Что такое систематизация данных. Результаты поиска по \"систематизированные сведения\"

В книге «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» Д. Аллен дает очень ценные советы по обработке и систематизации информации.

Итак, систематизация информации включает в себя:

  • избавление от всего ненужного;
  • выполнение всех действий, занимающих менее двух минут;
  • передача другим людям все задач, которые можно переложить на них;
  • упорядочение собственной системы организации, ведение напоминаний о делах, на которые требуется более двух минут;
  • составление списка более серьезных задач и проектов.

«Те, кто бессмысленно расходуют свое время, чаще всего жалуются на его недостаток». Жан де Ла Брюйер

Обрабатывайте проблемы по порядку.

Обрабатывайте проблемы по одной.

Никогда не возвращайте ничего в корзину.

Сосредоточение на единственной задаче позволяет уделить ей надлежащее внимание и принять верное решение.

Смысл древней пословицы, которая советует "только раз обращаться к каждому делу" в том, что нужно отказаться от вредной привычки постоянно доставать предметы из корзины и класть их обратно, так и не решив, что с ними делать.

Ключевой вопрос в процессе обработки информации : "Каковы дальнейшие действия?"

Есть два рабочих варианта:

Поместить их в список "когда-нибудь/может быть".

Занести их в календарь или картотеку. Идея всех этих процедур состоит в том, что они позволяют выбросить проблемы из головы и четко знать, что какое-нибудь напоминание о дальнейших действиях всплывет в нужное время.

Определите, что нужно сделать, чтобы принять решение.

Когда вы определили, в чем именно состоит первоочередной шаг в рамках решения проблемы, у вас есть три варианта поведения:

Совершить необходимое действие (если оно занимает меньше двух минут).

Передать задачу кому-то другому (если вы не являетесь главным субъектом совершения действия).

Отложить дело - поместить его в организационную систему как вариант работы, которой можно заняться позднее.

Записывайте задачи, которые вы будете передавать другим людям, а затем - отслеживать, в блокнот или вкладывайте папку с отдельными листами. Можете также составить перечень в категории "Ожиданий" на вашем компьютере. Важно датировать все документы, которые вы передаете другим.

Последний шаг на пути ко дну корзины предполагает перенос внимания с отдельных действий на общую картину, т.е. на ваши проекты. "Проект" - любой результат, в достижении которого вы заинтересованы, требующий от вас более одного активного действия.

Существует семь основных типов материала, который требуется отслеживать и контролировать с организационной точки зрения:

  1. Список проектов.
  2. Сопутствующие материалы по проектам.
  3. Действия и сведения, занесенные в календарь.
  4. Списки "Первоочередные шаги".
  5. Список "Ожидания".
  6. Справочные материалы.
  7. Список "Когда-нибудь/может быть".

Очень важно провести четкие границы между категориями. Категории должны быть разделены: визуально, физически и психологически.

В папках (электронных или традиционных) можно хранить справочный материал и вспомогательную информацию по текущим проектам.

Несколько из следующих заглавий списков, вам хорошо знакомы

  • Звонки.
  • Компьютер.
  • Выезды.
  • Офисные дела (В офисе (разное)).
  • Дома.
  • Повестки дня (для людей и для деловых встреч).
  • Прочесть/просмотреть.

Хорошо подумайте, где и как вы можете совершить определенные действия или не можете их совершить, и составьте списки дел соответствующим образом.

Напоминания следует разделить на отдельные категории, в зависимости от требуемых дальнейших действий. Например, для путешествия создать две папки: одну озаглаввить "Прочесть/просмотреть", другую - "Ввод данных". Можно создать отдельную папку для сообщений, обработка которых занимает более двух минут.

Опустошение папки "входящие" не означает решение всех хранящихся в ней проблем. Процесс требует от вас УДАЛЕНИЯ всего, что можно удалить, СОРТИРОВКИ сведений, которые вы решите сохранить и не предполагающих активных шагов, ВЫПОЛНЕНИЯ действий, занимающих менее двух минут и требующих переноса в папки с напоминаниями всех ожиданий и сообщений, которые обязывают вас что-то предпринять.

Психологическая проблема, с которой сталкивается большинство людей, имеющих дело с рутиной, состоит в том, что она остается "рутиной": они не могут решить, что требует от них активных действий, а что - нет.

Если вы еще не создали список "Когда-нибудь/может быть" в той организационной системе, которую выбрали, сделайте это. Заполняйте список всевозможными проблемами подобного рода, о которых сможете вспомнить, - этот процесс вызовет у вас прилив разнообразных творческих идей. Категория "Когда-нибудь/может быть" теряет свою ценность, если периодически сознательно не возвращаться к ней.

Обобщенная памятная книжка представляет собой простую систему папок, позволяющую рассортировать бумаги и другие физические напоминания таким образом, чтобы информация, которая нужна вам на конкретную дату в будущем, "автоматически" оказывалась в корзине в назначенный день.

Таким образом, в течение рабочей недели вы будете извлекать и просматривать папку, посвященную соответствующей дате. Чтобы система работала, ее нужно ежедневно обновлять.

Самые непривычные ситуации требуют наиболее жесткого контроля. Составление списков по мере надобности - это одна из самых мощных и в то же время самых элегантных и простых процедур, которые вы можете внедрить в свою жизнь.

Золотым ключиком к постоянной эффективности процесса является еженедельный обзор проблем.


Кадастры природных ресурсов являются одним из важнейших источников информации о них и представляют собой систематизи­рованную систему сведений о количественном и качественном со­стоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информа­ционного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.

Значение кадастров велико, и поэтому порядок их ведения устанав­ливается либо федеральным законом, например Законом «О государст­венном земельном кадастре» от 2 января 2000 г., либо постановления­ми Правительства, иногда временными положениями, утвержденными уполномоченными на то министерствами, ведомствами.

В настоящее время в России существует несколько видов кадаст­ров, формируемых в зависимости от объекта учета - природного ре­сурса: земельный, водный, животного мира, лесов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий, а также кадастр отходов. Все они имеют статус государ­ственных.

Земельный кадастр - это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета зе­мельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы, состав­ляющие земельный кадастр, по своему правовому статусу, содержа­нию и форме делятся на три группы. К основным документам зе­мельного кадастра относятся Единый государственный реестр зе-


мель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), к вспомогательным - книги учета документов, выданных сведений, ка­талоги координат пунктов опорной межевой сети, а к производ­ным - документы, содержащие перечни земель, находящихся в соб­ственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистиче­ские отчеты, аналитические обзоры и иные справочные и аналити­ческие документы.

Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Пре­зидента РФ создана Федеральная служба земельного кадастра РФ. Единицами кадастрового деления территории РФ являются кадаст­ровые округа, районы, кварталы. Каждому земельному участку при­сваивается свой кадастровый номер, сведения об определенном зе­мельном участке предоставляются в виде выписок за плату и бес­платно.

Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых вклю­чает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископае­мых, условиях их разработки (в том числе экологических), геоэконо­мической оценке. Наряду с кадастром ведется Государственный ба­ланс запасов полезных ископаемых, где отражается степень их изу­ченности, промышленного освоения и другие данные.

Водный кадастр - это систематизированный свод данных о вод­ных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей. Кроме того, для оценки наличия и степени использо­вания водных ресурсов, определения потребностей в воде ведутся водохозяйственные балансы.

Лесной кадастр - свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и т. п.

Кадастр животного мира представляет собой систематизирован­ные сведения о географическом распространении, численности, ви­довом составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, а так­же о среде обитания объектов животного мира. Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ с определенными оговорками также можно считать своеобразным кадастром редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

Кадастр особо охраняемых природных территорий - свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной цен­ности этих территорий.

Кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по-использованию, мес­тах размещения и т. п.

Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов содер­жат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, поскольку отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.

Ведение кадастров возложено на Министерство природных ре­сурсов РФ. Следует учитывать, что учет животных охотничьего фон­да ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ, а рыбных запасов во внутренних водо­емах - Государственный комитет по рыболовству РФ. Ведение тер­риториальных кадастров осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ.

Таким образом, кадастры являются важнейшей формой учета состояния объектов окружающей среды и природопользования. С самим существованием и ведением кадастров неразрывно связаны иные, иногда обособленные, иногда образующие целостную систему учеты и регистрации, специальные реестры и регистры. Российское законодательство в ряде случаев подробно регулирует их, иногда эти порядки не получают должной разработки и находятся в стадии создания и (или) совершенствования.

Одним из значимых примеров правотворческой и организацион­но-управленческой деятельности в данной сфере является принятие Правил государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Постанов­лением Правительства от 1 марта 2001 г. (СЗ РФ, 2001, № 10, ст. 963). Данный учет представляет собой упорядоченную систему сбора и обработки информации о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения, полученной при проведении почвенных, агротехнических, фитосанитарных, эколого-токсикологи-ческих обследований. Он служит получению полной и достоверной информации о состоянии и динамике плодородия земель, выявле­нию и предотвращению негативных результатов хозяйственной дея­тельности и т. п. Учет показателей ведется Минсельхозом РФ раз­дельно по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, залежи, се­нокосы, пастбища, многолетние насаждения), а полученные данные подлежат включению в Государственный земельный кадастр. Ин­формация является открытой и общедоступной. Ответственность за полноту и достоверность данных, хранение учетных документов и объективность предоставляемой информации несет Министерство сельского хозяйства РФ. В число данных включаются результаты об-


следований земель, проводимых Федеральной службой земельного

кадастра России.

Источники права. Общие положения о кадастрах содержатся в ст. 16 Закона «Об охране окружающей природной среды», ФЗ «О го­сударственном земельном кадастре», (который подробно регулирует все вопросы его ведения), законах «О животном мире» (ст. 14); «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 4); Водном кодексе (ст. 79); Лесном кодексе (ст. 69), Законе РФ «О недрах» (ст. 30-32), ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 20). Конкретизи­руются нормы указанных законов в постановлениях Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняе­мых природных территорий» от 19 октября 1996 г.; «О Красной кни­ге Российской Федерации» от 19 февраля 1996 г.; Правилах проведе­ния государственной кадастровой оценки земель от 8 апреля 2000 г.; Правилах кадастрового деления территории РФ и Правилах присвоения кадастровых номеров земельным участкам от 6 сентяб­ря 2000 г., и др.

Информационное издание (ИИ) содержит систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых) либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках. Выпускается организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, в т.ч. органами НТИ. Кушнаренко Н.В. Характеристика отдельных видов и типов документов//Делопроизводство. - 2002 - №3.

ИИ -- разновидность опубликованного вторичного документа, являющегося результатом аналитико-систетической переработки одного или нескольких первичных документов. От других видов изданий ИИ отличается структурой основного текста, который состоит из сведений о документах, т.е. из вторично-документной информации, изложенной в библиографической записи, аннотации, реферате, обзоре и т.п.

ИИ используется во всех сферах деятельности: научной, практической, учебной, воспитательной, образовательной, управленческой.

Важнейшей задачей ИИ является содействие преодолению противоречий в документной коммуникации -- между ростом массивов и потоков опубликованных, неопубликованных и непубликуемых документов и возможностью их освоения обществом. ИИ являются одним из основных средств упорядочения сведений о документальных потоках и массивах. Они обеспечивают полноту и достоверность отражения первичных документов путем оперативности выпуска, повышения информативности каждого ИИ, учета конкретных запросов потребителей. ИИ -- источники оперативной информации, призванные доносить до потребителя в максимально короткие сроки информацию по наиболее актуальным темам.

Проблема классификации ИИ окончательно не решена. По характеру включенной информации они подразделяются на три подвида: библиографическое, реферативное и обзорное. Они могут быть непериодическими, периодическими или продолжающимися.

Библиографическое издание

Библиографическое издание (БИ) -- информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей. БИ принято называть библиографическим пособием.

Задача БИ -- сигнализировать о наличии документной информации, указывать на первичный документ, откуда могут быть получены необходимые сведения.

В БИ основной текст состоит из одной или множества упорядоченных библиографических записей -- определенного набора сведений о первичных документах, объединенных по какому-либо признаку. Библиографическая запись состоит из определенных элементов: библиографического описания, аннотации или реферата, предметной рубрики, индекса классификации. Обязательным элементом библиографической записи является библиографическое описание -- совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации. Библиографические сведения -- это конкретные сведения о документе (автор, название, место и год издания, количество страниц и т.д.), помогающие распознать документ по его описанию.

Способы группировки библиографических записей в БИ могут быть формальными (алфавитный, хронологический, топографический и др.) или содержательными (систематический, тематический, предметный, смешанный), в зависимости от назначения пособия.

БИ -- это документная форма существования библиографической информации (или сообщения), что помогает фиксировать и хранить ее во времени и передавать в пространстве в виде документа.

В настоящее время насчитывается свыше ста видов БИ, выделенных по различным признакам. Видовая классификация БИ окончательно не сложилась, однако наметились общие подходы к ее созданию.

В качестве наиболее общих делений классификации БИ выступают следующие признаки: назначение БИ, объект библиографирования, метод библиографирования, время издания отраженных в БИ документов, принадлежность отраженных документов, форма организации библиографической информации в пособии и др.

По назначению БИ делят на четыре вида: государственное, научно-вспомогательное, рекомендательное и профессионально-производственное.

Государственное БИ информирует об изданных в стране документах на основании их государственного учета. Целевое назначение данного вида -- полный учет документов, изданных на территории России. Читательское назначение БИ -- для работников книжного дела, библиотек, информационных центров.

Научно-вспомогательное БИ предназначается в помощь научно-исследовательской деятельности. Читательское назначение: ученым, специалистам различных отраслей знания и производства. Оно характеризуется детальным справочным аппаратом. Вспомогательные указатели различного рода (именные, предметные, географические и пр.) обеспечивают быстрый поиск необходимой информации, т. к. отражают сведения о документах в ином аспекте, чем в основном тексте пособия с отсылкой к соответствующим библиографическим записям. Иногда эти БИ снабжаются аннотациями или рефератами.

Рекомендательное БИ предназначено в помощь общему и профессиональному образованию, самообразованию и пропаганде знаний. Оно создается с учетом целей чтения и уровня подготовки различных групп читателей и включает документы, достойные широкого распространения.

Профессионально-производственное БИ предназначено в помощь практической профессионально-производственной деятельности. Читательское назначение -- специалистам разного уровня подготовки всех сфер практической деятельности. Три последних вида БИ составляют и издают крупные библиотеки и органы НТИ.

В зависимости от объектов библиографирования БИ делят на универсальное, многоотраслевое, отраслевое, тематическое, персональное, библиографическое, краеведческое и страноведческое.

БИ, отражающее документы по всем отраслям знаний, называют универсальным ; по нескольким отраслям знаний или практической деятельности -- многоотраслевым ; включающее документы по определенной отрасли знания и/или практической деятельности -- отраслевым ; отражающее документы по одной теме -- тематическим изданием.

Персональное БИ -- библиографическое пособие, отражающее произведения одного автора и/или литературу об одном лице. БИ -- пособие, отражающее произведения определенного лица (или группы лиц), а также литературу и библиографические сведения о них.

Краеведческое БИ отражает документы, по содержанию связанные с определенной местностью в стране. Страноведческое БИ посвящено какой-либо стране или нескольким странам. Возможны БИ этого вида, ограниченные определенным отраслевым аспектом.

Важное информационное значение имеют указатели библиографических пособий. Большинство из них -- отраслевые.

По методу библиографирования различают выборочные (издания, отражающие документы, отобранные в заданных пределах по какому-либо признаку) и регистрационные (издания, максимально полно отражающие документы в заданных пределах); сигнальные (оперативно выпускаемые текущие библиографические пособия, в которых все или большинство записей ограничены библиографическим описанием); аннотированные и реферативные (когда все или часть библиографических записей включают аннотации или реферат) и др.

По времени выхода в свет отраженных документов различают текущее, ретроспективное и перспективное библиографические пособия.

Текущее БИ в своих выпусках регулярно отражает появляющиеся в течение недели, месяца, года документы. Ретроспективное БИ отражает массив документов, вышедших за определенный период в прошлом (как правило, более одного года). Перспективными называются БИ, отражающие документы, намеченные к выпуску. К ним относятся, в основном, планы издательств.

По признаку принадлежности отраженных документов выделяют издательское, книготорговое и библиотечное БИ.

Издательское БИ отражает печатную продукцию, выпущенную или намеченную к выпуску одним или несколькими издательствами (издательские каталоги, планы выпуска издательств); книготорговое БИ отражает ассортимент одной или нескольких книготорговых организаций с целью содействовать сбыту печатной продукции; библиотечное БИ отражает состав документного фонда (или его часть) одной или нескольких библиотек (печатный бюллетень или список новых поступлений, печатный каталог, часто сводный).

По форме организации библиографической информации выделяют следующие БИ: библиографический указатель, библиографический список и библиографический обзор.

Библиографический указатель -- пособие со сложной структурой, предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления, списка сокращений и т.д.

Библиографический список - пособие с простой структурой.

Библиографический обзор -- пособие, представляющее собой связное повествование о документах.

Возможны и другие признаки классификации БИ: по видам документов, включенных в пособие, месту издания, языку, способу документирования и т.д. Одно и то же БИ может одновременно относится к нескольким видам, выделенным по разным признакам (например, научно-вспомогательный отраслевой аннотированный указатель).

БИ относится к печатному виду библиографического пособия. Оно может быть выпущено в форме непериодического (книга, брошюра, плакат, листовка), серийного, периодического или продолжающегося издания (бюллетень, периодический сборник, журнал), как отдельное издание и как самостоятельная часть документа.

Реквизиты БИ включают все элементы, необходимые для идентификации и поиска конкретного непериодического или сериального издания.

Большинство БИ выпускаются в обложках, при больших объемах -- в переплете. Иллюстрации, как правило, отсутствуют. Шрифтовое и типографское оформление текста выделяет его структуру, облегчает поиск информации. Структура, издательское и полиграфическое оформление БИ определены соответствующими стандартами.

Печатное БИ -- это пособие, изданное полиграфическим способом. Подавляющее большинство библиографических пособий относятся к этому виду документов. Однако они существуют и в рукописном, машиночитаемом виде. Среди них: микроформы библиографических пособий (микрофильм, микрофиша, микрокарта), аудиальные, воспринимаемые на слух пособия (грамзапись, магнитозапись), аудиовизуальные пособия (видеозапись, кинофильм), а также машиночитаемые библиографические пособия, подготовленные на ЭВМ и записанные на диске, дискете или магнитной ленте. Они могут выпускаться в машиночитаемом виде, а также дублироваться как текстовое издание.

Основные виды БИ представлены в приложении.

Регулярно создавайте резервные копии своей системы папок. В этом случае утерянные или удаленные файлы можно восстановить. Чтобы создать резервную копию своей системы папок, выберите ее, нажмите Ctrl + C (Windows) или ⌘ Command + C (Mac), чтобы скопировать, откройте внешний жесткий диск или флеш-накопитель, а затем нажмите Ctrl + V (Windows) или ⌘ Command + V (Mac), чтобы вставить систему папок. Теперь в имя базовой папки системы добавьте дату резервного копирования.

  • Также систему папок можно загрузить в облачное хранилище, например в Google Диск, iCloud Drive, OneDrive или DropBox.
  • Храните резервные копии системы папок не менее одного года. В этом случае вы сможете восстановить нужные файлы, если вы случайно удалите их или ваш компьютер взломают.

Придерживайтесь определенных правил. Ваша система папок поможет организовать файлы, но чтобы получить максимальную отдачу от своей системы, следуйте определенным правилам, когда будете пользоваться ею. Вот несколько хороших правил:

  • Никогда не храните отдельные файлы в папке, которая содержит подпапки.
  • Очищайте папку «Временная» не реже одного раза в неделю.
  • Не удаляйте документы, квитанции или другие нужные файлы, даже если считаете, что они больше не понадобятся.
  • Не храните бесполезные файлы.
  • Создавайте резервную копию своей системы папок один раз в неделю.
  • Удалите ненужные файлы из своей системы папок. Со временем некоторые файлы устареют или превратятся в ненужные. Такие файлы лучше удалить, чем хранить «на всякий случай».

    • Рекомендуем удалить ненужные файлы после создания резервной копии своей системы папок.
    • Если из системы папок удалить файлы, которые есть в резервной копии системы папок, удаленные файлы можно будет при необходимости восстановить (при условии, что сама система папок осталась прежней).
  • Копируйте, скачивайте или создавайте новые файлы непосредственно в системе папок. Когда вы создаете документ или скачиваете файл, у вас есть возможность выбрать нужную папку. Если не сделать этого, будет использована какая-то папка на компьютере. Поэтому рекомендуем нажать «Сохранить» или «Обзор», а затем перейти в нужную папку в своей системе папок.

    • Чтобы в программе (например, в Word) открытый документ сохранить в определенной папке, нажмите «Сохранить как», а чтобы скачать файл в конкретную папку, в окне браузера нажмите «Обзор».
  • Переименуйте файлы, чтобы уменьшить визуальный беспорядок. По умолчанию у большинства скачанных файлов ничего не значащие имена. Поэтому лучше переименовать такие файлы, пользуясь собственной системой присвоения имен - так вы уменьшите визуальный беспорядок в своей системе папок:

    • Windows - щелкните правой кнопкой мыши по файлу, в меню выберите «Переименовать», введите новое имя и нажмите ↵ Enter .
    • Mac - щелкните по файлу, нажмите клавишу ⏎ Return , введите новое имя и нажмите ⏎ Return .
  • Научитесь правильно пользоваться и поддерживать работу своей системы папок. Это требует практики и последовательности действий. Если вы будете ежедневно пользоваться своей системой папок, научитесь искать и работать с файлами, которые хранятся в системе, а также будете регулярно очищать ее, вы быстро организуете файлы на компьютере.

    Тема: Информация вокруг нас

    Урок: Систематизация и поиск информации. Получение новой информации

    На предыдущем уроке мы обсудили способы представления информации: текст, таблица, наглядные способы представления (диаграммы, схемы и т. д.). Сегодня мы поговорим о том, как необходимо работать с информацией. В частности, коснёмся вопросов поиска и систематизации информации, а также получения новой информации.

    Каждый день мы получаем большой объем информации. Это и телевизионные новости, и прогноз погоды, и оценки в школе… Если бы человек не умел обрабатывать полученную информацию, то к концу дня наша голова была бы забита огромным количеством бесполезной информации, и любые мыслительные процессы были бы крайне затруднительны.

    Чтобы работа с информацией была продуктивной, необходимо научиться ее обрабатывать. К обработке информации относится ее систематизация, поиск и кодирование (Рис. 1).

    На данном уроке мы познакомимся с систематизацией и поиском информации.

    Для того чтобы лучше понять смысл систематизации информации, разберем такой пример. Представьте себе большую кучу беспорядочно сложенных книг, журналов, фотографий (Рис. 2).

    В таком большом количестве информации очень тяжело разобраться, поэтому необходимо разделить эти вещи по каким-то признакам на группы. Например, фотографии - отдельно, книги - отдельно, журналы - отдельно (Рис. 3-5).

    Это деление по признаку «форма представления информации».

    После этого каждую отдельную группу также можно разбить на более мелкие части. Например, книги - по автору, фотографии - по датам и т. п.

    Такое деление и называется систематизацией (информации, данных, предметов и т. д.).

    Систематизация информации - приведение информации в порядок. Окружающие нас объекты можно систематизировать различными способами. Например, их можно разделить на техногенные (созданные человеком) и природные объекты. Природные объекты можно разделить на неживые и живые и так далее (Рис. 6).

    К систематизации относятся сортировка и разбиение на группы. Рассмотрим, какие существуют виды сортировок:

    · по алфавиту (в порядке следования букв в алфавите);

    · по номерам (в порядке возрастания или убывания чисел);

    · в хронологической последовательности (по дате и по времени) (Рис. 7).

    С сортировкой по алфавиту все знакомы. Это, например, список учащихся в классном журнале. В порядке убывания роста строятся школьники на уроке физкультуры. В хронологической последовательности изучаются события на уроках истории.

    Разбиение на группы - это разделение информации на части по какому-то признаку, например, по форме, по цвету, по назначению .

    Попробуйте ответить, как могут быть систематизированы следующие объекты:

    1. Книги в библиотеке (по году издания, по автору, по темам ).

    2. Фотографии в альбоме (по датам, по событиям, по людям ).

    3. Список телефонов (по фамилиям, по группам ).

    4. Товары в магазине (по назначению, по размеру, по цвету ).

    5. Расписание поездов (по направлению, по времени прибытия ).

    6. Список учащихся (по алфавиту, по среднему баллу ).

    7. Объекты окружающего мира (по форме, материалу, по одушевленности, по роду, по назначению ).

    Сортировка информации

    Мы часто пользуемся сортировкой информации, часто даже сами того не подозревая. Например, многие хранят музыку на компьютере, располагая её в папках по музыкальному стилю (Рок, Поп-музыка, Рэп, Классика и т. п.) (Рис. 8).

    А кто-то предпочитает такие классификации, как: Весёлая/Лирическая; Отечественная/Зарубежная (Рис. 9, 10).

    Рис. 9, 10. Примеры сортировки музыки ()

    Самые терпеливые даже распределяют аудиозаписи по исполнителям.

    Некоторые люди носят деньги в кошельке в порядке возрастания (убывания) номинала купюр. То есть, сначала 10, потом 50 и т. д. до 5000 рублей.

    Для выполнения всех указанных действий необходимо выполнить сортировку. Перечисленные выше классификации достаточно просты и не требуют особо сложных действий для сортировки. Понятно, что, к примеру, композиции Григория Лепса разместятся в папке с названием «Отечественная музыка», а песня «Gangnam Style» - в папке «Зарубежная музыка». Однако иногда сортировка может быть затруднена, если предложенная классификация слишком узкая. Например, песня Димы Билана «Never let you go» может быть отнесена как к отечественной музыке, так как исполняется нашим певцом, так и к зарубежной, так как исполняется на английском языке.

    Пожалуй, ни одна задача не породила такого количества решений, как задача сортировки информации. Существует множество программных методов сортировки (метод пузырька, метода Шелла, Хоара и т. п.) (Рис. 11).

    Все эти методы отличаются сложностью реализации, скоростью сортировки и т. п. Может возникнуть вопрос: а так ли важна скорость сортировки? Безусловно, в приведенных выше примерах сортировка производится достаточно быстро. Но представьте, что нам нужно отсортировать в порядке возрастания большой массив чисел. Если делать это «в лоб» - каждое следующее число сравнивать с предыдущими и размещать в нужном месте - то такая сортировка может занимать очень много времени. Поэтому очень важно выбрать наиболее оптимальный путь сортировки элементов, чтобы сам процесс занял наименьшее время.

    Рассмотрим пример сортировки информации.

    Задача. Расположите указанные события в хронологическом порядке:

    1. Начало Великой Отечественной войны

    2. Битва под Полтавой

    3. Бородинское сражение

    4. Дуэль Пушкина и Дантеса

    5. Начало работы портала сайт

    6. Чемпионат мира по футболу в ЮАР

    7. Победа Зенита в Кубке УЕФА

    Прежде, чем располагать в хронологическом порядке, необходимо понять, что же такое хронологический порядок.

    Это порядок, при котором события располагаются в том же порядке, в котором они происходили с течением времени.

    То есть, для сортировки нам понадобятся даты (по возможности, наиболее точные) указанных событий. Некоторые из них являются общеизвестными, а для поиска других необходимо воспользоваться Интернетом или библиотекой.

    5. Портал сайт начал свою работу в сентябре 2009 года

    6. Чемпионат мира по футболу в ЮАР прошёл в июне 2010 года

    Теперь нам уже не составит труда расположить эти даты в хронологическом порядке:

    1. Битва под Полтавой

    2. Бородинское сражение

    3. Дуэль Пушкина и Дантеса

    4. Великая Отечественна война

    5. Зенит выиграл Кубок УЕФА

    6. Портал сайт начал свою работу

    7. Чемпионат мира по футболу в ЮАР

    Сортировка и разбиение информации производится также для того, чтобы облегчить поиск информации. Поиск - это еще один способ обработки информации. Вы осуществляете поиск информации, когда ищете нужное слово в словаре или читаете книгу с целью что-то узнать. Также к поиску информации относится обращение в справочную службу для того, чтобы узнать номер нужного вам телефона. Если вы заглянули с той же целью в свою записную книжку - это тоже поиск информации.

    Существуют следующие методы поиска (Рис. 12):

    · наблюдение;

    · общение;

    · чтение литературы;

    · просмотр телепередач;

    · работа в библиотеках.

    Существуют целые организации и службы, созданные с целью поиска информации. Например, космические спутники постоянно снимают данные о различных явлениях, происходящих на поверхности Земли, и посылают их в специальные учреждения. Там полученные данные обрабатывают и получают информацию о лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, чтобы вовремя оказать необходимую помощь пострадавшим.

    Обычно поиск информации производится в каком-то хранилище информации - телефонном справочнике, словаре, энциклопедии, сети Интернет (Рис. 13-15).

    Из всего множества представленной там информации вам необходимо выбрать нужную, удовлетворяющую некоторым требованиям, - телефон одноклассника, перевод слова «открытие» на английский язык, годы жизни полководца Суворова, стоимость нужной вам модели роликовых коньков.

    Если информация в хранилище систематизирована, то ее поиск осуществляется достаточно быстро.

    Разбиение информации по признакам на группы

    Очень часто нам приходится разбивать информацию на группы, руководствуясь определёнными признаками. Например, выбирая фрукты в супермаркете, мы делим их на свежие и гнилые, спелые и неспелые, большие и маленькие - и в зависимости от целей покупки, отбираем необходимые нам.

    Это один из самых простых и бытовых примеров разбиения информации на группы. Вместе с тем, задачи такого рода возникают при решении совершенно разных примеров.

    Пример 1.

    Укажите наиболее «сильные» признаки, по которым объединены следующие объекты:

    1. Лето, осень, зима, весна

    2. Дождь, град, гроза, снегопад

    3. Информатика, математика, русский язык, природоведение

    4. Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, хоккей

    5. Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, регби

    6. Саша, Женя, Паша, Глеб, Игорь

    7. Саша, Женя, Паша

    С 1 группой всё более-менее очевидно: перечислены времена года .

    Аналогично и со 2 группой - это явления природы .

    Третий ряд также не вызывает сложностей: школьные предметы .

    А вот 4 и 5 группы кажутся практически одинаковыми.

    Объекты обоих этих рядов можно объединить по признаку: виды спорта . Однако для 5 группы есть более «сильный» признак: виды спорта с мячом .

    Группы 6 и 7 тоже похожи, и объекты в них объединены по признаку: имена . Однако в 7 группе можно выделить более общий признак: имена, которые являются одновременно мужскими и женскими.

    При этом существует ещё огромное количество признаков, по которым можно объединять указанные объекты. Например, все эти слова являются словами русского языка, что тоже является признаком, по которому можно объединить все эти объекты.

    Пример 2.

    Выберите лишнее число в последовательности:

    1. Птица, самолет, пчела, машина, бабочка

    2. Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать

    3. Дождь, снег, град, молния, изморозь

    4. Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк

    5. Бросать, пинать, швырять, метать, раскидывать

    6. Бук, ясень, ель, ива, клен

    7. Вишневый, алый, красный, малиновый, шафрановый

    8. Мерин, волчица, лань, кобыла, овца

    Ответы: 1. машина (не может «летать»), 2. моргать (остальные слова - синонимы слова «смотреть»), 3. молния (не связана с водой), 4. нейлон (искусственный материал), 5. пинать (остальные слова синонимичны слову «бросать»), 6. ель (вечнозелёное дерево), 7. шафрановый (не является оттенком красного), 8. мерин (мужской род).

    Во многих случаях в результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию.

    Рассмотрим пример: красный сигнал светофора. Какую информацию мы получили? Мы получили зрительную информацию, мы ее обработали и приняли решение - нужно остановиться. Красный свет - входная информация, а решение остановиться - выходная (Рис. 16).

    Аналогичное преобразование информации происходит при совершении покупок, при планировании отдыха и т. п.

    Преобразование информации может осуществляться по заданным правилам. Например, рассмотрим задачу:

    В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС (Рис. 17)?

    Периметр треугольника - сумма длин всех его сторон: Р = АВ + ВС + АС. Найдем стороны: ВС = 18 - 3 = 15 (см), АС = 18:3=6 (см) и вычислим периметр: Р = 18+15+6=39 (см).

    Таким образом, в результате преобразования исходных данных по известным нам правилам (формуле подсчета периметра) мы получили новую информацию о том, чему равен периметр треугольника.

    Преобразование информации по определённым правилам. Алгоритмы

    Преобразование информации кажется нам делом очень простым. Однако, на самом деле это далеко не так.

    Особенно это касается составления алгоритма для правильного преобразования информации.

    Простейшим примером такого алгоритма является инструкция пользователя к любому предмету (Рис. 18). Если она составлена некачественно, то пользователь рискует либо поломать предмет из-за неправильной эксплуатации, либо не научиться с ним работать.

    Многие скажут, что составить инструкцию для готового прибора очень легко. Однако будут неправы. Почему? Всё очень просто: большинству людей гораздо проще сделать что-то самим, чем объяснить остальным, как это делается.

    Действительно, сегодня практически любой школьник легко умеет пользоваться мобильным телефоном: вставить или поменять сим-карту, пополнить счёт, позвонить, отправить смс. И это кажется простым и интуитивно понятным. Однако попробуйте объяснить, как пользоваться мобильным телефоном человеку, который никогда им не пользовался. Это вызовет массу вопросов, о которых вы даже не подозреваете.

    Давайте рассмотрим пример, который позволит нам понять, с какими трудностями сталкиваются люди при составлении алгоритмов для преобразования информации.

    Задание. Составить алгоритм приготовления кофе для робота (Рис. 19).

    Думаю, многие из Вас мысленно составили следующую модель алгоритма:

    1. Взять чашку

    2. Положить в неё кофе

    3. Насыпать сахар

    4. Залить кипятком

    5. Помешать ложкой

    6. Разбавить кипячёной водой

    И этот алгоритм будет практически нереализуем. Почему? Очень просто: робот не обладает «здравым смыслом» в виде опыта, который накапливает человек. Поэтому даже фраза взять чашку будет для него сложной проблемой: где взять, какого размера должна быть чашка. Предположим, робот взял чашку, но это значит, что он держит её в руках, ведь в алгоритме не было сказано поставить чашку на стол.

    Аналогичная ситуация с сахаром и кипятком. В общем, вырисовывается целый ряд проблем.

    Именно с такими проблемами и сталкиваются «специалисты» при составлении инструкций для «неспециалистов».

    Попытаемся составить более полный алгоритм (хотя и его можно совершенствовать практически до бесконечности):

    1. Взять в серванте прозрачную чашку с надписью «Моя»!

    2. Поставить чашку на кухонный стол дном вниз.

    3. Достать из шкафа, который расположен слева от серванта, контейнеры с надписью «Кофе» и «Сахар» и поставить их на стол рядом с чашкой.

    4. Взять в серванте чайную ложку.

    5. Насыпать в чашку одну полную чайную ложку вещества из контейнера с надписью «Кофе», а затем одну чайную ложку вещества из контейнера с надписью «Сахар».

    6. Взять только что закипевший чайник и налить из него кипятка в чашку так, чтобы она была заполнена примерно на 2/3.

    7. Чайной ложкой равномерно и не спеша помешать кофе в чашке в течение минуты.

    8. Вынуть чайную ложку из чашки и положить в раковину.

    9. Взять с кухонного стола графин с кипячённой водой и налить из него воду в чашку так, чтобы она была заполнена приблизительно на 90%.

    Безусловно, этот алгоритм не является совершенным и предполагает знание роботом многих вещей, однако даже он показывает, насколько трудно описать те вещи, которые каждый из нас умеет делать с раннего детства. Возможно, именно поэтому создание полноценного искусственного интеллекта имеет весьма отдалённые перспективы. Это связано, в первую очередь, с тем, что нужно научить компьютер «думать» и «анализировать», как человек, потому что полностью «вложить» в него все человеческие знания практически невозможно. А ещё сложнее научиться ими распоряжаться.

    Решение задач, то есть преобразование входной информации в выходную, может проходить путём логических рассуждений.

    Вначале мы анализируем имеющуюся информацию, выделяем значимые объекты и устанавливаем между ними связи. Рассуждая, мы взвешиваем различные варианты и делаем некоторый выбор. При этом мы задействуем не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт.

    В качестве примера рассмотрим следующую задачу.

    Задача. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причём точно в таком порядке, в каком они перечислены (Рис. 20).

    В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме, разумеется, минеральной воды). Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.

    Решение

    Для удобства рассуждений пронумеруем места всех сосудов (рис. 21).

    Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, - на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и ещё чем-нибудь.

    Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Молоко из условия задачи, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом (Рис. 22).

    Значит, в кружке находится чай, в чашке - молоко, в кувшине - квас. Задача решена.

    Результаты рассуждений при решении задач бывает удобно фиксировать с помощью таблиц , о чём мы уже говорили на прошлом уроке.

    Во многих информационных задачах требуется установить правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат. Рассмотрим примеры.

    Задача 1. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило преобразования текстовой информации. Коля может сообщать Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Вопросы Коли и ответы Пети в этой игре: а - б; мама - нбнб; весна - гётоб.

    Отгадайте, какое правило задумал Петя.

    Решение

    Анализ первой пары «а - б» позволяет предположить, что Петя каждую букву в исходном тексте заменяет на следующую по алфавиту (Рис. 23).

    Проверим наше предположение на второй и третьей парах. Теперь можно сформулировать правило преобразования информации: каждая буква в исходном тексте заменяется на следующую по алфавиту.

    Таким образом, мы установили возможное правило преобразования входной информации в выходную.

    На самом деле, можно предложить ещё большое количество правил, которые удовлетворяют приведённым примерам. Однако чаще всего мы пользуемся при решении подобных задач здравым смыслом и жизненным опытом.

    Существует даже игра «Еду - не еду», правила которой построены на преобразовании информации. Её правила просты: один из участников задумывает условие. А остальные участники называют слова. Загадывающий отвечает «еду - не еду» в зависимости от того, удовлетворяет ли названное слово задуманному условию. Анализируя ответы, остальные участники должны угадать, какое же условие было задумано.

    Вариантов условий для этой игры может быть масса. Например, вторая буква слова должна быть гласной; слово должно быть именем собственным. А могут быть условия, и не связанные с самими словами. К примеру, условием может являться то, что называющий слово человек - девушка или то, что называющий слово сидит рядом с тем, кто загадывал условия.

    На этом уроке мы познакомились с методами работы с информацией: сортировкой, преобразованием, систематизацией, поиском. Кроме того, мы узнали, как получать новую информацию. На следующем уроке мы поговорим о кодировании информации и единицах измерения информации.

    Список литературы

    1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
    2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    1. Интернет-портал Inftis.narod.ru ().
    2. Интернет-портал Nsportal.ru ().

    Домашнее задание

  •  

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!