Что означает пословица хороша ложка к обеду. Дорога ложка к обеду: значение пословицы

В живой речи к народным афоризмам обращаются чаще всего не из-за их эстетической функции, а в качестве прагматичной составляющей, как бы подкрепляя свою мысль авторитетом народной мудрости. Прибегая к подобному приему, очень важно использовать пословицу к месту и точно понимать её значение.

Известно, что некоторые народные выражение сегодня намного короче . Как правило, без изменений остаётся основная часть пословицы, и оба варианта, полный и краткий, имеют одинаковое значение. Вместе с тем «утерянное» продолжение пословиц иногда настолько неожиданно, что может служить контраргументом на более современную версию.

Руководствуясь извечным стремлением вместить как можно больше информации в как можно меньший объём, в живой речи со временем предпочтение чаще всего отдаётся усечённым выражениям, что, в свою очередь, не является поводом для забвения исходных вариантов народных изречений. Они представляют интерес не только в качестве объекта лингвистических исследований, но и как неотъемлемая часть культурно-исторического наследия.

Например, выражение «Дорога ложка к обеду», часто употребляемое сегодня в виде одночленной композиции, имеет продолжение: «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку». В чём же смысл пословицы?

Выражение появилось в то время, когда ложка была, по сути, единственным столовым прибором, используемым простым народом при каждом приёме горячей пищи - еда подавалась к столу в одной большой посуде (котелке, горшке или на деревянном блюде), а вилки и персональные тарелки оставались пока привилегией богатых людей. Естественно, что без ложки получить свою порцию и не обжечься было довольно проблематично. Прямое значение первой части языкового афоризма понятно, а что же значит «а там хоть под лавку»?

В русских избах габаритную посуду (горшки, чугунки) хранили в специальной судной лавке, шедшей от печи вдоль боковой стены. От остальных лавок в доме «посудная» лавка отличалась высотой и наличием полок, прикрываемых дверцами или занавеской.

Более мелкую кухонную утварь, в основном ту, которой пользовались каждый день, в том числе ложки, складывали в посуднике - полках, расположенных над судной лавкой. Пространство под лавками в избе называлось подлавником или подлавочьем. И хотя полезная функция у подлавника была, например, под «мужской» лавкой, так называемым «коником», хозяин хранил инструменты (пилы, топоры и т.п), но в силу своего расположения, подлавочье, естественно, не могло считаться престижным местом в доме - там скапливался весь мусор. О статусе подлавника в избе можно судить по следующей пословице: «Новая ложа с полочки на полочку, а состареется - по подлавочью наваляется».

Примечательно, что на Руси, подметая пол, весь мусор сметали под лавку в «печной угол», он же «бабий кут» — пространство в доме возле печи, где женщины проводили большую часть времени, занимаясь домашним хозяйством. После того как мусор был собран, его сжигали в печи. Интересно, что из традиции оставлять сор в доме для того, чтобы после сжечь его, родилась пословица-указание — «Из избы сор не выноси, а под лавкой копи», что означает: «не сплетничай!». Возвращаясь к выражению «Дорога ложка…», вторая часть афоризма в нарочито утрировано-грубоватой форме выражает бытовое наблюдение – надобность в ложках после обеда невелика, выполнив свою функцию, они становятся бесполезны, следовательно, их можно бросить под лавку, то есть забыть о них.

Переносное значение пословицы следующее – ценность чего-либо, не только вещи, но также идеи, действия, осознаётся в момент, когда в них (вещь, услуга, мысль и т.п) нуждаются и заинтересованы. Иными словами – ценно то, что получено вовремя.

Афоризм употребляется не только в отношении людей, но также предметов, явлений. Сверхценность своевременной помощи особенно остро осознаётся, когда речь идёт о здоровье и жизни человека. Довольно часто изречение употребляется в осуждение запоздалых действий или бездействия кого-либо. Например, когда человек, к которому обратились за помощью, отказал, а затем всё-же изъявил желание помочь, но его услуги уже не понадобились. У известного изречения есть как русские, так и иностранные аналоги. В частности, у англичан популярно выражение, которое в переводе на русский язык звучит так: «Один стежок, сделанный вовремя, стоит девяти».

Но, как излишек приправ заглушает вкус основного блюда, так и чрезмерно пересыпанная пословицами речь вызывает только раздражение. В таких случаях создаётся впечатление, что собеседник не в силах выразить своё личное отношение к предмету разговора, прячась за готовые жизненные формулы.

Убедить при помощи народной мудрости можно лишь тогда, когда она отображает не только типичную ситуацию, но и собственные мысли и чувства говорящего.

См. также:

На этой странице: смысл (значение) пословицы «Дорога ложка к обеду».

Дорог? ложка к обеду

Трудно было поладить римским папам и восточным патриархам: те и другие стремились господствовать над всем христианским миром, чтобы умножить свои доходы, те и другие порочили и предавали проклятию друг друга. Давние раздоры и распри, взаимные попреки и обвинения завершились в 1054 году разделением - расколом церкви на западную, или римско-католическую, и восточную - греко-православную .

Через 40 лет, в 1095 году, папа Урбан II призвал христиан к крестовому походу на Восток. Зачем это ему понадобилось?

Из богатейших стран Ближнего Востока - Малой Азии, Сирии, Палестины - купцы доставляли в Европу лучшие ткани и оружие, узорчатые ковры и драгоценные камни, аравийские благовония, индийские пряности. Но в XI веке турки-сельджуки вторглись в Палестину, захватили ее главный город Иерусалим, где, по евангельской сказке, был похоронен Христос и находится его гроб.

Теперь труднее стало привозить в Европу восточные товары, на которых купцы наживали баснословные состояния. И разбогатевшие торгаши, и крупные феодалы - короли, герцоги, графы, - католическое духовенство мечтали погреть руки на завоевании восточных стран.

Разумеется, неудобно отцам церкви откровенно провозглашать такую разбойничью цель. И в их проповедях звучали совсем другие, благочестивые мотивы.

«Призываю вас освободить гроб господень от неверных» (то есть мусульман. - Я. Ш.), - убеждал папа Урбан II, и его призыв нашел горячий отклик в сердцах разоренных беспрерывными войнами крестьян и мелких ремесленников. С особенным же восхищением слушали «святейшего отца» обнищавшие рыцари: они надеялись разбогатеть в грабительских походах на Восток. А у самого папы были особые интересы: он стремился подчинить себе православную церковь и обратить в католичество арабов и турок.

Участники походов нашивали на одежду кресты и гордо именовали себя крестоносцами. В июле 1099 года им удалось ненадолго завладеть Иерусалимом. Здесь между благодарственными богослужениями крестоносцы развлекались убийствами и, конечно, грабежом во славу господа. За первым походом последовало еще семь.

В 1212 году церковные фанатики распустили бредовый слух: было, мол, знамение, что только безгрешным детям бог поможет освободить гроб Христа. В том же году начали создаваться крестовые походы детей. Папа Иннокентий III с радостью благословил это богоугодное дело, и десятки тысяч ребят, оторванных от родителей, были погружены на суда в немыслимой тесноте. Множество их погибло еще в пути от голода и болезней, а кому чудом удалось спастись, тех предприимчивые торгаши продали в рабство.

В крестовых походах миллионы европейцев, одураченных религиозными бреднями, поплатились жизнью и причинили страшные бедствия народам Ближнего Востока. Зато на грабеже их и разорении приумножили свои богатства купцы и ростовщики, католическое духовенство во главе с папами и крупные феодалы.

Никогда раньше так жестоко не эксплуатировали эти крупнейшие землевладельцы, особенно монастыри, своих крепостных. Еще в XII веке начались восстания крестьян и ремесленников в Италии, а затем в других странах против феодалов и верного их защитника - папы.

Восставшие требовали, «чтобы не было из-за священников войн и убийств», но католическая церковь преследовала мятежников как еретиков, врагов веры. Для расправы с этими «слугами дьявола» в начале XIII века был учрежден высший суд - инквизиция, что значит розыск.

Вскоре это тайное судилище было введено во всех католических странах. Инквизиторы изощрялись в изобретении самых мучительных пыток, допрашивали обвиняемых в подземных казематах, чтобы не слышны были стоны и вопли жертв. Эти бесчеловечные истязания деликатно именовались «строгим испытанием» тела, которое просветляет душу, а добытые таким «просветлением» признание и раскаяние в мнимых грехах считались добровольными.

Следствием и судом руководили главари монашеского ордена, созданного Домиником, который был причислен после смерти к святым. Устрашенный народ заклеймил мракобесов-доминиканцев кличкой «сторожевые псы господа», от созвучных латинских слов «домини канес» - «собаки бога». Но презрительное прозвище было принято орденом как похвала.

На гербе доминиканцев была изображена собака с горящим факелом в пасти. Это означало, что орден охраняет церковь от еретиков и «просветляет» души заблудших.

Одну из доминиканских церквей украшала такая назидательная картина: папа и император заботливо пасут свое стадо верующих, а злые волки-еретики пытаются напасть на добродетельное стадо, но его зорко охраняют свирепые псы черно-белого цвета - такой была одежда доминиканцев.

Никого не щадили изуверы-палачи: ни женщин, ни стариков, ни даже малолетних детей, чтобы добиться признания в грехах перед церковью. Однако и это не спасало «виновных» от сурового наказания. А тем, кто не хотел каяться, судьи выносили приговор, «по возможности кроткий и милостивый, без пролития крови». На их подлом языке это означало: сжечь живыми на костре.

В Италии, Германии, Франции, Испании чадили костры инквизиции. В их пламени погибали самоотверженные борцы за благо народов. Ведь церковь с помощью инквизиции искореняла не только религиозную крамолу, но и всякие свободолюбивые стремления, подавляла передовую мысль, глушила науку.

Всем достоянием «грешников», сожженных на кострах и замученных в темницах, распоряжались инквизиторы. Немалую часть его получали предатели, доносчики, лжесвидетели, чтобы им было ради чего стараться. Но главной наследницей своих жертв была церковь. Она превратила «борьбу за истинную веру» в очень выгодный промысел.

Другим прибыльным делом духовенства стала торговля… преступлениями и райским блаженством. Каким образом? Да очень просто.

Христос, дескать, и все святые сотворили несметное множество добрых дел. Этим они покрыли не только все прежние грехи рода человеческого, но, кроме того, создали солидный запас на будущее время. Вот из этой-то обильной «сокровищницы благодати» заместитель Христа, папа римский, может отпускать прощение грешникам.

Разумеется, «благодать» предоставлялась не даром: особый справочник указывал, по какой цене можно купить и искупить любое преступление. Такие индульгенции - грамоты об отпущении грехов - оправдывали уже сделанные преступления и заранее давали право на новые. Можно ли представить себе более гнусную торговую сделку?

Огромные доходы приносила и другая торговля - «священными реликвиями»: кусочками дерева от гроба господня, слезами и вздохами богоматери, закупоренными в пузырьках, перышками из ангельских крылышек и прочим хламом. Весь этот ходкий товар в щедром обилии доставляли с Востока специальные суда.

Изрядно пополняли кассы храмов и монастырей чудодейственные иконы святых. Но главный доход церковь получала от своих обширных земель. Монастыри прибирали к рукам лучшие угодья, нередко присоединяя их насильно именем Христа: богу все дозволено!

Многие миллионы крепостных трудились на тунеядцев-монахов, князей и других феодалов. Крестьяне слепо верили, что Христос воскрес весной, когда начинаются полевые работы. Именно поэтому пасха и стала самым важным праздником для земледельцев - огромного большинства населения во всех странах.

«Дорога ложка к обеду», - говорит пословица. Для крестьянина праздник не в праздник, если он не ко времени. А так именно и получалось.

Путаница в церковном календаре отрывала пасху от вековых обычаев, связанных с трудом миллионов людей. Чего доброго, они и вовсе перестанут верить в запоздалое воскресение Христа. А без этого бог уже не бог и вообще мало что остается от надежд на спасителя и загробное блаженство - самой соблазнительной приманки религии.

Вот почему и забеспокоились церковники. Они стремились приспособиться к бытовым привычкам верующих, снова приблизить пасху к началу весны - равноденствию. Об этом писал еще в XIII веке Бэкон, а 100 лет спустя, в 1373 году, некий Аргир предложил было исправить пасхалии, но, поразмыслив, сам отказался. И как вы думаете - почему?

Ведь 1373 год - это 6881-й «от сотворения мира». А злоречивые пророки предсказали, что в 7000 году (опять виновата роковая вавилонская семерка!) неизбежно свершится светопреставление - настанет конец мира. До страшной гибели всего человечества оставалось всего-навсего 119 лет. Вот Аргир и решил, что нет смысла искажать, то есть изменять пасхалию: не стоит, мол, игра свеч - на наш век хватит!

Но роковой год миновал благополучно. И Земля не только не погибла, а еще «увеличилась»: как раз в 7000 году «от сотворения мира», то есть в 1492 году по новому летосчислению, Колумб открыл Америку.

Необходимо исправить отстающий юлианский календарь, - эту задачу не раз обсуждали церковные соборы и римские папы. Один из них, Лев X, как-то проговорился нечаянно: «Всем поколениям известно, какие выгоды принесла нам сказка о Христе». Ради этих-то выгод надо было укреплять религиозный вздор, подлаживаясь к обычаям.

Вот что заставило внести поправки в юлианский календарь, честно прослуживший больше полутора тысяч лет. Однако эта задача оказалась и проще, и сложнее, чем можно было ожидать…

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Глава XXVII. «Все, что подано к обеду не от повара-франиуза, отвергается»{1} С XVIII века в кулинарный обиход русского дворянства входят блюда французской, английской, немецкой, итальянской кухни. Русские вельможи проявляют живой интерес к чужеземным экзотическим блюдам.Об

Из книги Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века автора Энгдаль Уильям Фредерик

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Юрьев день автора Куликов Геомар Георгиевич

Глава 2 Шестая ложка Утром дед толкает Треньку:- Подниматься пора. Мамка печь топить будет.Спит Тренька, бормочет что-то невнятное, в ответ на дедовы слова.Дед своё:- Терентий, а Терентий! В который раз говорю: мать принимается печь топить, слышь?Иногда деду удаётся

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

…И ложка дегтя Всему миру известен рассказ о том, как семилетний немецкий мальчик, сын деревенского пастора из земли Мекленбург, прочитав в книге Егера «Всемирная история для детей» страницы, посвященные Троянской войне, воскликнул:- Когда я вырасту, я раскопаю

Из книги Большая ничья [СССР от Победы до распада] автора Попов Василий Петрович

Дорога ложка к обеду Вопрос о том, какую роль сыграла в укреплении обороноспособности помощь наших союзников, каким был вклад ленд-лиза в разгром нацизма, по-прежнему остается одним из наиболее дискуссионных.В советской исторической науке неоднократно подчеркивалось,

Из книги Сумерки невежества. Технология лжи, или 75 очерков о современной фальсификации истории Украины автора Каревин Александр Семёнович

Ложка дегтя (Вместо рецензии) Вышло в свет второе издание книги Анатолия Ивановича Железного «Происхождение русско-украинского двуязычия на Украине». Книга эта, возможно, и не безупречная, если подходить к ней со строго научными мерками, но, безусловно, интересная и

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ложка Предмет домашнего обихода, одна из немногих личных вещей крестьянина. В обрядах – символ члена семьи. Ложка хозяина всегда была больше, чем другие. Считали, что при помощи ложки умершего хозяина можно вывести родимое пятно, бородавку, опухоль в горле, нарывы, чирьи и

Дорога ложка к обеду - это старая поговорка, значение которой говорит о своевременности, важности чего-либо в определенный момент времени.
День Республики - национальный праздник в ряде государств, который, как правило, проводится в день провозглашения государством республики, либо в день принятия конституции страны - непременного атрибута республики. Нередко «День Республики» является одним из главных праздников.

Он сопровождается концертами, военными парадами, авиационными шоу, фейерверками и салютами.
4 июня наша республика будет праздновать свое двадцатилетие. Думаю, что население нашей республики будет праздновать не только двадцатилетний юбилей молодой республики, но также День цветочного бума, дорожной революции и тротуарной плитки!
Начну пожалуй с "дорожной революции". За рубежом, если строят объект, сначала прокладывают к нему дорогу. У нас наоборот: построили комплекс, разбили технику, а потом начинают думать, как сделать к нему подъезды, дорогу и так далее. А ведь это очень важная вещь - инфраструктура города. Мы, думаю что меня поддержит почти все население республики, хотим ходить по чистым тротуарам, ездить по асфальтированным улицам. На все это необходимы средства и огромное желание улучшить нашу жизнь. Средства выделяются, чего не скажешь о желаниях (а желания увы не выделяются) наших чиновников, ответственных за эту проблему. Не могу понять одно, почему масштабные реконструкции дорог делают к масштабным мероприятиям. Сложилась такая тенденция: скоро праздник - надо скорей-скорей дорогу проложить: тяп-ляп – и сделали. А праздник закончится – дорога разбита. И так до следующего праздника.... Наши тротуары - это настоящая полоса препятствий. Для меня остается загадкой одно обстоятельство. Самое интересное, что люди, не довольные состоянием дорог в нашей республике, и чиновники, ответственные за их качество, ездят по одним и тем же дорогам. Последних, на мой взгяд это устраивает больше. Думаю, что в этом и кроется злополучная разгадка. Невольно вспоминаю слова одного таксиста: - На дворе уже 21 век, люди в космосе свадьбы отмечают, а дороги у нас никак сделать не могут.
Радует и цветочный бум. Особенно по дороге в Магас и в районе всех кругов: от Магаса до Назрани. А ведь можем же! А ведь знаем же как! Но не делаем, т.е. не делали. Очень хотелось бы, чтобы этот вирус порядка и чистоты навсегда поселился бы в клетках совести наших чиновников . Думаю, было бы не плохо составить новый календарь праздников совести и внести туда такие значимые события и придать им статус национального праздника - такие дни как День цветочного бума, дорожной революции и тротуарной плитки! И сделать их настольными календарями наших некоторых чиновников. Тогда не пришлось бы тратить столько сил и нервов к подготовке к мероприятиям различной значимости. Достаточно было бы провести генеральный субботник и развесить полотна и различную символику, которые сейчас украшают нашу республику. А ведь это не только красиво, но и прятно. Приятно было бы осозновать всем жителям республики что делается это не раз в пять лет для галочки, а каждый год - для эстетического вида места, где каждый день наши люди сталкиваются с проблемой дорог и пешеходных тротуаров. В начале своего рассказа я не случайно начала со старинной поговорки. Сегодня эта поговорка нашла свое место. Действительно, то что делается своевременно не бросается так остро в глаза, и получает намного больше слов благодарности. Сегодня народ расценивает это не как обычные действия со стороны власти для создания эстетического вида окружающей действительности, а как вынужденные действия, перед проведением столь значимого события для республики. Хотелось бы лишний раз напомнить нашим чиновникам: "ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ!"
PS: Уважаемый Юнус-бек Баматгиреевич! Вы не думайте что жители республики видят только негатив. Нет, мы видим и позитив! Мы прекрасно видим и новые объекты и некоторые изменения, происходящие в республике. Только хотелось чтобы Вы знали, что люди каждый день не ходят к этим строящимся объектам. Они ходят по улицам кто на работу, кто в садик, кто в школу. Но по каким улицам и в каких условиях они ходят задайте вопрос своим подчиненным. Поймите правильно и поддержите свой народ и он обязательно поймет и поддержит Вас!

Пословицы и поговорки являются частью устного народного творчества. Это небольшие высказывания, содержащие народную мудрость, которая появилась благодаря наблюдениям за природными явлениями, характерами людей. В некоторых из них используются устаревшие слова, которые употреблялись в определенную эпоху. Таким образом, используя их в своей речи, мы не только покажем свой культурный уровень, но и образованность.

Значение пословиц

Для чего же нужны эти краткие мудрые изречения? Суть пословиц состоит в передаче знаний от старого поколения молодому, чтобы сделать его мудрее. А еще такие короткие умные изречения украшают нашу речь, делают ее более выразительной.

Пословицы и поговорки начинают изучать в детском саду. Такие короткие высказывания доступны для детского восприятия и учат ребенка рассуждать. В своей работе их часто используют логопеды как материал для отработки звукопроизношения и дикции. Также на их примере ребенка учат кратко и емко выражать мнение. Ниже представлено значение пословицы "дорога ложка к обеду". Иногда людям бывает не совсем понятен смысл таких коротких изречений. А понимание их значения поможет правильно употреблять в речи.

Объяснение значения

Некоторые народные изречения могут быть не совсем понятны современному человеку, потому что в их состав могут входить устаревшие слова. Или в них говорится о каком-то устаревшем историческом явлении. Каково же значение пословицы "дорога ложка к обеду"?

Так говорят, если человек не успел сделать что-либо вовремя. А потом уже действие не имеет такой ценности. Например, сварили суп и его нужно съесть, пока он горячий. Человек должен понимать ценность момента и правильно распоряжаться временем не только своим, но и окружающих. Некоторые пословицы в сейчас используют в более кратком варианте, как например, данную пословицу. Но у этого выражения есть вторая часть, которую теперь люди не используют.

Вторая часть выражения

Есть и другое значение у пословицы "дорога ложка к обеду". Она связана с ее второй частью. В старину люди говорили: "дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку". Раньше в небогатых крестьянских семьях на стол ставили один горшок из которого ели все, каждый использовал свою ложку.

Тарелки и вилки были только у зажиточных людей. Всю посуду хранили в кухонной лавке (это прототип современных кухонных гарнитуров). А для столовых приборов, особенно уже стареньких, было отведено место на полке под лавкой. Новую посуду же старались ставить на видное место. Таким образом значение у пословицы "дорога ложка к обеду" другое: вещь важна, только пока она приносит пользу. А потом ее за ненадобностью убирают.

Это был пример того, как значение фразеологизма "дорога ложка к обеду" может быть другим, если добавить к нему продолжение. Но чтобы понять его смысл, нужно быть знакомым с определенной исторической эпохой, особенностями быта людей. В современном мире в речи используют пословицу "дорога ложка к обеду" без дополнительной части. Потому что теперь вилки и тарелки есть у всех, а столовые приборы не хранят под лавкой. Поэтому данное выражение используют для того, чтобы показать, как важно все делать вовремя и уважать время окружающих людей.

До свадьбы заживет

Ничего, скоро пройдёт, скоро заживёт. Шутливо говорится в утешение кому-либо по поводу незначительной боли, ушибов.
1) - Ну, а как теперь себя чувствуешь? - спрашивал Пётр Елисеич.- Ничего, до свадьбы заживёт, - ответила за него Таисья (Д. Мамин-Сибиряк, “Три конца”);
2) Кончив перевязку, Маринкин снял халат, вымыл руки и, расправив усы, сел в кресло. - Ну, до свадьбы заживёт (Н. Никитин, “Северная Аврора”);
3) Врач сказал, что парень, не повредил ни носа, ни глаз. - До свадьбы заживёт, будет опять летать, если захочет, - заверил доктор (В, Трихманенко, “Второе рождение”).

Долг платежом красен

Платёж - внесение денег в счёт чего-либо; плата. Красен - краткая форма мужского рода от красный, здесь в смысле: красивый, радостный, приятный. Как отнесёшься к кому-либо, так отнесутся и к тебе. Говорится тогда, когда в ответ на какое-либо действие или отношение поступают так же.
Примеры из литературных произведений:
1) Вас огорчает, что критики будут ругать меня. Что ж? Долг платежом красен. Ведь мой профессор бранит же их! (А. Чехов, Письмо А. Н. Плещееву, 30 сентября 1889);
2) Долг платежом красен. Вы о моей матери позаботились, ну, а я - о вашей (Ф. Таурин, “Ангара”);
3) Все расчёты - осенью. Техника стоит столько-то, продукты - столько-то, одним словом, долг платежом красен (Журнал “Знание - сила”, 1975, № 5).

Дома и стены помогают

Дома или в привычной, знакомой обстановке человек чувствует себя увереннее и спокойней. Говорится с уверенностью или с надеждой, что в знакомой обстановке легче справиться с любым делом.
Примеры из литературных произведений:
1) Кормиться было уже не на что, стало скучно без дела, и он (Чикильдеев) решил, что, должно быть, надо ехать к себе домой, в деревню. Дома и хворать легче, и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (А. Чехов, “Мужики”);
2) - Дома, доченька, дома! - с волнением осматриваясь, отвечала мать. - Ничего нет на свете теплее родного гнезда. - Да, внучка, дома и стены помогают, - поддержал дед (Б. Полевой, “Глубокий тыл”);
3) Виктор Алексеевич просил меня сделать операцию, чтобы ему никуда не ездить. “А здесь и стены помогают” (С. Долецкий, “Мысли в пути”).

Дорога ложка к обеду

Дорога - краткая форма женского рода от дорогой. Дорого, ценно то, что появляется в нужный момент. Говорится, когда что-то сделано или получено вовремя, именно в тот момент, когда в этом особенно заинтересованы или нуждаются.
Пример из литературных произведений:
1) - Много пушек отлил да ядер? Никита спокойно ответил царю: - Может, и мало, государь Пётр Алексеевич, да дорога ложка к обеду (Е. Фёдоров, “Каменный пояс”).

Похожие страницы:

1. Дитя не плачет, мать не разумеет
2. Готовь сани летом, а телегу зимой
3. Все мы люди, все мы человеки
4. Всякому овощу свое время
5. Голод не тетка

На Главную

Эту пословицу чаще всего говорит человек, который что-то планирует и заранее готовит то, что пригодится в будущем.

Еще так говорят, когда чем-то недоволен из-за того, что получил что-то не вовремя.

Вот, как-то так…

Ко всем ситуациям где благоприятные обстоятельства складываются в нужное время и в нужном месте. Если место, время и средства не собрались вместе, то значит произносить этот фразеологизм Дорога ложка к обеду можно будет только с иронией или упреком.

Я бы так ответил на этот вопрос про эту известную пословицу.

Варианты, конечно здесь могут быть самые разные того, какие ситуации могут подходить к этой пословице: Дорога ложка к обеду.

Эта пословица - Дорога ложка к обеду, обычно используется в таких ситуациях, когда что-то нужно было использовать своевременно. Это относится как к какому-то действию, так и к какой-то нужной вовремя вещи (предмету).

Ценно то, что появляется и используется в нужный момент. об этом же говорит другая похожая пословица: Хорошо яичко к Христову дню. Вс нужно делать вовремя. К примеру, моя дочь сначала одно скажет, потом другое. а уже поздно, поезд ушел. Не обдумала решение, сказала, а потом спохватилась, а нет, поздно.

Думаю,что в ситуации с туалетом и самой жизни.Можно,ещ отнести к образованию.

Я понимаю пословицу Дорога ложка к обеду как что-то (вещь, событие, услуга, продукты питания), полученное вовремя. Как еда, которую получаешь, когда голоден и на сколько та же еда будет не актуальной, когда человек сыт и не хочет есть, а его заставляют.

То есть, когда вы уже съели суп без ложки, она вам уже не понадобится, и предлагать вам е не своевременно и уже не актуально.

Конкретный пример.Вы едете в маршрутке стоя, перед вами сидит мамаша с мальчиком 2-х лет.Вы просите е взять мальчика на руки и освободить сидение.Она отказывается.Перед вашей остановкой маршрутка резко тормозит и вы падаете.После этого мамочка хватает на руки малыша, и предлагает вам сесть. Но вам это уже не нужно по двум причинам:1) вы уже упали 2) на этой остановке вы уже сходите.

Ещ пример:

Вам нужно 10 числа оплатить кредит.Денег у вас нет.Вы просите взаймы у друга.Друг соглашается, но приносит деньги 17 числа.

И опять это уже не актуально для вас по 2 причинам:1) платж вы уже просрочили 2) вы получили зарплату и сами оплатили

Вот в этих случаях можно сказать:Спасибо, но ложка дорога к обеду.

Когда что-то делается несвоевременно, то оно теряет актуальность. Поэтому, так говорят, когда хотят напомнить, что не нужно затягивать.

Если помощь или то, что просили, приходит поздно, то это и есть случай, когда обед прошел, а ложка только подоспела.

Эту поговорку я всегда говорю себе, когда отсылаю деньги (без ее просьбы)взрослой дочери.И повторяю ее другим, которые говорят, что я ее балую.

Вот примеры, когда ложка будет дорога к обеду, к вам пришли гости и вы приглашаете их попить чай, и это им будет приятно, потому что это будет вовремя предложено и вы не откладываете это в долгий ящик и не говорите им, вот скоро праздник и я вас позову, подождите.

Проще пояснить, что это то событие, которое происходит вовремя.

Если вы что то сделаете с опозданием и не вовремя, то тогда ложки к обеду не будет.

Или какой то друг просит вам ему помочь написать курсовую, а вы обещаете и откладываете, а когда спохватываетесь, то все сроки ушли и он говорит вам, что вы опоздали с помощью и ложка никак к обеду не пришлась.

Не все знают,что многие знакомые нам с детства поговорки и пословицы, мы помним и говорим в укороченном виде: а полный текст отрывает иногда совсем другой смысл. Например:

* Два сапога пара, да оба на одну ногу

* Он на этом деле собаку съел, да хвостом подавился

* Все люди братья, как Каин и Авель

* Курочка по зернышку клюет… да весь двор засран.

* Старый конь борозды не испортит… но и глубоко не вспашет!

* В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.

* От работы кони дохнут, а люди - крепнут

* Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена

* Гол как сокол, а остер как бритва

* Знай наших – последняя копейка — ребром

* Молодые бранятся – тешатся, старики бранятся – бесятся

* Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет

* Сделай все, что сможешь и — будь что будет

* В здоровом теле редко — здоровый дух

* Пьяному море по колено, а лужа — по уши

* Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — оба глаза

* Голод — не тетка, а мать родная

* У страха глаза велики,да ничего не видят

* Чудеса в решете, да дыр много, а выскочить некуда.

* Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

* Дело мастера боится, а иной мастер дела.

* Язык мой — враг мой! Прежде ума глаголет!

* Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется

* Когда ударят по правой щеке, подставь левую, но не дай ударить

* В ступе воду толочь -вода будет!

* Голод не тетка — пирожка не подсунет.

* Собака на сене -лежит, сама не ест и скотине не дает.

* Не все коту масленица будет и великий пост

* Палка, о двух концах туда и сюда бьет

* Пьяному море по колено, а лужа по уши

* Вашими молитвами как шестами подпираемся.

* Молодо-зелено — погулять велено

* На чужой каравай рта не разевай — а раньше вставай и свой затевай.

* Язык мой — враг мой — прежде ума рышет, беды ищет.

* Рука руку моет, да обе свербят.

* Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

* Губа не дура, язык не лопата

* Хлопот полон рот,а прикусить нечего.

* Собачья жизнь: брехать нужно, а есть нечего.

* Лиха беда начало: есть дыра, будет и прореха.

* Ума палата да ключ потерян.

* Денег куры не клюют- денег нет и кур нет.

* Денег некуда девать — кошель не на что купить.

* Шила в мешке не утаишь,а девушку под замком не спрячешь

* Ворон ворону глаз не выклюет, но до смерти заклюет

* Яблоко от яблони недалеко падает, но далеко катится!

* Чужую беду руками разведу, к своей ума не приложу

* Где тонко, там и рвётся, а где худо, тут и порется

* От корма кони не рыщут, от добра добра не ищут

* Друг познается в беде, как золото в огне

* Везет, как утопленику — плыл, плыл, да на берегу и утонул!

* Прошел огонь, воду и медные трубы — да попал к черту в зубы

* Горбатого могила исправит, а упрямого — дубина

* Век живи — век учись, а все равно дураком помрешь

Есть даже пословицы с изменившимся словом,напрмер: На тебе, боже, чего мне негоже. Вместо: На тебе, убоже, чего мне негоже.

Ушло из языка слово «убоже» — нищий, и произошла замена слова, а с ней и смысл/

И другая: Попал, как кур во щи. Вместо: Попал, как кур в ощип.

Ибо из кур делают бульон, но никак не щи.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!