 2003.

8. Чистяков А.С. История Петра Великого. - М., 2007.

9. Шатилова. С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. М. ИНФРА - М, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Историко-правовой анализ государственных реформ первой четверти XVIII в. как начала перестройки органов власти и управления. Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I, его централизация, реформы органов власти и управления.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2009

    Политико-административные реформы первой четверти XVIII века, основные идеи петровских преобразований и особенности перехода от традиционной к рациональной модели государственного управления. Преобразования в системе высшего и центрального управления.

    аттестационная работа , добавлен 15.05.2010

    Вечевое управление городов Древней Руси - Новгород. Северо-Восточная Русь и начало Московского государства (в XIII-XV вв.). Земское управление. Земские реформы в XVI-XVII вв. Сословность и бюрократизация местного управления (в первой четверти XVIII в.).

    реферат , добавлен 12.07.2008

    Изучение путей становления и развития отечественной государственности и правовой системы. Анализ общих закономерностей развития абсолютной монархии в России. Процесс реорганизации центрального и местного управления в ходе реформ первой четверти XVIII в.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    Исследование государственного устройства и реформ последней четверти XIX века. Описания новелл вещного и наследственного права, уголовных наказаний, городской, судебной и военной реформ. Изучение истории государственных учреждений дореволюционной России.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2011

    Определение понятия и изучение избирательной системы как совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав и проведения выборов в органы государственной власти. Анализ типов избирательной системы и избирательных прав.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2011

    Теоретические аспекты государственного и муниципального управления. Анализ деятельности органов государственного и муниципального управления в России (IX-XVIII веков). Основные факторы, обусловившие неизбежность реформы центрального управления в России.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Сущность, функции и основные принципы Конституции РСФСР 1918 г. Съезд Советов и депутатов как высший орган местной власти. Причины и подготовка судебной реформы 1864 г., роль Государственного Совета. Основные черты суда в России до и после реформы.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2010

    История военно-уголовного права как учебной и научной дисциплины, его этапы. Возникновение и развитие в России военно-юридической школы, обусловленой появлением в первой четверти XVIII в. регулярной армии и флота и учреждением военно-судебных органов.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Анализ основных нормативно-правовых актов первой четверти XVIII в., затрагивающих вопросы кадровой политики и государственной службы. Исследование одного из ключевых нормативно-правовых актов о государственной службе – "Табели о рангах", его значение.

избирательный право государственный политический

Развитие российского избирательного права шло по мере принятий Конституций, в истории нашего государства их было пять: это Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Избирательное право в Конституции РСФСР 1918 года.

Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого являлся имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечислял, какие имущество, доходы, квартиру нужно было иметь, чтобы было возможно получение права голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме не было, - не было и избирательных прав.

Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, выдвинула лозунг демократической республики, конституция которой должна была предусматривать и демократическую избирательную систему. Программа РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В июле 1918 года собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст]: учебник. - М.: МарТ, 2008. - 224 с.. Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название - Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Ст.64 Конституции РСФСР 1918 года. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие “трудящийся”, давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

Итак, Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой Советской Конституцией, первой в истории человечества Конституцией социалистического государства. Характер Конституции как закона эпохи диктатуры пролетариата проявляется в особенностях закрепленной в ней демократии - демократии для большинства и против меньшинства, в объеме демократических прав и свобод, в особенностях обязанностей советских граждан. Он проявляется также в специфике конструкции государственного механизма, в избирательном праве.

Конституция РСФСР 1918 г. действовала недолго - всего семь лет. В 1925 г. она была заменена новым Основным Законом Российской Федерации, а годом ранее, в 1924 г. была принята первая Конституция СССР.

Избирательное право в Конституции СССР 1924 года.

Объединение в 1924 году РСФСР с другими советскими республиками (создание Советского Союза) привело к изменению государственного устройства.

Конституция СССР 1924 г. не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. -- конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик.

Вместе с тем произошло изменение инструктивных актов о лишении избирательных прав в сторону уточнения или введения новых социальных категорий, подпадающих под данную меру наказания, было теснейшим образом связано с политической ситуацией в стране, с поиском и нейтрализацией очередных врагов Советской власти. В 1927 году в РСФСР было более 2 млн. лишенных избирательных правАстафичев П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел: Изд-во ОРАГС, 1999. . Лишение избирательных прав кормильца автоматически причисляло к лишенцам всех материально зависимых от него членов семьи.

Лишенец не мог избирать и быть избранным в руководящие государственные и партийные органы, общественные организации. Лица, лишенные избирательных прав, не имели возможности занять любую должность, а также учиться в средних специальных или высших учебных заведениях.

Избирательное право в Конституции СССР 1936 года.

В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам. Конституция 1936 года законодательно закрепила победу социалистических общественных отношений.

Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. Она состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу -- социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности -- государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.

В главе X закреплялись основные права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право граждан СССР на объединения в общественные организации: профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Впервые был утвержден принцип "один человек -- один голос" (не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав). Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

В 1936 году избирательные права были предоставлены всем лишенцам. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

Таким образом, Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 года, законодательно установила всеобщность выборов для всех граждан страны, достигших 18 лет, независимо от их социальных различий, в том числе имущественного положения и прошлой деятельности.

Избирательное право в Конституции СССР 1977 года.

Следующая Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. Закрепляя однопартийную политическую систему, она вошла в историю как «конституция развитого социализма».

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти «всему рабочему населению страны» Cт. 10 Конституции РСФСР 1918 года., «трудящимся города и деревни» Ст.3 Конституции СССР 1936 года.. Конституция 1977 г. впервые записала, что «вся власть в СССР принадлежит народу» Ст.2 Конституции СССР 1977 года.. Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы, но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов.

Конституция сказала о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Также было отменено такое наказание, как лишение избирательных прав.

Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР.

Избирательное право в Конституции РФ 1993 года.

Этот раздел следует начать с того, что Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, и вступившая в действие 25 декабря того же года, отпраздновала в 2013 году свое двадцатилетие.

Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то, что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т.е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Структура Конституции Российской Федерации состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста:

С 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета;

С 21 года- депутатом Государственной Думы;

С 35 лет- Президентом страны.

Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным:

Лица, признанные судом недееспособными;

Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе -- на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).

При выборах Совета Федерации первого созыва образовывались двухмандатные избирательные округа на территории каждого субъекта Федерации независимо от численности избирателей.

Следующим принципиальным моментом в избирательном процессе является организация финансирования выборов. Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Таким образом, в советский период была проделана большая работа по созданию научной базы для анализа механизма формирования выборных органов государственной власти.

Для становления демократической избирательной системы необходимо не только совершенствование избирательного законодательства, но и конституционное закрепление основных принципов избирательного права: принципа равных выборов, принципа альтернативности, принципа независимости избирательных комиссий. Эти важнейшие принципы должны составлять основу постоянно совершенствующегося избирательного законодательства.

Конституция РСФСР 1918 года была первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа". Конституция была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 годаи вступила в силу 19 июля после публикации в «Известиях ВЦИК». Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти. Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель—июль 1918 г.).

Структурно Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

2) Общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);

3) Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

4) Активное и пассивное избирательное право;

5) Бюджетное право;

6) О гербе и флаге РСФСР.

Первый раздел, «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», объявляла Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Российская Республика учреждалась как федерация Советских национальных республик.

Во втором разделе, «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», определялась основная задача данной Конституции - установление диктатуры го-родского и сельского пролетариата. Декларировались основные права и обязанности граждан Республики: бесплатное обучение, обязанность тру-диться, всеобщая воинская повинность.

Третий раздел, «Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах)»раскрывал конструкцию Советской власти. В нем определялось, что высшей властью в РСФСР является Всероссийский Съезд Советов. Он образовывался путем представительства 1 депутата от 25 000 рабочих и 1 депутата от 125 000 крестьян. Согласно Конституции Съезд должен был созываться не реже двух раз в год. (Эта норма никогда за все время действия этой Конституции не соблюдалась.)

В четвертом разделе, «Активное и пассивное избирательное право»,определялось активное и пассивное избирательное право. Конституция отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. Избирательных прав лишались так называемые «эксплуататоры» - лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудо-вой доход, торговцы и коммерческие посредники, духовенство, бывшие полицейские и жандармы и т.п. К выборам допускались лишь представители тех социальных групп, в отношении которых не применялись ог-раничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».

Пятый раздел, «Бюджетное право»,был посвящен бюджетному праву. До лета 1918 года планового финансирования в республике практически не существовало. Конституция установила основные принципы формирования государственного бюджета и сроки, на которые он должен был формироваться полгода или год. Съезд Советов и ВЦИК имели право определять, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов. Советы получили право налогообложения и сборов на нужды местного хозяйства. Определялся порядок расходования денежных средств и формы финансовой отчетно-сти различных уровней Советов.

В шестом разделе, «О гербе и флаге РСФСР», устанавливалась государственная символика, торговый, морской и военный флаг РСФСР, дава-лось их краткое описание.

Конституция 1918 года юридически закрепила итоги полугодового формирования Советской государственности и новой правовой системы.

Социальной основой советской власти была названа диктатура пролетариата, а политической - система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения в экономике, установленные Конституцией - полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства - высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции - переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. - Федерация. Субъекты Федерации - национальные республики.

Система органов государственной власти по Конституции:

1) всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов - высший орган законодательной власти. Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;

2) Правительство РСФСР - высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;

3) Совет народных комиссаров. Был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);

4) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты - органы власти на местах (в городах и селах - городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.

Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

Не имели права избирать:

1) лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;

2) граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);

3) частные торговцы и посредники;

4) представители духовенства;

5) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

Главные принципы Конституции 1918 г. легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 г. — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.

Декреты II съезда Советов в были первыми актами конституционною характера, т.к. в них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы. Это 1 этап(октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер. Заключительный этап- Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца. Обсуждению подвергались вопросы: 1) о федеративном устройстве (адм- территориальный принцип гос. устройства, предоставлять каждому субъекту широкие права по самоопределению и управлению своей территорией; 2) о системе Советов(ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. Местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы). 3) о СНК. Либо объединить с ВЦИК, либо изъять у СНК законодательные полномочия. 4) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности.

Принятие Конституции РСФСР 1918 года

Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.

Принципы Конституции РСФСР 1918 года

сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».

Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918 года

Носило федеративный ха рактер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось создание областных союзов. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР -СНК, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществлял утверждение и изменение Конституции, принятие в состав, объявление войны и мира, руководство внешней, внутренней и экономической политикой, налоги и повинности, организация вооруженных сил, судоустройства и судопроизводство, формирование общегосударственного законодательства.

Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 года.

К выборам допускались лишь трудящиеся. Значительная часть была лишена избирательных прав(лица, использующие наемный труд в целях прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерий, полиции и охранного отделения. Представительство не было равным. Городские советы имели преимущество для обеспечения малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Кроме того, рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в партийных и профсоюзных организациях. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе представительства и делегирования.

Конституция РСФСР 1918 г. Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г.

Заключительным этапом конституционного строительства стала Конституция 1918 г. Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля этого же года. В её состав вошли представители от партийных фракций и от ряда народных комиссариатов. Председателем комиссии стал Я. Ч. Свердлов. Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В её ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждались следующие вопросы˸ О федеративном устройстве государства . Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства. Предлагалось предоставлять каждому субъекту федерации самые широкие права по самоопределению своей территории. О системе Советов . Левые эсеры предлагали, ликвидировав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и селах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их политических функций. О Совете Народных Комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и слиянии ᴇᴦο с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК. О социально-экономических преобразованиях . Радикалы настаивали на тотальной специализации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т.п. Все предложения оппозиции были отвергнуты созданной в июле 1918 г. специальной комиссией во главе с В.И. Лениным. В проект в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 10 июля 1918 г. на Пятом съезде Советов была принята первая Советская Конституция и избран новый состав ВЦИК в основном большевистский. Основные принципы Конституции были сформулированы в её шести разделах˸ 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 2. Общее положения Конституции РСФСР. 3. Конституция Coветской власти. 4. Активное и пассивное избирательное право. 5. Бюджетное право. 6. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась социальная основа новой государственности - диктатура пролетариата и её политическая основа - система Советов рабочих, крестьян солдатских депутатов. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, у и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали˸ изменения в Конституцию; принятие в состав РСФСР; объявление войны и заключение мира; общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой; устанавливали общегосударственные налоги и повинности и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры. Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа˸ Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Избирательная система, закреплённая Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признаку полу, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Значительная часть населения была лишена избирательных прав˸ лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на ʼʼнетрудовые доходыʼʼ; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Комплекс провозглашённых конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным. Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было её воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране˸ она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования её структур, поло-основания новую идеологию. Конституция РСФСР 1918 г. - первая Российская конституция. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. и была опубликована в Собрании Узаконений РСФСР. Состояла из 6-ти разделов, 17 глав, 90 статей. Законодательно закрепила республику Советов, систему диктатуры пролетариата и её основную цель- построение социализма; декларировались демократические права трудящихся и основные обязанности граждан; определялись федеральная форма государственного устройства.

Конституция РСФСР 1918 г. Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конституция РСФСР 1918 г. Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г." 2015, 2017-2018.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!