Что такое амплуа актера. Какие существуют театральные амплуа? Европейская система амплуа

Многие, размышляя об актерском даровании, задумывались и о таком определении, как амплуа артиста. Сегодня мы поговорим об этом и попробуем понять: амплуа - это приговор, штамп, который, по мнению К. С. Станиславского, не позволяет актеру развить свою индивидуальность, или все же возможность уяснить, в каких именно ролях дарование проявится особенно ярко.

Итак, амплуа - что это?

Слово «амплуа» пришло к нам из французского языка, где оно означает "место, должность, способ применения". В данным словом определяют роли, в которых преимущественно занят зависимости от его психологических и физических особенностей, не забывая при этом о его уровне мастерства и технике игры.

Как в театральном искусстве появилось понятие «амплуа»? Что это слово означало в 15 веке?

В европейском театре во второй половине 15 века возникает разделение актеров по типажу. Первыми и самыми древними, как вы понимаете, были амплуа трагика и комика, появившиеся еще в Древней Греции, а затем к ним присоединились и такие аллегорические образы, как Добро, Зависть, Разум, а также дурак (шут), бес и т. д.

Позже, уже в 17 веке, среди появляются короли, тираны, красавицы, герои, злодеи. Растет интерес к личности, а с ним и расширяются амплуа актеров, играющих их.

В Екатерининском театре в России по указу императрицы труппа набиралась строго по характерам: герой, простак (комическое амплуа), благородный отец, фат, героиня, комическая старуха, травести, инженю, субретка. Такой подбор актеров позволял театру исполнять и трагедии, и комические спектакли.

Как расширялось актерское амплуа

Актерам четкое амплуа помогало глубоко вживаться в образ, подбирая приемы, точно и ярко изображающие героя. Но по мере развития театрального искусства и драматургии они больше не могли находиться в рамках одного образа-маски, и поэтому среди актеров появилась тенденция ломать его, играя и комические, и трагические роли. Это привело к более тонкой и неоднозначной игре, а также к глубокому и всестороннему восприятию зрителем ситуации, показанной на сцене.

Исчезло ли актерское амплуа? Что это понятие обозначает сейчас?

Развитие в 20 в. авангардных форм снова вернуло нам «маски» - амплуа актера. В качестве примера можно привести «Театр Райкина», активно использующий этот прием.

Но и остальные актеры театра и кино тоже порой не могут избавиться от своего амплуа окончательно. Ведь все мы понимаем, что часто типаж, особенности внешности или манера игры предопределяют для артиста те роли, на которые он будет приглашаться чаще всего. И сломать практически невозможно.

И еще раз об амплуа

Итак, актерское амплуа - что это? Хорошо или плохо увязнуть в типаже, в ограниченном представлении о своих возможностях? На этот вопрос, к сожалению, нет однозначного ответа. Разноплановость - это уникальная способность актера в любом образе сиять одинаково ярко. Но, подбирая на роль исполнителя, режиссер все равно будет опираться на его внешние данные, ведь трудно представить себе конопатую девчонку, играющую роль Катерины в «Грозе». Так что пока существует будет существовать и амплуа актера.

Амплуа - тип актерских ролей. В амплуа учитываются внешние и психофизические черты персонажа и соответствующие им данные актера.

Во второй половине XV века в европейском театре появляется специализация актеров по определенному типу персонажей. Она получает название амплуа (в переводе с французского - применение).

Самые древние амплуа - трагик и комик. Они возникли из основных масок античного театра.

Возникновение европейской системы амплуа как некоего свода правил, касающегося актерской игры, сложилось в эпоху театра классицизма. Согласно классицистской системе амплуа, актер, претендующий на определенную роль, должен обладать, в первую очередь, соответствующими для этой роли внешними данными (рост, сложение, тип лица, тембр голоса и прочее). Так, если актер имел высокий рост, статную фигуру, правильные черты лица, низкий голос, он мог рассчитывать на роль героя в трагедии. Актер же маленького роста, неправильного телосложения, с более высоким голосом годился только на роли комического плана.

Переходы из одного амплуа в другое не допускались, за исключением возрастных амплуа: состарившийся трагический герой-премьер, к примеру, становился «благородным отцом». Каждому амплуа соответствовала своя линия поведения, свои декламационные и пластические особенности.

Первой фиксированной русской системой амплуа можно считать, по-видимому, Роспись (1766), составленную императрицей Екатериной II. По этой Росписи в императорской театральной труппе (Санкт-Петербург) полагалось иметь актеров и актрис на следующие амплуа: первый, второй, третий трагические любовники; первый, второй, третий комические любовники; пер-нобль (благородный отец); пер-комик (комический старец); первый и второй слуги; резонер; подъячий; два конфиданта (наперсника); первая, вторая и третья трагические любовницы; первая, вторая комические любовницы; старуха, первая и вторая служанка; две конфидантки (наперсницы). Состав труппы императорского театра через полвека (в начале 1810-х) включал уже и другие амплуа: амплуа царя в трагедиях, петиметра (щеголя), простака, молодой кокетки, невинной (инженю); в то же время некоторые амплуа (например, подъячий) из театрального штата исчезли.

В 19 в. появляется много новых амплуа, среди которых травести, гранд-кокетт, неврастеник и др. В конце 19 в. в русской театральной практике встречаются амплуа, дифференцированные по национальным, социально- бытовым, возрастным и др. признакам. Так, в Указателе пьес для любительских спектаклей с обозначением ролей по амплуа и необходимых декораций (М., 1893) значатся национальные амплуа «армянина», «татарина», «еврея», «немца», социально-бытовое амплуа «купца», возрастные детские амплуа «девочки» и «мальчика». Движение к увеличению списка амплуа, к его конкретизации связано с возрастающим интересом театра 19 в. к человеческой индивидуальности.

Осознание амплуа как эстетической категории театра произошло в начале 20 вв. Противниками театральных амплуа выступили К.С.Станиславский, М.А.Чехов, видевшие в игре по амплуа - театральные штампы и рутинерство, препятствие для развития актерской индивидуальности

Культурное взаимодействие с различными народами, оставляет след на развитии родного языка. Идет необратимый процесс взаимного обогащения лексики, а в повседневной жизни появляются новые словосочетания и термины. Что такое амплуа, а данное слово прошло к нам из французского языка, можно прочитать ниже.

Иностранные слова и термины в русском языке

Удачное использование чужеродных слов в нашем языке, позволяет сделать его современным и динамичным. Причины заимствования новых терминов:

  • Развитие . При обозначении новых технологий и явления, найти эквивалентное слово проблематично или попросту нельзя (принтер, скейтборд, факс );
  • Культура . Влияние культуры другого народа, которую, посредством информационных каналов, стараются идеализировать. С американских фильмов, популярных в начале 90 годов прошлого века, в наш язык проникли такие слова как шоп - магазин, коп - полицейский, тинэйджер - подросток;
  • Краткость . Вместо громоздкого описательного оборота, используют одно слово (снайпер - человек который умеет метко стрелять, джем - желеобразная сладкая масса из ягод и фруктов);
  • Интернационал . Некоторые слова используют во всем мире без изменений. Например: брокер , менеджер и т.д.

Употребление некоторых терминов в русском языке, то ли от безграмотности, то ли от лени, считаются безосновательными. Для других, а ниже мы рассмотрим значение слова «амплуа», подобрать точный эквивалентный термин невозможно.

Что значит амплуа: примеры

История слова амплуа начинается в начале 18 века. Термин emploi применяли к устойчивым типам театральных персонажей . В 20 веке выражение свое значение несколько расширило:

  • Амплуа как определенный образ человека. Примеры: все привыкли, что Михаил Боярский носит черную шляпу с широкими полями, а автор телевизионного проекта «Намедни» Леонид Парфенов ходит с трёхдневной щетиной на лице. Может в любом другом месте они меняют свой облик, но на публике они «поддерживают свое амплуа »;
  • Амплуа как привычный образ деятельности . Человек всю жизнь занимается дизайнерской практикой, и в один прекрасный день решил стать программистом. В этом случае говорят - «он сменил свое амплуа »;
  • Амплуа как образ жизни . Один человек молчалив, другой любит поскандалить. И вдруг «молчун» начинает вести активный образ жизни: он весел, без устали общается и т.д. Про таких говорят - «он проявил себя совсем в другом амплуа »;
  • Амплуа как специализация выполнения определенной задачи . Хоккей с шайбой - любимая игра для многих. Каждый игрок, находящийся на площадке, имеет свое значение - левый защитник, нападающий и т.д. Их специализацию называют «амплуа игрока ».

Как выяснилось, термин амплуа можно использовать в различных аспектах жизни: спецификация в профессии, различие типажа артиста, внешний вид или характер человека.

Что такое амплуа в футболе

Футбол - одна из самых доступных, для широкой массы населения, игра. Что и нужно для занятий, так это пара кроссовок, поле, ворота и кожаный мяч. Рассмотрим, какую роль (амплуа) в действиях команды играют отдельные игроки:

  • Голкипер . Защищает ворота от попадания в них мяча. В пределах периметра штрафной площадки он может играть руками, на другом участке поля его возможности схожи с полевыми игроками;
  • Защитник . Правый, левый и центральный -- сосредоточены на обороне штрафной площадки. Правые и левые защитники могут подключаться к атакам;
  • Полузащитник . Амплуа полузащиты - «доставить» мяч нападающим. Кроме левого и правого полузащитника, в зависимости от стратегии тренера, на поле могут находиться центральный полузащитник (либеро);
  • Нападающий . Нападающий - угроза для ворот соперника. Если команда пропагандирует защитный футбол, форварда на поле может вовсе не быть. Его роль переходит к игрокам полузащиты.

Амплуа отдельно выбранного игрока, определяет тренер. Еще в юном возрасте он наблюдает за действиями мальчишек, и решает, на какой позиции будущий футболист будет действовать наиболее эффективно.

Амплуа в театре

Благодаря театральным подмосткам, а в средневековье каждый артист выполнял только одну роль, мир узнал о новом термине - амплуа. Особая специализация актера связывалась с типажом мастера:

  • Любовник . Роль играют красивые молодые люди;
  • Злодей . Обычно это мужчина средних лет, невысокого роста, который обладает низким и неприятным голосом.

В середине 18 века, термин амплуа охватил жанры постановок:

  • Комедия;
  • Трагедия;
  • Пантомима и т.д.

Специализация артиста была связана с его творческими способностями. Например, актер, играющий комедийные роли, в качестве героя с трагической судьбой зрителем попросту не воспринимался.

Что означает фраза «сменить амплуа»

Привычный образ человека, формирует устойчивое амплуа личности. Окружающие привыкают к особенностям отдельного индивида: характер, внешность, устрой жизни - все отвечает общим ожиданиям общества. Но приходит время, и человек решает изменить свою жизнь (амплуа):

  • Облик . Изменения касаются внешности: мужчина, носив на голове длинные волосы, стал стричься коротко, а женщина имеющие русые волосы, покрасила их в рыжий цвет;
  • Работа. Изменения, связанные с профессиональной трансформацией: слесарь становится водителем, а бухгалтер - экономистом;
  • Личное. Коренной холостяк, пропагандирующий брутальный образ жизни, женится и заводит детей. Второй пример: айлурофоб заводит у себя дома кота.

Таки образом человек кардинально реорганизует привычный образ жизни - меняет свое амплуа. В большинстве случаев это происходит из-за комплексов - недовольство своей внешностью, материальным или семейным положением.

Использование новых терминов позволяют избегать громоздких описаний. С одним из них вы сегодня познакомились. Определение «амплуа», можно объяснить так: определенный образ человека, роль и положение в некотором общественном деле . Многословно - скажете вы. Так и есть. На помощь приходит французское слово emploi, и теперь термином амплуа можно метко и четко обобщать громоздкие категории, охватывающие многие аспекты современной жизни.

Видео: как влияет амплуа актеров на зрителя

В данном ролике кинокритик Владимир Абдулин расскажет, как может влиять актерское амплуа на мнение зрителя о фильме:

у, меня не прекращает поражать тот факт, насколько сильным может быть влияние внешних данных (и того, как эти данные оформлены/представлены) на разные, казалось бы, не связанные с внешностью, сферы жизни - работа или нет, но я не могу удержаться, чтобы не сказать: it"s all connected.
С детства вглядываясь в глаза окружающих и в зеркала, увиденные отажения, пусть и частично, но наверняка формируют в каждом из нас определенное восприятие собственной личности. Равно как и влияют на то, как относятся к нам другие. Однако далеко не всегда мы с готовностью принимает предложенный природой/генетикой/высшими силами "мотив"/образ, нередко пытаясь противостоять, меняя цвет волос, макияж или содержимое гардеробной. Иногда и для некоторых такие маневры работают , но не всегда.
Во время работы с клиентами я неоднократно замечаю, что недовольство внешним видом связано не столько с неидеальным животом или бедрами, сколько с существующим несоответствием того, что конкретная женщина мечтает рассказать о себе окружающему миру, и что говорит за неё её внешность. В связи с этим и на злобу дня хочу показать вам сегодня один из интересных примеров.
Не думаю, что актриса Дженнифер Энистон отчаянно и откровенно не довольна собственной внешностью, но наверняка можно сказать, что её "мотив" имел и имеет прямое значительное влияние как на её стиль, так и карьеру.

Внешность Дженнифер, с её теплым и низко-контрастным колоритом, с не слишком крупными и умеренно четкими чертами лица, с общей смягченной геометрией лица и тела, не обладает ни драматичной яркостью, ни какими-либо интригующими неправильностями, которые и создают "мотив", и вокруг которых можно построить образ.
Подобный типаж не приковывает взгляд непривычными деталями, как очень крупные черты лица, не поражает с первого взгляда, как это нередко происходит с обладательницами высоких контрастов, не создает интриги контрастов .
Однако в её пользу играет утепленный колорит и отсутствие того пепельного "налета" в оттенке волос и кожи, который присущ представительницам подгрупп цветотипа Лето, и именуется "мышиным" со всеми вытекающими. Зато присутствие теплых нот колотипа делает подобную внешность "уютной", "домашней", откровенно позитивной:



Что в свою очередь из фильма в фильм позволяет актрисе правдоподобно эксплуатировать образ и стиль of True American Sweetheart, милой и доброжелательной девушки из соседнего двора. Наряд Дженнифер "в кадре" это подтверждают:

"В кадре" её внешность нередко оформляется в мягкие/приглушенные нейтральные или утепленные тона, и мягкие же [умеренно фактурные] материалы. Вот здесь, например, присутствие черного жакета смягчается распущенными волосами и присутствием у лица мягкого объемного шарфа светлого оттенка:

Что интересно, что часто и фактуры, и оттенки одежды являются так называемыми earthly - земными, природными, близкими на ассоциативном уровне скорее к американсому загородному дому (или даже ферме), нежели к бетонному мегаполису.

К слову, повседневный стиль актрисы также нередко поддерживает эту идею. Например, элементы стиля сафари, связывающего внешность опять же с природой:

А так как амплуа Дженнифер это амплуа милашки именно американской, то в оформлении её героинь часто можно встретить американо-ковбойско-фермерские мотивы:

Которые как раз её не портят, не делают простоватой, глуповатой, грубой, ибо эти детали удачно сочетаются с её личным внешним "мотивом".

И что интересно - подобные мотивы используются художниками по костюмам для оформления внешности Энистон не только напрямую - в её костюмах, но и "окольно" - при помощи "введения" их в кард посредством костюмов её партнеров. Иногда потому, что актеры подобраны с абсолютно комплиментарным типажом внешности и вместо они и их костюмы создают единую атмосферную картинку:

Но иногда это делается, дабы окольно поддержать внешность актрисы:

Что интересно - это попытки Дженнифер Энистон примерить более сильный или роковой образ в том или ином контексте.

Черный цвет скупе с прозрачной тканью, с рюшами или кружевной отделкой, отдающие образом готической принцессы явно конфликтую с "земной" и теплой внешностью актрисы. Можно сказать, что Дженнифек слишком жизнерадостна и здорова для подобных образов, которые просят болезненной бледности, впалых щек и грустных глаз на пол-лица.
Другая неоднократно применявшаяся попытка показаться - сильной женщиной, которая "рулит":

Довольно однозначные ассоциации, которые вызывает присутствие в наряде большого количества черной гладгой кожи, сделали свое дело, но не в пользу Дженнифер. Подобный контраст подчеркивает присущее ей амплуа позитивной, живущей по-соседству милашки. Получается хорошая девочка, которая решила удивить своего бойфренда, поиграв в девочку плохую - бойфренду, может быть, и понтавится, но для гармоничного образа здесь далеко.
И еще один драматичный наряд, который, на мой взгляд, мало как помог актрисе:

Такой костюм слишком рафинированный для внешности Энистон, и подчеркивает её "милую американистость" гораздо сильне, нежели рубашка в клетку, т.к. в данном случае нет гармонии, есть контрасты. Это тот наряд, который сам говорит о такой носительнице: ты не роковая, не утонченная, ты симпатичная, милая, но не больше. Почему-то мне кажется, что это не тот эффект, который задумывался изначально.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!