Опыт о неравенстве человеческих рас. Опыт о неравенстве человеческих рас Другие биографические материалы

Французский социолог и писатель, один из основателей расово-антропологической школы в социологии.

Жозеф-Артюр Гобино считал высшей расой светловолосых и голубоглазых «арийцев», смешение которых с небелыми народами ведёт к снижению способностей избранной расы… Автор теории стоял на пессимистической точке зрения: поскольку происходит фатальное смешение рас, сохранить цивилизации невозможно. Гибель каждой цивилизации неотвратима...

Ж.-А. де Гобино не мог использовать данные генетики для проверки своих гипотез - в его время этой научной дисциплины просто не было...

«В середине XIX века в Европе возникла первая обобщающая концепция по расизму. Французский философ, писатель и дипломат Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882), вернувшись из Персии, где он познакомился с некоторыми положениями религиозных учений Востока, впервые в развёрнутой форме выдвинул основные тезисы разработанной им расово-антропологической концепции и определил их роль в историческом процессе. Они сводились к следующим базовым постулатам:

1) социальная жизнь и культура - продукт расово-антропологических факторов;
2) расы не равны между собой, и это обусловливает неравенство («превосходство», «ущербность», «опасность») соответствующих культурных творений;
3) социальное поведение людей целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью;
4) расовые смешения вредны.

В 1853-1855 гг. вышел главный труд Гобино «О неравенстве человеческих рас», в котором он выдвинул тезис, что неравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба рас являются движущей силой развития народов. Расовую иерархию Гобино представил в виде трёхступенчатой лестницы, на верхней ступени которой находится «белая» раса, на средней - «жёлтая» и на нижней - «чёрная». Превосходство и главная роль в создании и развитии всех цивилизаций принадлежит «белой» расе. Но внутри «белой» расы существует иерархия, на вершине которой находятся «арийцы». Всё лучшее, что есть на земле, связано с «семейством арийцев». Это прирождённая «раса владык», физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений. Сознавая свою уникальность, арийцы заботились о сохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (например, кастовый строй древней Индии). На Западе, стремясь к расширению своего влияния, белая раса смешивается с другими расами, что ведёт к снижению ее способностей и культуры. Это приводит к утрате высшими расами господствующего положения и возникновению демократии, которую Гобино считал худшей формой господства. Смешение рас (с обязательным участием «белой» расы) вначале выступает неизбежным источником развития цивилизации, в дальнейшем неизбежно ведёт к её вырождению и смерти. Именно в сфере взаимоотношений рас Гобино искал решение центральной проблемы упадка и гибели цивилизаций. В его произведениях звучали идеи о том, что гибель всех цивилизаций, в том числе и европейской, неизбежна.

На этом месте пока остановимся и посмотрим, можно ли найти в физике аналог процессу, который привёл в такое смятение Гобино? Что это за явление - смешение рас, которое может привести, в конечном счёте, к гибели всей человеческой цивилизации? Выше, рассматривая категории диалектики, мы уже говорили о том, что движущей силой в природе является разность энергетических потенциалов. Из термодинамики известно, что чем более однородной в результате перемешивания становится система, тем меньшей становится разность потенциалов между её отдельными элементами. Как только потенциалы всех элементов станут равными друг другу, система придёт в состояние теплового равновесия, или тепловой смерти. В таком состоянии энтропия системы станет максимальной, прежнюю структуру, проявлявшуюся в виде определённых форм, сменит хаос. Таким образом, Гобино увидел (или почувствовал) в смешении раз опасность «тепловой смерти» цивилизации».

История буржуазной социологии XIX-XX веков / Под ред. И. С. Кон, М., «Наука», 1979 г., с. 67-69.

Другой – менее известный преемник идей Ж.А. Гобино - английский германофил, «провидец третьего рейха» -

Биография

Гобино происходил из дворянской семьи. В 1835 году приехал в Париж . Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1849 году Алексис де Токвиль , непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне , Ганновере , Франкфурте-на-Майне , Тегеране , Афинах , Рио-де-Жанейро и Стокгольме . Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку.

Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романа, поэмы, драмы. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомный «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества. Скончался 13 октября 1882 года в Турине.

Идеи

Жозеф-Артюр де Гобино оставил след в истории социальной мысли как один из основоположников современной расистской идеологии . Гобино был по существу первым в XIX в., кто в развернутом виде сформулировал объективный тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства, как идеи, являющейся для человека унизительной. Гобино отождествлял равенство с торжеством посредственности, усредненности, одинаковости, серости. Таким образом, расизм у Гобино - неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения. Все виды равенства способны вызвать отвращение, но расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным и первичным, из него, по мнению Гобино, проистекают все остальные иерархии.

Центральная проблема, которую Гобино ставит и стремится разрешить в своем главном труде, - это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса , или, что для Гобино является синонимом, этническая группа . По его мнению, социальные институты не детерминируют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, детерминируются ими. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства , которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей.

В трактовке происхождения человеческих рас Гобино тяготеет к полигенетической концепции , согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии - это интеллект .

Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл.

Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем является причиной их вырождения.

Тезис о пагубном характере расовых смешений определяет антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации.

В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом . Он констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Гобино отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса.

Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что и подвергал его критике Xьюстон Чемберлен .

Беллетристика

Жозеф де Гобино проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях , подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Будучи ориенталистом по увлечениям, Гобино передаёт «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение» . Гобино - ученик Стендаля и Мериме .

Гобино и национал-социализм

Известность и признание пришли к Гобино только после его смерти и вначале не на родине, а в Германии . В г. в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в г. достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём. Он же в 1897-1900 гг. впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке . Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом идеи Гобино пригодились в идеологии Третьего рейха , хотя он и не был, подобно X.C. Чемберлену , возведен в ранг «народного мыслителя».

Библиография

  • Abbaye des Typhaines (Тифенское аббатство, из эпохи восстания коммун XII века , ).
  • Les Pléiades (Плеяды, );
  • Nouvelles Asiatiques, .
  • Histoire d’Ottar Jarl, .
  • La Renaissance (Savonarole, César Borgia), .
  • Alexandre (Александр Македонский).
  • Amadis (посмертн).
  • Etudes critiques ( -), P., Sim. Kra, .
  • Кандагарские любовники, перевод И. Мандельштама, изд. «Книжный угол», П., .
  • Влюбленные из Кандагара, Гиз, М., .
  • Великий чародей, перевод Р. Ивнева , Гиз, М., .
  • Kretzer E., A. Graf v. Gobineau, Lpz., .
  • Журнал «Europe» от 1/Х- (статья и подробная библиография).
  • Schemann C. L., Quellen und Untersuchungen zum Leben Gobineaus, 2 Bde, .
  • Lange M., Le comte A. de Gobineau, étude biographique et critique, .

Примечания

Литература

  • Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang doctrines racistes a la francaise. - М .: Ладомир, 2009. - 240 с. - ISBN 978-5-86218-473-0

Ссылки

  • Гофман А. Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. Вып.7. - М., 1977. - С.128-142

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 14 июля
  • Родившиеся в 1816 году
  • Родившиеся в Виль-д"Авре
  • Умершие 13 октября
  • Умершие в 1882 году
  • Умершие в Турине
  • Историки Франции
  • Социологи Франции
  • Расология
  • Расизм
  • Писатели Франции
  • Писатели на французском языке
  • Историки по алфавиту
  • Графы
  • Дипломаты Франции
  • Востоковеды Франции
  • Востоковеды XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Гобино (Gobineau) Жозеф Артюрде (14.07.1816, Виль-Авре- 13.10.1882, Турин)— франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель идипломат; в 60-70-х гг. посол Франции вИране, Греции, Бразилии, Швеции. Один изпервых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это основная мысль его главного труда «Онеравенстве человеческихрас».
Гобино предложил радикальное биологическое объяснение исторического процесса. Главный фактор цивилизации— «чистота расы», которую, однако, никогда неудается сохранить надолго. Отсюда инедолговечность расцвета цивилизации. «Этнические смеси» разрушают единство стиля жизни иприводят к«вырождению человека», авместе сэтим икраспаду всей социальной структуры.

Гобино постулирует неизменную «иерархиюрас»: негры всецело чувственны инеспособны крациональному самоконтролю, желтая раса проникнута утилитаризмом ипотомуей неведомы героические порывы ивысокие достижения. Единственной «исторической расой» является белая. Она «первоначально владела монополией накрасоту, умисилу». Гдебы икогдабы нивозникала цивилизация (Гобино считает, чтоих было десять), вее рождении обязательно принимала участие «белая кровь». Ноибелая раса внутри себя неоднородна, она представлена тремя вариациями: «хамиты», «семиты» и«яфетиды». Первые две разновидности оказались менее жизнестойки ибыстро смешались счерной расой, изяфетидов Гобино превозносит «семейство арийцев», скоторым онсвязывает все лучшее, что есть наЗемле. Это прирожденная «раса владык», физически наиболее сильная ипривлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие исозидательный гений.
Сознавая свою уникальность, арийцы, считал Гобино, заботились осохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (например, кастовый строй Древней Индии). Несовместимость расового объяснения истории смногочисленными иразнообразными фактами Гобино мало смущала.

Так, в«Истории персов» (1869) онобъявляет «чудовищной ложью» традиционную версию греко-персидских войн, поскольку «арийцы» Дария иКсеркса немогли быть хуже «семитизированных греков». Драматическая пенталогия «Ренессанс» (1877) проникнута темже мотивом неизбежности декаданса ввиду ухудшения человеческой породы. Исторический произвол Гобино достигает апогея вкниге «История Оттара Ярла иего потомства» (1879). Это полуфантастическая генеалогия рода Гобино, которую ему угодно было вести от«норвежского пирата», упоминаемого внорвежских хрониках под 843г. Вопубликованной посмертно поэме «Амадис» Гобино пытался возродить героический рыцарский эпос, возможно под влияниемР.Вагнера, скоторым сблизился впоследние годы жизни.

Уже при своем появлении расовая концепция Гобино была подвергнута убедительной критике выдающимся политическим мыслителем Токвилем иизвестным философом иученым-ориенталистомЭ.Ренаном . Гобино вомногом предвосхитил концепцию Ницше . В20в. его идеи способствовали формированию ираспространению идеологии нацизма.
Соч.: 1) LaRenaissance. P., 1877.2) Essai sur I`inegalite des races humaines. P., 1884.

Жозеф Артюр де (14.7.1816, около Парижа, — 13.10.1882, Турин), французский социолог, писатель и публицист, один из основателей расистской теории и расово-антропологической школы (См. Расово-антропологическая школа) в социологии. В 1849—77 на дипломатической службе. В основном труде «О неравенстве человеческих рас» (1853—1855) пытался обосновать необходимость существования господствующей элиты и выдвинул реакционную теорию, по которой неравенство, связанное с расовыми различиями (белая — арийская, жёлтая и чёрная расы), и вытекающая из него борьба рас являются движущей силой развития народов. По Г., наиболее способной к культурному развитию является белая раса, особенно её герм. ветвь. Стремясь к расширению своего влияния, белая раса смешивается с др. расами, что, по Г., ведёт к снижению сё способностей и культуры. Это приводит к утрате высшими расами господствующего положения и возникновению демократии, которую Г. считал худшей формой государства.

Г. — автор этнографических работ по Востоку, ему принадлежит одно из первых исследований Бабизма, а также литературные и литературно-критические произведения, ряд которых переведён на русский язык («Век возрождения», 1913; «Кандагарские любовники», 1923; «Великий чародей», 1926).

В 1853 г. была опубликована книга французского дипломата графаЖозефа Артура де Гобино (1816- 1882) «Опыт о неравенстве человеческих рас» - настоящий манифест расизма. В своем обширном сочинении французский аристократ пытается на материале истории всех времен и народов доказать, что главной причиной различий в исторических судьбах разных стран были расовые различия между людьми и что именно расовый (или «этнический», по выражению Гобино) фактор по-прежнему остается важнейшей движущей силой прогресса культуры. Он отрицает влияние как условий географической среды либо общественных учреждений, так и развития нравственности и других духовных факторов, считая, что только расовые качества людей влияют на развитие культуры, определяют как прогресс развития, так и упадок культуры.

СамЖ. А. Гобино выступал сторонником полигенизма. Полигенизм - это учение, которое отрицает единство человеческого рода и считает, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Каждая раса, с точки зрения французского графа, создавала свою культуру. При этом человеческие расы отличаются между собой, по его мнению,

По «красоте»,

По физическим признакам,

По психологическим качествам,

По различной способности создавать и усваивать культуру.

Он считал также, что различия рас и их культур сохраняются навсегда. В частности, «дикие» в настоящее время народы вечно останутся в этом состоянии. Культура одной расы никогда не сможет распространиться в среде представителей другой расы.

Гобино выявлял три основные расы и низшей среди них считал черную («меланическую»). Несколько более развитой по сравнению с меланической в его теории выступала желтая раса. Однако единственно способной к прогрессу и созданию полноценной культуры у этого автора выступает белая раса, прежде всего ее элита - арийская раса. Превосходство высшей расы Гобино обосновывает на основе рассмотрения культур-цивилизаций, которые были известны в истории человечества. По его подсчетам, таких культур оказалось десять: индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская. Как писал в своих работахГобино, все эти культуры были созданы высшей разновидностью белой расы, а именно - арийцами.

Такой тезис подтверждался им на основе самых фантастичных допущений о возникновении древнейших культур и развитии связей между ними. В частности, по его мнению, древнеегипетская цивилизация получила развитие от арийской колонии на Среднем Ниле. Для подкрепления этого сомнительного тезиса он выдвигает другой, не менее сомнительный - о родстве египетского языка с санскритом. Что касается китайской культуры, то она, по его мнению, была создана «ветвью белых людей», которые якобы прибыли из Индии. Цивилизации в Америке, которые принадлежали к доколумбовой эпохе, с точки зренияГобино, были созданы «белыми элементами», проникшими на американский континент через Исландию и Гренландию в Х в.


В качестве идеала дляГобино выступала германская культура в лице средневекового Рима. При этом имелся в виду не классический Рим античной эпохи, а «германский Рим» эпохи гуннских завоеваний. Как утверждалГобино, Рим выступал в качестве подлинного культурного центра Европы, именно Рим содействовал образованию ряда европейских государств. С его точки зрения, Россия (Русь) своим образованием также должна быть обязана Риму, а поэтому без германцев-норманнов просто не смогла бы существовать в качестве самостоятельного государства.

Высшей расой дляГобино являются светловолосые и голубоглазые арийцы, которые и выступают создателями всех высоких цивилизаций, сохранившихся в наиболее «чистом» виде среди аристократии германских народов. Будущее человечестваГобино описывает в своих работах пессимистически. Как он считает, создавая повсюду новые типы культур, арийская раса смешивалась с другими народами, поэтому она теряла свою чистоту и «изначальный импульс энергии». В результате потери энергетических способностей раса приходит к унылому застою, к единообразию. В итоге белая раса оказывается не выше остальных рас и также оказывается обреченной на гибель. С пессимистических позиций рисует он картину будущего: «Нации - нет, стада человеческие, погруженные в угрюмую дремоту, будут жить, оцепенелые в своем ничтожестве, как буйволы, жующие свою жвачку на стоячих лужах Понтийских болот» 1 .

Таким образом, содержание расово-антропологической концепции культурыГобино может быть сведено к следующим положениям:

а) Культура выступает как продукт расово-антропологических факторов.

б) Неравенство рас (высшей среди которых является белая раса) обусловливает, в свою очередь, неравенство созданных ими культур.

в) Культурные стереотипы поведения людей определяются преимущественно биологической наследственностью людей.

г) Смешения рас оказываются социально вредными, поскольку они наносят урон развитию культур, характерных для белой расы. Вследствие таких смешений происходит потеря энергетических импульсов, но именно эти импульсы выступают в качестве важнейших стимулов совершенствования культуры и создания ее новых форм.

Подобный взгляд на процессы развития культуры получил более наукообразное оформление в теоретических изысканиях Жоржа Ваше де Лапужа (1854- 1936) во Франции и немецкого исследователяОтто Аммона (1842- 1916). Теоретическая концепция этих исследователей получила название «антропосоциологии». Они выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей и соответственно качества созданной ими культуры от величины головного показателя. Понятие о головном показателе было введено в науку шведским анатомом А. Ретциусом в 40-х гг. XIX в. как процентное отношение наибольшей ширины головы К ее наибольшей длине. Таким образом, чем длинноголовее человек, тем более он одарен, способен и т. д. «Длинноголовые» люди принадлежат к европейской расе, создательнице всех великих культур в истории человечества.

Следует обратить внимание на тезисЛапужа и Аммона о том, что бедные социальные группы (классы в слои) современных им европейских стран состоят из людей с неполноценными психическими свойствами. При этом неполноценность таких людей обусловлена их короткоголовостью, люди подобного типа характеризуются как брахицефалы (брахис - короткий, кефа-лос - голова). К ним принадлежат потомки негерманского местного населения Европы. Что касается европейской элиты, то ее представляют высшие носители культуры, которые являются длинноголовыми потомками германских завоевателей, - долихоцефалы (долихос- длинный, кефалос- голова). Иными словами, развитие культуры определяется длинноголовостью черепа особой «европейской» (или арийской) расы: головной показатель у горожан оказывается в среднем ниже, чем у крестьян; в равнинных местностях ниже, чем в горных; среди богатых ниже, чем среди бедных. К сторонникам подобного рода концепций развития человеческой культуры следует отнести такжеЛюдвига Вольтмана. В его «Политической антропологии» (1905) качествами безусловного превосходства наделен длинноголовый германец-протестант, менее хорош альпийский короткоголовый католик; средиземноморец - низкорослый мезокефал (мезо - средний) хуже альпийца. Еще один сторонник этого направления -Хаустон Чемберлен, сын британского адмирала, который впоследствии стал германофилом и в качестве наивысшего достижения исторического развития Европы считал создание «тевтонской» культуры и «тевтонской» расы, являвшихся наследницами «арийского» духа.

На основе такого подхода был сделан вывод о полноценных и неполноценных культурах, а также и о народах - носителях этих культур. «Полноценные» народы пошли по европейскому пути цивилизации, народы же «неполноценные» оказалась не способными к развитию. За скобками такого подхода оставался тот факт, что неевропейские народы пошли своим историческим путем развития, на котором они создали иные типы культур, отличающихся от христианских культур Запада. Тем не менее, отход от некоего предначертанного пути развития «высшей» расы считался признаком недоразвитости, неполноценности.

Таким образом, в расистских разновидностях биологизаторского направления культурологии особенно четко сформулирована идея обязательного следования западноевропейской модели развития культур, которая создана «длинноголовой» арийской расой. Всякий иной путь свидетельствует о неполноценности культуры.

Биография

Гобино происходил из дворянской семьи. В 1835 году приехал в Париж . Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1849 году Алексис де Токвиль , непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне , Ганновере , Франкфурте-на-Майне , Тегеране , Афинах , Рио-де-Жанейро и Стокгольме . Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку.

Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романа, поэмы, драмы. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомный «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества. Скончался 13 октября 1882 года в Турине.

Идеи

Жозеф-Артюр де Гобино оставил след в истории социальной мысли как один из основоположников современной расистской идеологии . Гобино был по существу первым в XIX в., кто в развернутом виде сформулировал объективный тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства, как идеи, являющейся для человека унизительной. Гобино отождествлял равенство с торжеством посредственности, усредненности, одинаковости, серости. Таким образом, расизм у Гобино - неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения. Все виды равенства способны вызвать отвращение, но расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным и первичным, из него, по мнению Гобино, проистекают все остальные иерархии.

Центральная проблема, которую Гобино ставит и стремится разрешить в своем главном труде, - это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса , или, что для Гобино является синонимом, этническая группа . По его мнению, социальные институты не детерминируют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, детерминируются ими. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства , которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей.

В трактовке происхождения человеческих рас Гобино тяготеет к полигенетической концепции , согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии - это интеллект .

Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл.

Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем является причиной их вырождения.

Тезис о пагубном характере расовых смешений определяет антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации.

В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом . Он констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Гобино отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса.

Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что и подвергал его критике Xьюстон Чемберлен .

Беллетристика

Жозеф де Гобино проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях , подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Будучи ориенталистом по увлечениям, Гобино передаёт «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение» . Гобино - ученик Стендаля и Мериме .

Гобино и национал-социализм

Известность и признание пришли к Гобино только после его смерти и вначале не на родине, а в Германии . В г. в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в г. достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём. Он же в 1897-1900 гг. впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке . Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом идеи Гобино пригодились в идеологии Третьего рейха , хотя он и не был, подобно X.C. Чемберлену , возведен в ранг «народного мыслителя».

Библиография

  • Abbaye des Typhaines (Тифенское аббатство, из эпохи восстания коммун XII века , ).
  • Les Pléiades (Плеяды, );
  • Nouvelles Asiatiques, .
  • Histoire d’Ottar Jarl, .
  • La Renaissance (Savonarole, César Borgia), .
  • Alexandre (Александр Македонский).
  • Amadis (посмертн).
  • Etudes critiques ( -), P., Sim. Kra, .
  • Кандагарские любовники, перевод И. Мандельштама, изд. «Книжный угол», П., .
  • Влюбленные из Кандагара, Гиз, М., .
  • Великий чародей, перевод Р. Ивнева , Гиз, М., .
  • Kretzer E., A. Graf v. Gobineau, Lpz., .
  • Журнал «Europe» от 1/Х- (статья и подробная библиография).
  • Schemann C. L., Quellen und Untersuchungen zum Leben Gobineaus, 2 Bde, .
  • Lange M., Le comte A. de Gobineau, étude biographique et critique, .

Примечания

Литература

  • Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang doctrines racistes a la francaise. - М .: Ладомир, 2009. - 240 с. - ISBN 978-5-86218-473-0

Ссылки

  • Гофман А. Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. Вып.7. - М., 1977. - С.128-142

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 14 июля
  • Родившиеся в 1816 году
  • Родившиеся в Виль-д"Авре
  • Умершие 13 октября
  • Умершие в 1882 году
  • Умершие в Турине
  • Историки Франции
  • Социологи Франции
  • Расология
  • Расизм
  • Писатели Франции
  • Писатели на французском языке
  • Историки по алфавиту
  • Графы
  • Дипломаты Франции
  • Востоковеды Франции
  • Востоковеды XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!