Простые способы обучения ребенка счету. Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету С какого возраста начинать изучение математики с детьми

Ребенок сам подскажет вам , когда ему потребуется знание цифр и чисел. Это будет момент, когда вместо одного яблока он захочет взять два или ему понадобится отличить цифру любимого канала на кнопке пульта.

Чаще всего счет самостоятельно начинают осваивать 2-3 летние малыши , и задача родителей в этот момент – поддержать интерес к цифрам.

Некоторые родители предпочитают «не отбирать у детей детство» и оставить счет школе.

Но это худшее, что вы можете сделать для ребенка.

Если он придет в первый класс уже подготовленным, ему будет намного проще адаптироваться, тем более, что практически все школьные программы сейчас уже рассчитаны на умеющих читать, писать и считать на начальном уровне детей.

3-5 лет – возраст, в котором дети способны и могут усвоить счет до 10 и даже 100 , особенно, если воспользоваться несложными методиками.

Упражнения, методики и техники

Знаменитый детский педагог Мария Монтессори воспитывала по специальной системе маленьких гениев. Под ее руководством азбуку и счет осваивали даже годовалые малыши. Причем это были знания на очень глубоком уровне.

До сих пор во многих детских садах используют систему Марии Монтессори , основанную исключительно на «методе пряника» и занимающиеся по ней дети показывают блестящие успехи в изучении счета.

Секрет техники в том, что преподаватели разговаривают с детьми на равных, и пытаются понять их язык, вместо того, чтобы навязывать свой.

Счетные палочки не теряют своей популярности многие десятилетия. Они помогают ребенку понять, что за цифрами стоят реальные предметы, с ними легко освоить основные манипуляции — сложение и вычитание.

Счет на пальчиках хорош тем, что его можно применять повсеместно – гуляете вы с малышом или смотрите телепередачу. «Загибать пальцы» можно на красные машины или рекламные паузы между мультфильмами. Это счетное средство всегда под рукой.

Считалки и кричалки помогают запомнить последовательность цифр. Например: «У одной девчонки ровно две косички, а у трех мальчишек четыре к ним банта», и так далее.

Народные сказки и басни . Персонажей в них обычно 3 (богатыри, лебедь, рак и щука, три сестрицы), а в «Репке» или «Теремке» число персонажей вырастает до пяти-шести.

Ассоциируя каждого персонажа с номером, ребенку легче запомнить еще и сюжет сказки, так что «математически-литературным методом» вы убиваете сразу двух зайцев.

Притворитесь незнайкой . Когда ребенок попросит вас сосчитать небольшое количество предметов, скажите, что забыли счет и справляться с этим нужно вместе.

Не вызывайте у малыша панику – плавно подведите его к верному ответу.

Тренинги по ТВ . Многие видеоняни в специализированных передачах прекрасно справляются с задачами обучения детей азбуке, счету или даже иностранному языку.

Программа «Подводный счет» — телеканал «Карусель»

Учимся считать до 10

Превратите уроки счета в игру . Это может быть игра в экономиста или продавца: «Дайте мне шесть яблок» или «Отсчитайте десять салфеток».

Ребенок может использовать во время такой игры счеты и палочки , делать пометки в тетради. Но если он капризничает и категорически отказывается проделывать действия, связанные со счетом – не давите на него.

Все время повторяйте с малышом цифры – даже завязывая шнурки: один шнурок завязан, два шнурка завязано, три пуговицы застегнуто, одна шапка надета.

Повторение – мать учения . Постепенно малыш и сам станет проговаривать несложные считалки и отождествлять их с предметами.

Считалочка от 1 до 10 — интернет-канал Умачка

Учимся считать до 100

Избирательная память ребенка запоминает только то, что малышу интересно. Если в семье растет гуманитарий – не ждите счета до ста на ранних порах, лучше пробуйте «буквенные загадки».

Самый простой способ выучить счет до 100 – это взять десять раз по десять. Если ребенок хорошо знает счет до десяти, то 21 будет 2 и потом 1 (не плюс, а именно потом – сразу объясните разницу между числом и сложением).

Не забудьте объяснить, что такое ноль и почему он превращает два в 20, а три – в тридцать. Это может оказаться одним из самых сложных этапов в счете до ста. Не ругайте ребенка, если он не сразу разберется что к чему.

Кстати, на подсознательном уровне знание о правильном счете все же хранится, и если на первых порах малыш упорно не хочет считать до ста – возможно, он сделает это позже, уже в школе.

Помните о том, что детский мозг – сложная штука!

Если ребенок справится с задачей — например, запомнит монетки до 20 — выдайте ему «призовой фонд». Постепенно доведите число монет до 100 и позвольте ребенку купить все что угодно в награду за обучение.

Подведем итоги

Обязательно поощряйте малыша за правильно выполненные действия. Если он принес к столу верное число ложек или правильно назвал число лампочек в люстре – не скупитесь на похвалу или даже конфеты .

Которые, кстати, тоже можно давать по числу от 1 до 10 – пусть ребенок скажет наугад. Так постепенно он поймет, что число 10 – самое большое.

И помните, что вы сами были маленькими. Вам точно так же трудно было понять, чем пятерка отличается от шестерки, и почему перевернутая шестерка это уже девятка.

Вам было трудно? Так же трудно сейчас и ребенку . Поддерживайте его на пути освоения счета, и возможно, именно в вашей семье вырастет новый Перельман или новая Мария Склодовская-Кюри.

Обучение счету можно начинать с дошкольного возраста, однако сильно усердствовать в этом не следует. Не нужно посвящать малыша в математические тонкости, если «душа не лежит». Научите его к школе считать до 20, разберите состав числа, и этого будет достаточно. Остальные знания он получит после.

Как научить?

Карточки и подручные материалы

Если родители занимаются с малышом самостоятельно, им необходимо усвоить главный принцип: лучше всего ребенок усваивает информацию о счете зрительно. Обучение маленьких дошкольников на слух будет бесполезно. Приготовьте подручные средства для счета в пределах 5 или 10 (в зависимости от навыков малыша). Это могут быть игрушки, цифры из пластмассы или картона, овощи или фрукты и т.д. или распечатайте с нашего сайта. Подойдет все, что можно посчитать.

Разложите предметы в ряд. Начинайте с небольшого количества, например, с трех или пяти. Пусть ребенок показывает пальчиком на каждый предмет и считает за вами: один, два, три… Для дошкольников это полезное занятие.

Считалочки

Для детей дошкольного возраста прекрасно подойдет считалочка как способ обучения счету. Их можно начинать разучивать самостоятельно, без привязки к числовым играм, но можно с их помощью повторять счет.

Очень хорошие книги по обучению счету Вы можете скачать торрент файл совершенно бесплатно:

  1. « » Андрей Усачев
  2. « » Сергей Волков

Популярные видео с детскими считалками можно посмотреть здесь

Для группы детей дошкольного возраста можно придумать игру в прятки, догонялки и т.д., где должна использоваться считалка.

Для детей дошкольного возраста, умеющих считать в пределах 10, подойдет считалка сложнее. Таких в фольклоре много: ребята активно используют их в своих играх.

Сортируем предметы по признакам

Кроме прямого и обратного счета, для детей дошкольного возраста важно научиться сортировать предметы по каким-либо признакам. Такие упражнения развивают логику, память. Методика обучения счету предлагает формировать для дошкольников следующие задания:

  • знакомить детей дошкольного возраста с такими понятиями, как много, мало, один и несколько;
  • сортировать предметы по одному признаку (например, отбирать только синие, зеленые, высокие, низкие, большие и т.д.);
  • находить предмет, исходя из заданного признака;
  • манипулировать выражениями: столько, сколько, одинаково, больший, меньший и т. д.

Предлагая для дошкольников подобные задания, можно параллельно считать с ними выбранные предметы в пределах 10 (или более, если ребенок подготовлен). Обучение счету можно проводить в любой подходящей бытовой ситуации. Например, в миске лежит несколько яблок. Предложите ребенку посчитать, сколько яблок лежит в миске. В награду дайте ему попробовать одно из них.

Не обязательно учить дошкольников считать только предметы, разложенные в один ряд. В пределах 10 вполне можно обустроить счетную дорожку вертикально. Возьмите обыкновенные кубики для детей дошкольного возраста и поставьте их один на другой. Затем попросите ребенка посчитать, сколько кубиков в башне. Для этой цели отлично подойдет пирамидка из окружностей, которая есть в любом магазине для детей дошкольного возраста: считайте, сколько в ней кругов.

Старайтесь, чтобы ребенок отвечал на вопрос: Сколько? Это самая большая задача для дошкольников.

Понятие «поровну»

С 5-6 лет для детей дошкольного возраста необходимо готовить задания, где они должны разложить поровну число. Хорошо, если ребенок уже умеет считать в пределах 10. Это облегчит задачу родителям и расширит возможности игр. Чтобы малышу было интереснее раскладывать, посадите перед ним любимые игрушки, и пусть каждой из них малыш отмеряет равное количество предметов.

Например: у Коли есть 4 яблока. Нужно разделить их между зайчиком и мишкой. Сколько каждому нужно яблок?

Если эта задачка трудна для детей, пусть сначала раздадут каждому по одному яблоку, затем еще по одному. После можно посчитать, сколько яблок получили мишка и зайчик. Делаем вывод, что если к двум прибавить два, то получится четыре.

Еще одна интересная задача для детей, считающих в пределах 5 или 10, — найти лишний предмет. Разложите перед малышом 5 чашек (коробочек, горшочков и т. д.) и дайте 4 предмета. Пусть ребенок разложит предметы в тару, а оставшаяся чашка или коробочка будет лишней. Сделайте акцент на том, что 5 больше 4. Так ребенок, считающий в пределах 5, уже будет понимать, что означает больше или меньше.

Математические игры

Вы можете использовать эти интересные для игр

Поставь цифры в рядок (обучение счету в пределах 5 или 10)

Малышам раздаются карточки с цифрами. Их задача – выставить их по порядку. Можно усложнить задачу. Дать детям одинаковое количество карт с цифрами, но перевернуть их, чтобы дети не видели числовых значений. Затем попросите их открывать любые карточки и раскладывать в ряд относительно друг друга. Так дети будут знакомиться с понятиями больше-меньше.

Волшебники

Дети должны угадать число в пределах 5 или 10. Взрослый дает подсказку. Например: это число больше 4, но меньше 6. Дети отвечают: 5.

Хлопки

Ребята открывают карточки с цифрами и прохлопывают столько раз, сколько требует число.

Где домик цифры

Ребенку предлагается выяснить, по соседству с какими цифрами живет нужное число. Например: 7 живет между 6 и 8.

Что должен знать дошкольник?

  • К 5-6 годам дошкольник должен считать до 20 и знать состав числа.
  • Считать в пределах 10 в обратном порядке.
  • Знать, с какими цифрами соседствуют числа в пределах 10.
  • Делить число на 2 или 4 части.
  • Измерять предметы с помощью палочек или веревочек.
  • Сравнивать предметы по геометрическим признакам: выше, больше, длиннее и т. д.
  • Знать названия простейших геометрических фигур.

При обучении детей счету не стоит вдаваться в крайности и стараться выучить с ними таблицу умножения к 5 годам. Если ребенок интересуется, обладает хорошей памятью, речью, вы можете предлагать ему более сложные задания. Настаивать и заставлять не нужно. Заинтересовывайте его игрой, предлагайте разноплановые задания, иначе вы рискуете навсегда отбить охоту от изучения математики. Проявите мудрость и терпимость, и малыш наверняка освоит счет.

Видео по методике Зайцева

С чего начать изучение математики с детьми?

Начинать изучение математики необходимо с развития навыков счёта.

С какого возраста начинать изучение математики с детьми?

Уже с шести месяцев можно начинать изучение математики с ребёнком.

Развитие навыков счета

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

Как объяснить ребёнку, что такое число?

Раз, два -

Пошли по дрова

Один, два, три —

На маму посмотри.

Задолго до того, как малыш скажет вам, что у него есть три бусинки, он сможет продекламировать эти детские стишки. Он учится произносить названия чисел и узнает их групповые особенности до того, как столкнется с истинным значением чисел.

Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите малыша, чем отличаются рисунки. Просите его самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т. д.

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?». И т. д.

Стараться не только называть числа, но и по возможности вводить элементы сложения и вычитания. Например, в подъезде 4 лестничных марша, вы на последнем этаже. Проход каждого этажа сопровождать словами — у нас 4 лестницы, 2 мы прошли, 2 еще осталось… 3 прошли — осталось…

Игры для обучения счёту

Мячи и пуговицы

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Правильно расположить предметы на плоскости ему гораздо труднее. Для этого упражнения возьмите любые плоские фигуры (для начала, например, квадрат) и плоские пуговицы. Положите на стол квадрат из плотной бумаги, дайте малышу несколько пуговиц (5 больших и 8 маленьких). Пусть он по вашей инструкции положит пуговицы в нужном месте. Например: «Положи большую пуговицу в середине, еще одну — под квадратом тоже в середине, еще — над квадратом посередине, одну — справа в середине, еще одну — слева в середине».

Если ребенок справился с этой задачей, переходите к следующему заданию. Теперь разложить нужно маленькие пуговицы. Одну — в верхнем правом углу (объясняем, что такое угол справа, сверху), вторую — в верхнем левом углу и т. д. Если и это задание выполнено без ошибок, приступаем к еще более сложному. «Положи маленькую пуговицу над большой пуговицей, которая лежит над карточкой (под карточкой)». Варианты: справа от большой пуговицы, которая лежит справа у карточки; слева от большой пуговицы, которая лежит слева от карточки и т. п. Сложность увеличивается постепенно, от занятия к занятию, но ни в коем случае в течение одного занятия! Если ребенок стал испытывать трудности, вернитесь к более простому заданию: это временная ситуация.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например, лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния — какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. Вы можете дойти до какого-то места обычными шагами, потом повернуться кругом и посмотреть, насколько меньше шагов вам потребуется, если обратно вы пойдете гигантскими шагами.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее, вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите его принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится вверху, что внизу, что справа, слева и т. д.

Ребенок также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало.

Мозаика

Конечно, малыш в возрасте трех лет пока не способен использовать мозаику по ее прямому назначению — для выкладывания узоров или картинок по образцу, — и тем не менее он вполне может играть с мозаикой. Для начала покажите ребенку, как ею пользоваться, — это не так-то просто для двухлетнего малыша. Пусть он выкладывает детальки в любом порядке, пока не надоест (это прекрасное упражнение для развития рук).

Следующее задание может быть сложнее: расположить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым). Таких линий можно выложить несколько, так, чтобы они различались по цвету: ведь даже если ребенок еще не называет цвета, он способен выделить один из них и подобрать к нему другие предметы такого же цвета (в данном случае элементы мозаики). Выполнение этого задания поможет развить мелкую моторику пальцев, глазомер, способность к элементарному анализу и синтезу. Попутно малыш научится быстрее называть и запоминать цвета. Но будьте внимательны: детали мозаики очень мелкие и могут быть опасны для малыша, поэтому не оставляйте его одного даже на минутку, а после игры тщательно уберите все в коробочку.

Обучение счету на пальцах «Пальцематика»

Самое универсальное пособие для обучения математике — это пальцы. Чтобы познакомить малыша со счетом, ничего проще не придумать.

Каждый вечер, после обычного вечернего купания, когда мама принимается вытирать, обрабатывать и готовить ко сну ребенка, «помощник» должен показывать на пальцах числа и громко и радостно называть их: «Один!», «Два!», «Три!» и т. д.

Обычно ребенок прекращает ворочаться, капризничать, не отрываясь, следит за «пальцецифрами» и улыбается. Мама чрезвычайно довольна и без помех, в течение нескольких минут укладывает малыша спать.

Путь человечества к десятичной системе, в которой мы с вами и с малышом будем считать, идет именно от 1альцев человека. Начните с одной ручки. Пересчитывайте пальчики, прячьте несколько и считайте, сколько осталось. Прячьте все и знакомьтесь с понятием нуля. Отделяйте одни пальчики от других и выясняйте, что пять это один и четыре, два и три. Потом начните добавлять вторую ручку. Один пальчик левой руки пришел в гости к пальцам правой — и стало шесть пальчиков. Потом к ним пришел еще один, и их стало семь, и т. д. Или пусть приходят сразу по два-три пальчика, а вы выясняйте, сколько их стало.

Белочки

Раз, два, три, четыре, пять

Пришли белки поиграть. (Показать пять пальцев)

Одна куда-то подевалась, (Спрятать руку за спину)

Четыре белочки осталось. (Показать четыре пальца)

А теперь скорей смотри, (Спрятать руку за спину)

Их уже осталось три. (Показать три пальца)

Ну и ну, какая жалость, (Спрятать руку за спину)

Только две у нас осталось. (Показать два пальца)

Эта новость так грустна, (Спрятать руку за спину)

Осталась белочка одна. (Показать один палец)

Затем скажите:

Пока мы с тобою считали,

Белочки от нас сбежали.

Поговорите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки вздремнуть, поискать еду и так далее.

Пять мишуток

Читайте стихотворение. Прочитав первую строчку, поднимите один палец. Следующий палец поднимайте каждый раз, когда по ходу действия появляется другой мишка.

Один мишутка за столом котлетку уплетал,

Но тут, откуда ни возьмись, другой вдруг прибежал,

Их стало двое.

Он стал котлетку отнимать, он тоже есть хотел,

Но прибежал еще один и все котлеты съел.

Их стало трое.

Три глупых маленьких мишутки закрыть хотели дверь,

Но дверь открылась, и еще один ворвался зверь.

Их стало четверо.

Четыре маленьких мишутки нашли пчелиный рой,

Еще один вбежал мишутка и поднял громкий вой.

Их стало пятеро.

Кусают пчелы не на шутку и убежали все мишутки.

На последней строчке спрячьте свою руку за спину.

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем — семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова — очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата — втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Два медведя

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один мешал сметану,

Другой месил муку.

Раз «куку», два «куку»

Оба шлепнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке.

Ухо в кислом молоке!

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальчики на обеих руках.)

Непослушная считалка

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

Это — раз!

Загибаем?

Это — два!

Продолжаем?

Три, четыре…

Где же пятый?!

Во — смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой….

Пиф-паф ой-ой-ой!!!

Да, девятый — он такой!

Сколько пальчиков всего?

Ровно десять! О-го-го!!

(Руки согнули в локтях, растопырили пальчики и крутим кистями рук в разные стороны.

Загибаем одной рукой пальчики на другой руке. На пятый пальчик показываем знак «Во!» (пальчики в кулак, большой отогнут).

Переходим на другую руку и опять загибаем, начиная от мизинца. Когда загнем восьмой пальчик, получится «пистолет», из которого стреляем.

Совсем маленькие загибают пальцы другой рукой, а у кого получается, пальчики загибают без помощи.

Последние строчки — то же, что и на первой строчке).

Считалочка про пальчики

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел пальчик на прогулку,

С маком съел большую булку.

Этот толстый господин

Пальчик с номером один!

Этот пальчик в лес пошел,

Мед в большом дупле нашел.

Убежал от пчел едва

Славный пальчик номер два!

Этот пальчик в море ходит

На гудящем пароходе.

В шторм на палубе, смотри!

Смелый пальчик номер три!

Этот пальчик — наш силач:

Словно легкий детский мяч

Он подбрасывает гири!

Пальчик с номером четыре!

А последний — милый крошка,

Тихо сядет у окошка,

Младший пальчик номер пять!

Раз, два, три, четыре, пять!

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек — стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей.

Эта птичка совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка,

Серенькое перышко.

Эта — зяблик.

Эта — стриж.

Эта — развеселый чиж.

Ну, а эта — злой орлан.

Птички, птички по домам!

(Загибаем или поглаживаем пальчики)

Брату скоро стукнет пять.

А учиться он не хочет.

Тут придумала я штуку.

Говорю: давай-ка руку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Эти пальчики — зайчата.

Первый спрятался куда-то.

Загибаем пальчик — раз.

Сколько их теперь у нас?

Брат ладошку растопырил

И ответил вдруг: — четыре.

Молодец. Способный мальчик.

Снова загибаем пальчик.

Сколько их теперь — смотри?

Брат считает: — раз… два… три…

Третий заяц вдруг исчез:

Убежал проказник в лес.

Скрылся зайчик наш едва,

Брат уже кричит мне: — два!

Мы оставили всего

Сколько пальцев? —

Одного. —

А потом и этот зайчик

Лег в кроватку на бочок.

Загибаем пятый пальчик,

А теперь, что остается?

Хитро брат глядит, смеется:

— Остается… кулачок.

Зайка маленький

Мама и ребенок стоят лицом друг к другу, держась за руки. Взрослый говорит малышу: «Покажи, какой ты большой». Осторожно тянет его за руки вверх. «Вот какой большой!

А теперь покажи, какой зайка (любая игрушка) маленький (присаживается и тянет ребенка за руки вниз). Маленький зайка».

Повторяет те же действия, читая стихотворение Н. Пикулевой.

Вот какие мы большие,

Поднимает руки ребенка вверх.

Не малюсенькие,

Приседает вместе с ребенком, показывая руками низко над полом.

Вот такие, вот такие,

Встает, поднимая руки малыша вверх.

Вот такусенькие.

Летели дракончики

Играют двое. Стоя лицом к лицу, вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. Играющие по очереди произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например, три. Партнер начинает отсчет: «Один!» (хлопок) — «Два!» (ответный хлопок) — «Три!». При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей от полугода до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.

Математика в картинках

Уже с трёх лет можно изучать математику с помощью математических игр раскрасок. С помощью таких игр - заданий ребёнок познакомиться с операциями сложение и вычитание.

Мы предлагаем вам вот такую интересную математическую игру вместе с любимым персонажем детей - олененком Бемби.

Сначала я объясню тебе, что такое сложение. Это когда к одному числу прибавляют другое число. Результат этого математического действия называется суммой. Например, здесь нарисованы Бэмби и Топотун. 1+1=2. Всего 2 зверька.

А если мы от одного числа отнимаем другое, то это действие называется вычитанием. Например, было 2 птенца, 1 убежал. Остался один. 2-1=1. Результат такого арифметического действия называется разностью.

Маленький Бэмби познакомился с юной Фалиной. Оленята быстро подружились и стали играть вместе. Посчитай и напиши, сколько оленят играют на полянке.

Вкусный зелёный лист с нескольких сторон объедали 5 гусениц. 1 наелась и уползла. Потом ещё 2 наелись и уползли. Сколько гусениц осталось жевать лист?

Бэмби нашёл в лесу место, где росло много вкусной красной земляники. Всего там было 10 спелых ягод. Сколько ягод останется, если Бэмби съест 7 из них?

В лесу есть небольшой чистый пруд с прозрачной водой. Там плещутся большие рыбы. 2 из них золотые, а остальные — красные. Запиши пример и реши его. А картинка будет тебе подсказкой.

Бэмби очень любит дикие яблоки. Смотри: он нашёл в траве 3 красных яблока и 3 жёлтых. Сколько всего яблок нашёл в траве оленёнок? Подставь в пример нужные числа и реши его.

На полянке растут грибы, ягоды и цветы. Пересчитай, сколько штук каждого вида нарисовано. Впиши значения в кружочки и реши, сколько всего растений растёт на полянке.

Казалось бы, в счете нет ничего сложного, однако малыши совершенно отказываются понимать, почему после десяти идет одиннадцать, а после двадцати – двадцать один. Они меняют местами цифры или же вовсе их пропускают, доводя своих родителей до отчаяния. «Вроде бы не глупый мальчик, а не может понять такие мелочи! Что же дальше – то будет?».

Дело все в том, что память малыша весьма избирательна. Дети усваивают только те вещи, которые их заинтересовали, обрадовали, удивили или же чем – то испугали. Вряд ли они быстро запомнят что–то неинтересное на их взгляд, даже если взрослые на этом настаивают. Поэтому родителям необходимо заинтересовать кроху, чтобы он сам захотел заниматься счетом. В этом случае маленькие непоседы даже не заметят, как станут легко считать.

Лингвистами давно замечено, что при изучении языков человек легче всего осваивает именно числительные. Если изучение письма и азбуки нуждается в особенных условиях, то для обучения счету ни надо сидеть за столом с карандашом и книгой. Считать можно везде: дома, в транспорте, на прогулке.

Как научить считать до 10?

Ребенку уже исполнилось два года значит, пора начинать учиться считать. Сначала научите его считать до пяти. Гуляя на прогулке, изучайте количество деревьев, детей на площадке, подъезды в доме, машины. Подсчитывать можно совершенно все. Одевая малыша, обращайте его внимание на то, что колготки одни, а носков всегда два, шапка одна, двое сапог и так далее. Возвращаясь с прогулки, обязательно просмотрите всю обувь в коридоре. Пусть сын или дочь самостоятельно поразмышляет о том, сколько человек может обуться в четыре ботинка.

При чтении книжки не пропускайте иллюстрации. Пусть малыш скажет вам количество нарисованных мячиков, щенят, котят и так далее. Также помните, что хороши при обучении счету стихи – небольшие стишки с рифмой.

Помимо всего прочего, малыш должен осознать, что он не просто так учится считать – он извлекает из этого пользу. Таким образом, он теперь знает, как можно разделить конфеты поровну. Накрывая на стол, обратитесь к малышу за помощью, пусть он подаст Вам определенное количество ложек, потому – что будет обедать такое – то количество человек, а не наоборот, например: «Обедать будет четверо, потому что на столе лежит четыре ложки».

Прежде чем идти в магазин, скажите малышу: Нам нужно столько всего купить… Запомни: лук, свеклу, морковь, картошку, хлеб – всего пять покупок. Напомни мне, пожалуйста, а то вдруг я что – то забуду». При перечислении покупок, загибайте пальцы, после чего попросите свое чадо повторить список. Совершая покупки в магазине, если ребенок Вам забывает подсказывать, что надо купить, спрашивайте его сами: «Ты не помнишь случайно, что нам надо купить?». После того, как покупки сделаны, обязательно пересчитайте их. Если вдруг чего – то не хватает, проверьте все вместе с чадом еще раз. Малыш, поняв, что маме без него не справиться, постарается сконцентрироваться, и тем самым потренирует свои навыки в счете и слуховую память. Если малыш вспомнил весь список покупок, то обязательно его похвалите. В следующий раз задание надо усложнить.

Игра в магазин поможет закрепить навыки счета. С малышами проще будет играть без денег. Трехлеткам, кстати, больше интересен процесс оплаты. При этом можете играть, не применяя настоящие деньги, а используя «семейную валюту»: конфеты, фантики или пуговицы. Можете поощрять "умника" за правильные подсчеты. Например, предложите ему разделить на троих пять конфет, а лишние пусть останутся у него.

Цифровая азбука

Если ребенок научился считать, можете переходить непосредственно к изучению цифр. Обычно, малыши просто заучивают числа от одного до десяти. Главное, чтобы малыш понимал, что цифры обозначают количество определенных предметов. Три ли это котенка, три яблока или три шарика – это всегда обозначают одной цифрой. Малышам очень нравятся магнитные цифры и различные «книжки-липучки», которые прикрепляют к холодильнику, кафельной плитке или к специальной доске. Если цифры всегда будут у чада перед глазами, то он их выучит даже незаметно для себя.

Когда малыш выучит цифры от одного до десяти, то вводите понятие «ноль». Для этого можете предложить ребенку посчитать то, чего нет. «Если у нас есть конфеты, то мы их может посчитать, а если мы съели все конфеты, и не осталось ничего, то мы имеем «ноль конфет». Слово «ноль» обозначает то, что «ничего нет».

Детям более старшего возраста (четыре – пять лет) можно объяснить то, как образуются числа. Положите десять счетных палочек в ряд – в древности десять называли сокращенно «дцать». Одну палочку положите сверху (желательно чтобы она была другого цвета). Таким образом, «один» на «дцать» получается «одиннадцать». В верхний ряд добавляйте по одной палочке и постепенно доходите до двадцати. Затем поясните образование десяток: два десятка будет «два-дцать», а три десятка будет «три-дцать» и т.д.

Исключением является число сорок, в древности это значило «очень много» и девяносто, означающее «девять до ста».

Как научить считать от одного до ста?

Когда учите малыша высчитывать предметы от одного до ста не надо требовать мгновенного запоминания. Лучше всего двигаться поэтапно, например, увеличивать знания на десяток каждую неделю. На следующий день, прежде чем приступать к изучению новых цифр, следует повторить то, что было пройдено вчера. Дальше двигаться можно лишь в том случае, если он хорошо усвоил предыдущий материал. Таким образом, постепенно им будет изучен счет от одного до ста. При этом необходимо помнить, что малыш должен понимать счет, а не запоминать его. Математика основана на поиске закономерностей и понимании. Ребенку надо разобраться, по какому именно принципу цифры расположены так, а не иначе.

Закрепляя изученный материал, предложите вашему дошкольнику следующее задание:

Какое число находится перед цифрами 5;9;21;46;85;100.

Назвать число, находящееся после цифр: 8;16;26;57;82;99.

Назвать число, находящееся между цифрами 5 и 7; 11 и 13;45 и 47.

Найти пропущенное число: 5,6,7,9,10.

Если для вашего ребенка счет до ста не вызывает трудностей, то можете начинать изучать обратный счет. Демонстрировать его лучше всего на пальцах рук, загибая их, или же на счетных палочках. Начинать стоит с пяти. Здесь многое зависит от особенностей малыша, а именно от того, какое мышление у него лучше развито: воображение или пространственное. Случается, что кроха легко производит довольно сложные математические расчеты, при этом, обратный счет для него оказывается затруднительным. Не стоит давить! Покажите ему обратный счет на наглядных примерах, к примеру, при спуске в лифте.

Прикладная математика

В наши дни первоклассники могут пользоваться компьютером и калькулятором, однако им довольно нелегко делать подсчеты в уме. Мозг, так же как и мышцы, нуждается в регулярной тренировке. А устный счет, изучаемый с раннего детства, хорошо помогает развитию умственных способностей.

Некоторые родители уверены, что их дети, особенно до 5 лет, еще не готовы заниматься устным счетом. Но готовность к математическим занятиям просто вдруг не появляется, она формируется. Если такую готовность не развивать, то она может и к десяти годам никак не проявиться. Уже с трехлетнего возраста, вместе с цифрами, можно преподносить малышу первые уроки математики. Вы убедитесь в том, что результаты превзойдут все ваши ожидания.

Следует объяснить дочке или сыну что такое «больше-меньше». Читая книгу, обращайте внимание ребенка на рисунок. Предложите ему посчитать изображения на нем: цветочки, бабочек и так далее. Например, каждой ли бабочке хватит по цветку? Кого больше здесь: цветков или бабочек? При игре в кубики, обязательно их считайте. Пусть малыш продемонстрирует, каких именно кубиков больше: маленьких или больших, желтых или красных, деревянных или пластмассовых. Первое время мальцу может быть нелегко различать такие понятия как «маленький кубик и большой» и «каких кубиков здесь больше», однако в этом нет ничего страшного.

Главное тренировка

Чтобы объяснить малышу понятие «поровну» применяйте такие примеры, как: «У Лены есть две куклы и у Маши, так же, две. У кого больше кукол? Ни у кого! Потому что их поровну». Предложите малышу разделить четыре яблока поровну на двух человек, шесть на трех и так далее. Затем переходите к простым логическим задачам. Например – на ветке сидит четыре белки, у каждой есть по одному орешку. Сколько орешков всего?

Стало все получаться? Пора приступать к осваиванию элементарных математических действий: минус, плюс, равно. « У тебя есть два яблока, тебе дали еще одно. Таким образом, получилось три яблока». Считать до 10 лучше учиться на пальцах рук – это к тому же и полезная гимнастика. Чтобы сложить два и четыре, необходимо поднять два пальца на одной руке, и четыре – на другой и посчитать, сколько всего «открыто» пальчиков. Тоже самое можно выполнять при помощи конфет, игрушек и счетных палочек. Бесполезно настаивать, чтобы малыш просто запомнил, что пять плюс три будет восемь. Ребенку необходимо понять механизм счета: сначала необходимо узнать, сколько всего было, затем – сколько прибавили, а потом уже сколько стало. Аналогично объясняйте и вычитание: вычисляем, сколько было, потом – сколько нужно отнять, затем – сколько осталось. Запомнить здесь надо следующее: при сложении всегда получается больше, нежели было, а при вычитании наоборот, становится меньше.

Объясните малышу, что в какой бы последовательности он не складывал предметы, результат получится один и тот же. Например, если на стол положить сначала три яблока, потом еще две груши, то на столе будет лежать пять фруктов. И если сначала положить две груши, а потом уже два яблока – все равно получится пять фруктов. Этим Вы объясните своему чаду первостепенный закон сложения «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется».

Сегодня в продаже есть большой выбор пособий и книг по раннему детскому развитию. Однако прежде чем приобрести их для своего малыша, изучите их сами очень внимательно. Следует избегать примеров, в которых есть фразы, как «попробуй угадать, сколько получится» или «определи без счета». Поскольку это ошибочный подход к математическим занятиям. Математика, как известно, является точной наукой, она не угадывает, а высчитывает. Нельзя обучать детей счету с помощью таких вопросов, как «догадайся», «угадай», поскольку они обладают неоднозначными ответами и малыш может подумать, что правильный ответ можно просто угадать, а не вычислить.

Нередко родители первоклашек сетуют на то, что их дети обладают гуманитарным складом ума и у них отсутствуют способности к математике. Однако чтобы заниматься математикой - не нужно обладать особенными способностями. Математические вычисления способствуют сами по себе повышению умственных способностей, развивают память, смекалку, помогают формироваться логическому мышлению. Чем раньше Вы приметесь тренировать мозг крохи при помощи математических вычислений, тем быстрее ваши старания принесут хороший результат.

Очень многие детки уже к трем годам знают счет. Обучение счету происходит механически. Этому способствуют и «говорящие» цифры электронной азбуки, и сказки, прочитанные с родителями, и считалочки, которые разучивают с детьми воспитатели, и настольные игры. Но научить ребенка считать не механически, а осмысленно довольно не простая задача.

Начальное обучение счету

У всех, без исключения, дошколят преобладает наглядно-образное мышление. А потому все, что проговаривается устно, они обязательно должны увидеть и даже потрогать. Начинать обучение всегда надо в игре. Играя с ребенком, вы должны считать куклы, машинки, шарики и другие игрушки. Например, убрали машинку, тут же пересчитали предметы. Добавили шарик, снова пересчитали предметы. Рядом с посчитанными предметами можно класть карточку с цифрой, чтобы дети визуально запоминали, какое количество предметов соответствует каждой цифре.

Одновременно надо учить сравнивать предметы, задавая различные вопросы: «Чего больше зайчиков или машинок? Почему больше машинок? Насколько больше?» При этом начинать обучение счету нужно с одного-двух предметов. Затем постепенно следует добавлять количество игрушек и соответственно карточек с цифрами.

Можно использовать для обучения счету и физические упражнения. Достаточно лишь сказать ребенку, чтобы он прыгнул 5 раз, присел 3 раза, нагнулся 4 раза или выполнил любое другое упражнение определенное количество раз. В этом случае полезная для здоровья зарядка превратится в увлекательную игру.

«перед» (кто стоит перед зайчиком?);
«за» (кто стоит за белочкой?);
«между» (кто стоит между белочкой и мишуткой?);
«каким по счету…?» (каким по счету будет слоник?).

Только после того, как ребенок научиться бегло считать до десяти и освоит счет в обратном порядке, а также без ошибок будет называть числа, стоящие «за», «»перед» и «между», можно будет приступать к сложению и вычитанию.

Освоение простых вычислений

На этом этапе очень важно выучить с ребенком состав каждого числа. Без этого ваш малыш вычислять не научится! Начинать надо с числа 2.

Пример:

2 – это 1 и 1;
3 – это 1 и 2 или 2 и 1;
4 – это 1 и 3 или 2 и 2, или 3 и 1 и так далее.

При этом все упражнения и задания необходимо подтверждать наглядно: с помощью картинок, игрушек, счетных палочек и любых других предметов. Каждое новое число образуется прибавлением числа 1, и это можно показать вашему ребенку с помощью палочек.

Пример: Положи две палочки. Сколько палочек? Положи еще одну. Сколько стало палочек? Как образовалось число три? К двум прибавили один.

Одновременно можно учить ребенка решать самые простые задачки со словами прилетели, улетели, съели и другими похожими. Неплохо также просить малыша самостоятельно придумывать задачки. Это не только закрепит полученные навыки, но и поспособствует развитию его воображения.

Правила обучения счету

Обучение должно происходить только в игре.
Не повышайте голос на малыша, если что-то у него не получается.
Хвалите ребенка даже за самый маленький успех.
Желание заниматься счетом должно быть обоюдным. Не хочет кроха сегодня считать, не усердствуйте. Займетесь обучением завтра.

Ну, а напоследок хотелось бы сказать: не переживайте, если у вас и вашего ребенка что-то не получается. В детском садике и школе его обязательно грамотно всему научат опытные педагоги. Так что для волнений нет никаких предпосылок! Но если малыш сам тянется к знаниям, обязательно помогите ему освоить счет. Поверьте, это не так сложно, и все у вас обязательно получится.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!