Тесты достижения примеры известных. Тесты интеллекта тесты достижений тесты способностей

Существуют две основные области применения тестов достижений: школьное образование и профессиональная подготовка, профессиональный отбор.

Многочисленные функции тестов достижений давно получили признание в образовании. Большинство применяемых здесь тестов являются стандартизированными. Главная цель их использования – сравнение результатов тестирования с нормами или ожидаемым результатом для определенной группы обучающихся.

Тесты достижений применяются:

§ Как вспомогательные средства определения необходимой для учащихся образовательной программы (распределение по классам и потокам).

§ Как необходимый элемент реализации программ коррекционного обучения и выявления учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала определенных учебных дисциплин.

§ Как инструмент сертификации достижений учеников путем вступительного тестирования и тестирования в конце прохождения учебного курса.

§ Как средства контроля результатов усвоения индивидуальных программ обучения.

§ Как вспомогательный метод оценки образовательных программ и их совершенствования.

Результаты тестов достижений указывают на то, какой объем знаний и навыков в действительности преподается учащимся. В отдельных странах применение тестов достижений приобрело национальные масштабы, их результаты сказываются на принятии ответственных решений в области планирования образования, финансирования образовательных программ и проектов, поэтому не случайно, что эти тесты вызывают усиленное внимание и подвергаются критике.

Прежде всего, критически оцениваются возможности тестов достижений в выявлении наиболее важных результатов усвоения школьной программы.

Анализируя сложившийся опыт применения тестирования в образовании, Дж. Равен отмечает, что традиционные тесты достижений выявляют «владение и произвольно отобранными фрагментами информации низшего уровня, выхваченными из обширной системы знаний, сложившейся в соответствующих научных дисциплинах».

Критические замечания, высказываемые в адрес тестов достижений, побуждают исследователей к поиску и разработке новых подходов к диагностике результатов обучения. К ним можно отнести:

§ Критериально-ориентированное тестирование;

§ Методы диагностики компетентности;

§ Процессуальное тестирование, определяющее умения учащихся в процессе выполнения заданий в реальных жизненных ситуациях.

Профессиональное обучение и профессиональный обор составляют другую, весьма распространенную область применения тестов достижений. Здесь они в основном используются для следующего:

Измерение эффективности обучения или тренировки в относительно известных и контролируемых условиях трудовой деятельности;

Отбор персонала на определенные рабочие посты, требующие соответствующих профессиональных знаний и опыта;

Определения квалификации служащих при решении вопросов о переобучении и планировании карьеры.

Отличительная особенность тестов профессиональных достижений – их высокая специфичность, поскольку данные тесты разрабатываются для учета знаний, навыков, умений в узкоспециализированной области. Разработка таких тестов в основном осуществляется на критической основе. В качестве критерия обычно рассматривается требуемый для успешной профессиональной деятельности уровень овладения знаниями и навыками. Установление такого критерия осуществляется путем анализа квалификационных требований и описанием процесса выполнения рабочих заданий. Чтобы получить достаточно полную картину профессиональной деятельности, составитель теста также консультируется с экспертами в данной области – инструкторами производственного обучения, опытными работниками, руководителями подразделений.

Применение тестов для оценки профессиональных достижений имеет определенные ограничения.

Во-первых, они определяются динамическими процессами изменений содержания профессий. От современного специалиста требуются не только узкоспециальные знания и навыки, но также метапрофессиональные знания и умения, применяемые в различных областях трудовой деятельности. Наличие таких компетенций позволяет специалисту гибко приспосабливаться к новым требованиям профессиональной деятельности и тем самым достигать высокого уровня её освоения.

Психодиагностика: конспект лекций Алексей Сергеевич Лучинин

4. Тесты достижений

4. Тесты достижений

Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях, – тесты достижений. В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. История развития этих тестов может быть прослежена с момента смены в Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную (1845). В Америке тесты достижений начали использоваться при отборе сотрудников на государственную службу уже с 1872 г., а с 1883 г. их применение стало регулярным. Наиболее значительная разработка элементов техники конструирования тестов достижений была выполнена в течение Первой мировой войны и сразу после нее. Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является Стэндфордский тест достижений (SAT) , впервые опубликованный в 1923 г. С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах средних учебных заведений. Значительное число тестов специальных способностей и достижений было создано в рамках психотехники под воздействием практических запросов со стороны промышленности и экономики. Дальнейшее развитие тестов достижений привело к появлению в середине XX в. критериально-ориентированных тестов .

Из книги Аутогенная тренировка автора Ханнес Линдеман

УЛУЧШЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Секрет многих высших спортивных достижений заключается в сосредоточенности и умении собраться. Даже пресловутая воля во многих видах спорта отходит на второй план по сравнению с концентрацией. Разумеется, воля нужна для того, чтобы

Из книги Инфекции, передаваемые половым путем автора Юрий Константинович Скрипкин

Глава 19. Скрининговые тесты при ЗППП Вопросы профилактического обследования на ЗППП перед ли­цом роста инфекций, особенное ВИЧ, стали приоритетной пробле­мой в странах ВОЗ, где получили широкое распространение массо­вые скрининги популяции.Программа профилактики

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

Приложение 2 Тесты Тест «Несуществующее животное» (в интерпретации А. Э. Симановского).Этот рисуночный тест позволит вам провести диагностику интеллектуальных качеств ребенка 7–10 лет.Инструкция.Обратиться к ребенку: «Сейчас ты придумаешь животное, которое в природе не

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Алексей Сергеевич Лучинин

ЛЕКЦИЯ № 4. Тесты специальных способностей и достижений 1. Факторный анализ как теоретическая основа построения комплексных батарей тестов способностей Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а

Из книги Сохранить здоровье ребенка. Как? автора Валерия Христолюбова

16. Компьютерные тесты 1. Тесты, предъявление и обработка которых приспособлены к среде ЭВМ.2. Тесты, специально разработанные для реализации условий и возможностей современной вычислительной техники.На современном этапе развития компьютерной психодиагностики

Из книги Метеочувствительность и здоровье автора Светлана Валерьевна Дубровская

19. Критериально-ориентированные тесты Критериально-ориентированные тесты – тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Фред П. Галло

Здоровье – основа достижений Гениальность – это наивысшее проявление интеллектуальных способностей человека, самая полная их реализация. От чего же она зависит, как ее развить, воспитать? Как каждого малыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже

Из книги 30+. Уход за лицом автора Елена Юрьевна Храмова

Тесты на определение метеочувствительности Тест на метеочувствительность I На планете немало людей, которые физически ощущают приближение дождя, сильного ветра либо резкий перепад температур или атмосферного давления. А насколько вы метеочувствительны? Проверить это

Из книги Ваш ребенок курит? автора Александр Александрович Александров

Глава 11. Улучшение ваших спортивных достижений Гольф - это на девяносто процентов ментальная игра. Джек Никлаус Цель любого спортивного мероприятия заключается в том, чтобы проявить свои физические способности по максимуму, или, говоря другими словами, суметь

Из книги Самодиагностика и Энергетическое целительство автора Андрей Александрович Затеев

Тесты на определение типа кожи Чтобы установить, к какому типу относится ваша кожа, необходимо провести несложный тест.Как определить сухую кожуПеред проведением теста очистите лицо, но не наносите после этого крем на кожу. По прошествии часа после очистки рассмотрите

Из книги Как избавиться от целлюлита автора Юлия Гардман

Приложение 5 Тесты для курящих подростков (самозаполнение) Тест № 1СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КУРЕНИЯВ каждом пункте выбери один ответ и под считай набранные баллы1) Курят ли у тебя дома? 2) Как отнесутся близкие к твоему отказу от курения? 3) Курят ли твои друзья открыто?

Из книги Детская оздоровительная йога автора Андрей Липень

Как определить нужного партнера: тесты на совместимость Согласно существующей статистике, несовместимость супругов – одна из главных причин, по которой разрушается множество внешне «перспективных» браков.Сколько проблем и разногласий возникает из-за разных

Из книги Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! автора Ярослава Сурженко

Существуют ли тесты на определение наличия целлюлита? Любая женщина сможет легко узнать, есть ли у нее целлюлит или нет, самым простым способом. Необходимо слегка сдавить большим и указательным пальцами кожу на бедрах, ягодицах, руках или животе. Вы обнаружили на коже

Из книги Как вылечить себя и близких без лекарств и врачей. Биоэнио для чайников автора Николай Иванович Норд

Тесты для определения доши Отвечая на каждый вопрос, выбирайте соответствующий вашему состоянию балл: 1 означает «несильно, слабо, нехарактерно», 2 – «в среднем, нормально», 3 – «очень выражено, максимально». Рядом с цифрой ставьте «птичку» или обводите ее в кружок. Затем

Из книги автора

Приложение Пройдите тесты и узнайте, здоровы ли вы? Тест 1 «Здоровый ли вы человек?» 1. Возраст оказывает существенное влияние на здоровье. Насчитайте себе по одному баллу за каждый прожитый вами год.2. Рассчитайте, нормален ли ваш вес. Если величина вашего веса в

Из книги автора

Тесты на гипнабельность 1. Всплытие рук Поставьте испытуемого перед собой, попросите его закрыть глаза и опустить руки вдоль туловища. Затем внушайте:«Внимание на мой голос… Вы хорошо слышите мой голос и подчиняетесь ему… Ваши руки зашевелились, отрываются от туловища

История создания и общая характеристика тестов достижений. Примеры наиболее известных методик. Широкоориентированные тесты достижений (батареи общих достижений), тесты достижений по конкретным учебным предметам. Тесты академической оценки SAT I, SAT II, ЕГЭ .

История создания тестов достижений

Этим термином западные тестологии обозначили педагогические тесты предметных знаний - знаний по определенным учебным предметам, а также профессиональные тесты - на специальные профессиональные умения и навыки.

В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного индивидуального опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. (Обычные контрольные работы в наших школах являются, по сути, ничем иным, как не слишком хорошо формализованными и отработанными тестами достижений).

История развития этих тестов начинается с момента смены в Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную (1845г.). В Америке тесты достижений используются при отборе сотрудников на государственную службу, начиная уже с 1872г., а с 1883г. их применение становится регулярным. Наиболее значительная разработка элементов техники конструирования тестов достижений выполнена в течение первой мировой войны и сразу после нее.

Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее известных тестов и наиболее применяемых в США является Стенфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923г. С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах в средних учебных заведениях.

Значительное количество тестов было создано в рамках индустриальной психологии (психотехники) под воздействием запросов со стороны промышленности и экономики. Дальнейшее развитие тестов достижений:

Первой попыткой введения стандартизированных методов тестов успешности была работа английского школьного учителя Фишера составившего в 1869г. «Книгу шкал», в которой приводились образцы различных ученических работ, расположенные по возрастающей степени совершенства шкал. Сравнивая работы данного ученика с приведенными в книге образцами педагог мог дать более точную и объективную оценку достижений ученика и вместе с тем мог указать какой стадии обучения по данной шкале соответствуют данные достижения. Широкого распространения метод Фишера не получил. Причиной этого была примитивность предложенных им шкал и не возможность более обстоятельной разработки их вследствие отсутствия соответствующих статистических методов. Для построения более совершенных шкал необходимо было перейти от простого коллекционирования школьных работ к собиранию их при помощи испытаний при строго определенных, однообразных условиях и затем установить стандарты, обосновав их путем соответствующей статистической обработке собранного материала.

Первым, кто начал разрабатывать стандартизированные тесты учета школьной успешности был американский педагог Райс. Первой его работой в этой области было исследование навыка учащихся в орфографии (1894-1895г.) Желая точно учесть успешность учащихся в орфографии при различных методах обучения он составил специальные таблицы слов, написание которых учащимися представляло наибольший интерес с точки зрения обучения, и обследовал по этим таблицам свыше 60 000 школьников.

Он сделал интересные замечания на основе данных исследования – ученики, тратившие в течение 8 лет в среднем по 40 минут в день на занятия орфографией, пишут не лучше, чем ученики, занимавшиеся орфографией в течение того же времени в среднем по 10 минут в день.

Возможность измерения школьных достижений с помощью специальных заданий после публикации Фишера вызвала бурную дискуссию среди педагогов. Вслед за тестами для орфографии Райсом были составлены тесты для учета навыков в счете и языке. При этом Райс, прежде всего, ставил целью оценку методов обучения, Ане определение стандартов (норм).

Совершенно определенно вопрос о стандартах впервые поставил Торндайк, которого современные авторы называют отцом стандартизированных методов учета. Заинтересовавшись школьными тестами в 1903г. Торндайк особое внимание обратил на психологическое и статистическое обоснование метода тестового учета и на тщательную статистическую обработку получаемого с помощью этого метода материала. В течение ряда лет им был разработан ряд ценных тестов по учету навыков в чтении, письме и счете, послуживших образцом для позднейших исследователей, и дан ряд стандартов для различных годов обучения. Его капитальные работы по методике психологических и педагогических измерений «Mental and Social Measurements», «Educational Psychology» подвели научную базу под стандартизированные методы учета, а вышедшая в 1922г. книга «Психология арифметики» является образцом изучения процесса школьной работы на основе объективных методов измерения успешности.

Вслед за Торндайком к разработке объективных методов учения успешности при помощи тестов преступил целый ряд других психологов: в США - Кортис, Старг, Эйрис, Мкколл, Монро, Вуди, Требю и др. В Англии - Берт, Баллард. В Австрии - Раншбург.

В 20 годы 20 века в США были организованы при университетах и администрациях в педагогических центрах ряд специальных исследовательских бюро, которые занимались разработкой стандартизированных методов учета, руководили проведением учета и обработкой получаемых результатов. Метод стандартизированного учета школьной успешности получил широкое распространение в Америке, им пользуются и психологи, и педагоги, и методисты для:

  1. оценки методов обучения
  2. учета эффективности работы педагога
  3. изучения индивидуальных особенностей учащихся
  4. анализа работы школ.

Было разработано большое количество разнообразных форм тестов достижений.

Общая характеристика

Тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени.

Таким образом, тесты достижений предназначаются для определения соответствия достижений некой идеальной общенациональной учебной программе (часто основанной на обобщении материала различных учебников).

Выделяют две группы тестов достижений: широкоориентированные тесты достижений (батареи общих достижений), тесты достижений по конкретным учебным предметам.

Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов). Батареи общих достижений представляют собой широко ориентированные тесты, они применяются для оценки достижений главных, долгосрочных целей обучения. Разработка таких батарей широко применяется в образовательной практике США. Большинство тестовых батарей охватывают все уровни школьного обучения и являются скоординированной серией тестов,позволяющей сопоставить результаты учащихся от 1 до 12 класса. Такую серию например составляют Тесты академической оценки SAT

Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).

Стандартизированные тесты по отдельным учебным предметам измеряют уровень достижений в предметных областях знаний, изучаемых в школе и колледже. Применений таких тестов существенно возрастает в связи с тем, что современные школьники специализируются на изучении конкретных научных дисциплин.

В США стандартизированные тесты разработаны почти по каждому предмету: от истории до физической культуре. Такие узко ориентированные тесты используются в качестве итоговых экзаменов по курсу обучения. Также они выполняют не менее важную функцию – определение «сильных» и «слабых» сторон в усвоении предметно-специфических навыков и знаний. Постепенно возрастает использование специализированных тестов достижений в качестве замены вступительных экзаменов в колледжи и университеты.

Такие тесты выполняют несколько функций:

  • выступают как средство оценки знаний,
  • выявляют недостатки обучения,
  • подсказывают направление последующего обучения,
  • обеспечивают мотивацию учащегося,
  • помогают приспособить обучение к потребностям индивида,
  • дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.

Особое место среди стандартизированных тестов достижений занимают тесты оценки уровня базовых навыков, используемые в качестве средства подтверждения образовательного минимума и как основы для выдачи аттестата об окончании средней школы. Неоходимость разработки и применения такого рода тестов США была инициирована докладом «Нация в опасности», представленным Национальной комиссией улучшения образования. В нем утверждалось, что американская нация стоит перед непосредственной угрозой снижения общего образовательного уровня. В связи с этим докладчики настаивали на введении минимального тестового стандарта, общей тестовой батареи, на основе которой будет устанавливаться минимальный уровень школьной успешности.

Тесты на минимум базовых навыков разрабатываются и для взрослых в связи с реализацией образовательных программ в учреждениях особого типа (например, в тюрьмах) и обеспечением эффективности программ профессиональной подготовки. Пример: Тесты базового образования взрослых TABE. Батарея TABE содержит 5 ступенчатых уровней трудности для 5 предметных областей, включая чтение, язык и прикладную математику.

Существуют две основные области применения тестов достижений:

  • - школьное образование;
  • - профессиональная подготовка и профессиональный отбор. Многочисленные функции тестов достижений давно получили признание в образовании. Большинство применяемых здесь тестов являются стандартизированными. Главная цель их использования - сравнение результатов тестирования с нормами или ожидаемым результатом для определенной группы обучающихся. Тесты достижений применяются как:
    • - вспомогательные средства определения необходимой для учащихся образовательной программы (распределение по классам и потокам);
    • - необходимый элемент реализации программ коррекционного обучения и выявления учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала определенных учебных дисциплин;
    • - инструмент сертификации достижений учеников путем вступительного тестирования и тестирования в конце прохождения учебного курса;
  • - средство контроля результатов усвоения индивидуальных программ обучения;
  • - вспомогательный метод оценки образовательных программ и их совершенствования.

Результаты тестов достижений указывают на то, какой объем знаний и навыков в действительности преподается учащимся. Не случайно стандартизированные тесты достижений используются федеральными организациями и местными отделами образования в качестве инструмента государственной оценки образовательных программ. В отдельных странах (США, Великобритания) применение тестов достижений приобрело национальные масштабы, их результаты сказываются на принятии ответственных решений в области планирования образования, финансирования образовательных программ и проектов, поэтому не случайно, что эти тесты вызывают усиленное внимание и подвергаются критике.

Критические замечания, высказываемые в адрес тестов достижений, побуждают исследователей к поиску и разработке новых подходов к диагностике результатов обучения. К ним прежде всего можно отнести:

  • - критериально-ориентированное тестирование;
  • - методы диагностики компетентности;
  • - аутентичное тестирование, определяющее умения учащихся в процессе выполнения заданий в реальных жизненных ситуациях.

Профессиональное обучение и профессиональный отбор составляют другую весьма распространенную область применения тестов достижений. Здесь они в основном используются для:

  • - измерения эффективности обучения или тренировки в относительно известных и контролируемых условиях трудовой деятельности;
  • - отбора персонала на определенные рабочие посты, требующие соответствующих профессиональных знаний и опыта;
  • - определения квалификации служащих при решении вопросов о переобучении и планировании карьеры.

Современный этап социально-экономического развития характеризуется ростом компаний, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве с персоналом в профессиональном развитии и обучении сотрудников. Одним из важнейших направлений деятельности становится оценка уровня подготовленности к решению профессионально-специфичных задач, а также выявление сильных и слабых сторон в знаниях и умениях у начинающих профессионалов. Приобретает особую актуальность измерение компетентности - операциональное определение характеризует ее как способность к решению нестандартной задачи, т.е. задачи с избыточной или неполной информацией.

Для оценки уровня профессиональной компетентности предпочтительнее использовать такую форму тестов достижений, как тесты оценки ситуаций (Situational Judgement Tests), или так называемые кейс-тесты. Тест оценки ситуаций - это метод оценки, в котором участнику предлагаются ситуации, моделирующие значимые аспекты работы, и варианты возможных реакций на эти ситуации. В основе моделирования ситуаций лежит метод критических инцидентов Фланагана, который широко применяется и при создании моделей компетенций. В качестве преимуществ тестов оценки ситуаций обычно отмечают следующее. Данные тесты характеризуются выраженной очевидной валидностью, поскольку тестируемые воспринимают данный метод как релевантный задачам оценки их знаний и умений. Являются удовлетворительными показатели прогностической критериальной валидности этих инструментов. В частности, метаанализ 95 исследований с использованием кейс-тестов в центрах оценки персонала, проведенный в 2001 г. Майклом Макдэниелом, указал на значимую связь результатов тестирования и реальных профессиональных успехов (среднее значение г= 0,54). Применение тестов оценки ситуаций открывает большие возможности для их стандартизации по сравнению с такими методами, как беседа или интервью .

Отличительная особенность тестов профессиональных достижений - их высокая специфичность, поскольку данные тесты разрабатываются для учета знаний, навыков, умений в узкоспециализированной профессиональной области. Разработка таких тестов в основном осуществляется на критериальной основе. В качестве критерия обычно рассматривается требуемый для успешной профессиональной деятельности уровень овладения знаниями и навыками. Установление такого критерия осуществляется путем анализа квалификационных требований и описанием процесса выполнения рабочих заданий. Чтобы получить достаточно полную картину профессиональной деятельности, составитель теста также консультируется с экспертами в данной области - инструкторами производственного обучения, опытными работниками, руководителями подразделений.

Применение тестов для оценки профессиональных достижений имеет определенные ограничения. Во-первых, они определяются динамическими процессами изменений содержания профессий. От современного специалиста требуются не только узкоспециальные знания и навыки, но также метапрофессиональные знания и умения, применяемые в различных областях трудовой деятельности. Наличие таких компетенций позволяет специалисту гибко приспосабливаться к новым требованиям профессиональной деятельности и тем самым достигать высокого уровня ее освоения.

Во-вторых, профессиональные достижения не могут рассматриваться отдельно от таких мотивационных и волевых качеств специалиста, как инициатива, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий, способность к сотрудничеству и организации межличностных взаимодействий. Многими авторами в качестве компромисса предлагается не отказываться от традиционной оценки профессионально значимых знаний и навыков, а использовать тесты достижений как одно из вспомогательных средств комплексной оценки профессиональной успешности. Метод комплексной оценки, называемый портфельной оценкой (портфолио), нацелен на то, чтобы сделать определение достижений как можно более обоснованным и реалистичным. Хотя термин "портфолио" применяется к широкому набору методик (сочинения, проекты, результаты письменных проверок и т.п.), он также предполагает учет результатов тестов достижений. Из портфолио можно почерпнуть информацию обо всех важнейших позитивных изменениях в освоении профессиональных знаний и умений. Хорошо организованное портфолио - это, в сущности, биография достижений специалиста.

Цель использования метода портфельной оценки состоит не только в оценке достижений, но и в корректировке самого процесса профессионального обучения.

Сферы школьного образования и профессиональной подготовки находятся в состоянии постоянных изменений, и тестирование достижений должно адекватно отражать это состояние. Новые тенденции в развитии диагностики достижений в будущем не только продолжатся, но и усилятся. Многие эксперты в области психодиагностики сходятся в том, что необходимо добиваться большего соответствия целей образования и тестирования таким образом, чтобы обе эти стороны единого процесса дополняли друг друга, принося пользу каждому учащемуся. Большинство тестологов также признают, что тестирование будет непрерывно совершенствоваться по мере развития теории психодиагностики и эмпирических исследований. Как справедливо указывала А. Анастази, вряд ли наступит такое время, когда можно будет удовлетвориться каким-то одним методом диагностики результатов обучения, поскольку каждый из них имеет свои ограничения . Поиск усовершенствований диагностических методов оценки достижений по необходимости будет продолжаться.

  • Lievens F., Peeteis IL, Schollaert E. Situational judgement tests: a review of recent research // Personnel Review. 2008. Vol. 37. № 4. P. 426-441.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 1982.

"Применение этой методики позволяет оценить степень владения личностью конкретными знаниями, навыками, умениями в ходе выполнения конкретной деятельности ч конкретными задачами и требованиями.

В современной психологии существуют две большие группы методов, результаты действия которых обеспечиваются совокупностью методик (тестов).

Первая группа - это проективные методы исследования личности, в основе которых лежит механизм выявления проекций в полученных данных эксперимента с последующей их интерпретацией. Сюда входят три вида тестов:

1) ассоциативные;

2) интерпретационные;

3) экспрессивные.

Вторая группа методов связана с оказанием конкретной психологической помощи на запрос конкретного человека. Это так называемые клинические методы, которые предстают как цельная, процедурно обусловлена техника преодоления критической ситуации психологической жизни человека. Клинический метод - это синтез исследовательских, аналитических, преобразующих техник взаимодействия с клиентом, которые одномоментно соединены друг с другом и используются в пространстве проблемы, с которой человек обратился к специалисту (рис. 1.17). Принято выделять еще две отдельные группы тестов: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник - это метод, который позволяет оценить развитие данной характеристики объекта исследования, на основе количества ответов (на поставленные вопросы), которые совпадают по своему содержанию с представлением о ней.

Тест-задача - метод суждения о психологических характеристиках данного человека осуществляется на основе анализа успешности выполнения поставленных задач, что дает возможность оценить их присутствие или отсутствие, а также степень их развития.

Среди психодиагностических методов исследования, используемых в зарубежной медицинской психологии, следует выделить: многофакторный личностный опросник (ММРІ), опросник Кеттела и опросник Айзенка.

Рис. 1.17

Опросник ММРІ основывается на анализе 550 предполагаемых ответов, изучение которых помогает определить самочувствие обследуемого, отношение к себе и к окружающему миру. За этими утверждениями составляется профиль личности, который содержит І0 шкал, а именно: женственность, паранойя, психастения, шизофрения, гіпоманія, интроверсия - ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность. Существуют и русскоязычные варианты опросника ММРІ (Ф. Бы. Березина, Н. П. Мирошникова, Л. Н. Собчика, 1981).

Опросник Кеттела построен на оценке полярных качеств личности, например, самоуверенный - неуверенный, хвастливый - скромный др, объединенных в сиетемокомплекси, такие как циклотимия - шизотимія, возбудимость - заторможенность, умственная способность - умственная недостаточность и тому подобное. Опросник Кеттела будет полезным для определения таких свойств личности, как экстра - и интроверсия, нейротизм и психотизм (отклонение от психической нормы).

Факторы экстра-, интроверсии и нейротизму можно изучать также с помощью опросника Айзенка, состоящий из двух параллельных форм (А и Б), которые позволяют провести исследование повторно. Эта методика привлекает внимание ученых простотой формулировок. В отличие от ММРІ, в него введены шкалу лжи для выявления лиц с желательной реактивной установкой. Опросник содержит 57 вопросов, из них 4 - по шкале экстраверсии, 24 - по шкале нейротизму и 9 - по шкале лжи. Опросник Айзенка нашел применение в нашей стране.

Среди проективных методов, основная цель которых - изучение личности как единого целого, используют тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцепційний тест) и тому подобное.

Тест Роршаха заключается в том, что исследуемому по очереди демонстрируют 10 карточек, на которых изображены чернильные пятна разных конфигураций и цвета. Рассматривая каждую карту, человек должен ответить на вопрос: "Что это может быть?" На основании полученных ответов определяется, наряду с другими показателями, богатство воображения, способность к синтезу, критичность ума, интеллектуальная активность. По мнению 13. М. Мясищева. этот метод является ценным для клинических исследований, а не для классификации людей.

Тематический апперцепційний тест (ТАТ), созданный американскими психологами, состоит из набора (от 6 до 30) картин с определенными изображениями. Кроме того, предлагается один лист без изображения, на котором обследуемый может изобразить по своему усмотрению любую картину. Как правило, для описания изображения обследуемому предлагают более 20 картин. По каждой картине он составляет рассказ, который записывают на магнитофон или стенографують, или же обследуемый сам записывает свой рассказ на бумаге.

Для правильной оценки полученных данных (интерпретации описанных рассказов) необходимо иметь определенные сведения о прошлом и настоящем обследуемого. Достоверность определенных личностных тенденций нужно проверить и другими методами. Описаны методы, применяемые за рубежом, безусловно, имеют практическое значение для медицинских психологов и психиатров. Большинство из них, модифицированная отечественными авторами, применяется и в нашей стране. Результаты, получаемые при использовании некоторых методов у нас, отличаются, поскольку отечественные исследователи, интерпретируя данные получаются из других методических позиций.

Задача или вопрос, из которых состоит тест, должны добираться по критериям выгодности (соответствия психическому явлению, которое изучается), надежности (устойчивости результатов измерения). Тесты, которые не имеют валидности, называют инвалидными, они непригодны для практического использования. Но в истории известны случаи, когда тесты, признанные инвалидными для измерения одних качеств, оказывались валидными для измерения других. Такой парадокс объясняется наличием такой неотъемлемой условии валидности тестов, как надежность. Ненадежный тест не может быть валидным, и, наоборот, валидный тест всегда надежен. Также надежность теста не может превышать валидность и наоборот.

Своеобразным представителем психологических методов является метод социометрии. Социометрия применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. Методично социометрия представляет собой цикл измерительных процедур и математических методов обработки первичных данных опросной методики. Метод социометрии используется для изучения социальных ролей в малых группах и на группе в целом. Рабочим инструментом в соціометричному исследовании является так называемый "социометрический критерий". Этот критерий делится на две группы. К первой относятся коммуникативные и гностические; ко второй - официальные и неофициальные.

Широкое применение в психологических исследованиях занимают математические методы. Чаще всего используется две группы математических методов, которые различаются в зависимости от их функционального назначения:

1) методы математического моделирования;

2) методы математической статистики.

Функциональное назначение методов математического моделирования заключается в построении алгоритмов действий и преобразующей деятельности в виде объяснительных, развивающих, обучающих и компьютерных моделей.

Статистические методы - это методы прикладной математической статистики. Наиболее распространенными видами этого метода является корреляционный, факторный, регрессионный анализ.

Корреляционный анализ - это комплекс процедур статистического исследования взаимозависимости переменных, находящихся в корреляционных отношениях. При этом преобладает их зависимость не линейная: это означает, что значению любой отдельно взято.

в Общем большинства психологических методик присущи некоторые общие черты их проведения. Как правило, исследование делится на четыре основных этапа.

Первый этап - подготовительный, где определяется предмет исследования и его первичный анализ. В ходе этого этапа исследователь проводит теоретизацию предмета познания, то есть рассматривает его как многомерное целостное и самостоятельное явление, которое взаимодействует с другими явлениями. Главное в этом этапе то, что исследователь формирует гипотезу о сущности психологического факта, который изучается. Эта гипотеза должна быть им зафиксирована и проверена.

Второй этап - конкретно экспериментальный, что определяет эмпирические критерии рассматриваемого явления. Во время проведения этого этапа исследования исследователь имеет возможность непосредственно контактировать с сущностью данного явления, что составляет центральный момент эксперимента.

Третий этап - количественный анализ, интерпретация и толкование данных, полученных первыми двумя способами. Это позволяет утверждать о достоверности полученных данных направлены на подтверждение изначально поставленной гипотезы. При нем довольно часто используются математические методы психологии.

Четвертый, заключительный этап - интерпретация полученных данных. Этот этап предусматривает "выяснение правильности или ошибочности гипотезы исследования".

Как и в каждой науке, методы современной психологии воспроизводят объективный процесс научного познания, поэтому их широкое использование обеспечивает высокий уровень исследований.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!