Тимон из флиунта. Античная философия

Тимон из Филия (Timon) (ок. 320-230 гг. до н.э.). Философ-скептик. В юности был беден и зарабатывал на жизнь, работая танцором. После этого учился у Стильпона в Мегаре, а затем стал последователем скептика Пиррона в Элиде. Позднее работал софистом в Халкедоне. Заработав достаточно денег, перебрался в Афины, где и прожил до самой смерти. До нашего времени сохранились лишь фрагменты его произведений - главным образом памфлетов на других философов, созданных в защиту взглядов Пиррона.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 453.

Тимон (Τιμών) из Флиунта (ок. 315–225 до н.э.) – греческий сатирический поэт и философ, последователь скептика Пиррона . Его свидетельства о Пирроне (который сам ничего не писал) прямо или косвенно влияют на всю традицию античного пирронизма. В своем наиболее известном сочинении «Силлы» (Σίλλοι, «Сатиры» – ср. одноименное произведение Ксенофана, которому подражает Тимон) он «вышучивает догматиков с помощью пародий. В первой из них он ведет речь от своего лица, во второй и третьей – в виде диалога: он будто бы расспрашивает Ксенофана Колофонского о каждом из философов, а тот ему отвечает» (Diog. L. IX 111); так обсуждается более 30 философов, из которых только Пиррон представлен с безусловным почтением. Авл Геллий сообщает, что в «Силлах» Тимон «поносил философа Платона и обвинял его в том, что он за большие деньги купил книгу с изложением пифагорейского учения и скроил из нее знаменитый диалог «Тимей»». Несмотря на изрядное количество «злословия», популярные в Античности «Силлы» сыграли важную роль в самоопределении пирронизма и установлении им своих философских истоков (каковые были усмотрены в Ксенофане, элеатах , Демокрите , Протагоре ). Другая философская поэма Тимона, «Образы» (’Iνδαλμοί), посвящена возвеличиванию нравственного совершенства Пиррона. Тимон написал также несколько прозаических сочинений: «Пифон», «О чувствах» и «Против физиков», где обсуждал технические вопросы скептического учения (утрачены).

M. А. Солопова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 68-69.

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Фрагменты:

Di Marco М. (ed) Timone di Fliunte: Silli, introd., edizione critica, trad, e comm. Roma, 1989; Diels H. Poetarum Philosophorum Fragmenta. B., 1901, p. 173-206; Long A. A, Sedley D. N. The Hellenistic Philosophers. Cambr., 1987.

Литература:

Brunschwig J. Once Again on Eusebius on Aristocles on Timon on Pyrrho. - Idem. Papers in Hellenistic Philosophy. Cambr., 1994, p. 190- 211;

Long A. A. Timon of Phlius: Pyrronist and Satirist.- «Proceedings of the Cambridge Philological Society» 1978, 204, p. 68-91.

Тимон из Флиунта (также Тимон Флиазийский или Флиасийский; др.-греч. , 320-230 гг. до н. э.) - греческий философ-скептик, ученик Пиррона и известный создатель сатирических поэм, объединённых под названием «Силлы» (греч.). «Силлы» - это особый жанр греческой поэзии, сатирические стихотворения. Считается, что он написал очень много произведений, среди них есть поэмы, сатирические драмы, около тридцати комедий и шестидесяти трагедий, а также любовные поэмы, но лишь малая часть дошла до наших дней. Но Силлы - самое известное произведение Тимона, в котором он в сатирической форме описывает знаменитых философов, живых на тот момент и уже умерших. Поэма написана гекзаметром. Сам текст не сохранился, но многие авторы тех времён упоминали это произведение и цитировали строки из него.

Биография

Наиболее подробный рассказ о жизни Тимона представил Диоген Лаэртский. Часть сведений он нашел в первой части работы Аполлонида из Никеи, посвящённой «Силлам», какие-то факты - в работах Антигона из Кариста и Сотиона. Он родился во Флиунте и был сыном Тимарха. Оставшись сиротой в весьма раннем возрасте, он сначала был танцором в театре, но потом оставил эту профессию и занялся философией. Переехав в Мегару, он некоторое время был учеником Стильпона, философа мегарской школы, но потом вернулся домой и женился. Затем он, уже с женой, поехал в Элиду, где и услышал Пиррона, учение которого он впоследствии перенял. Пока Тимон жил в Элиде, у него появились дети, старшего из которых, Ксанфа, он обучал медицине и философии. Покинув Элиду из-за некоторых затруднений, Тимон провёл какое-то время недалеко от полива Геллеспонт (в наше время более известного как Дарданеллы) и Мраморного моря. Именно в Халкидоне он добился больших успехов, обучаясь идеям софизма. Затем Тимон переехал в Афины, где и остался до конца своей жизни, если не считать недолгого пребывания в Фивах. Тимон много путешествовал, поэтому лично был знаком со многими великими людьми, среди них были цари Антигон II Гонат и Птолемей II Филадельф. Считается, что Тимон помогал Александру Этолийскому и Гомеру Византийскому в написании их трагедий, а также, что он был учителем Арата из Сол.

Природа щедро одарила Тимона умственными способностями и проницательностью, он быстро распознавал слабости людей. Всё это делало его скептиком в философии и сатириком по жизни. По словам Диогена Лаэртского, у Тимона был только один глаз, но он смеялся даже над своим недугом, называя себя Циклопом. Другие примеры проявления его острого сарказма также можно найти в работах Диогена. Так, например, когда его ученик Арат спросил, как найти первоначальный (оригинальный) текст Гомера, Тимон ответил, что это можно сделать, только обнаружив старые записи, те, в которых нет современных исправлений.

Также считается, что Тимон любил уединение, а также увлекался садоводством. Но Диоген считает, что последнее высказывание и некоторые другие могут быть отнесены либо к «нашему» Тимону, либо к Тимону Афинскому, легендарному мизантропу, или же к обоим.

Тимон умер, когда ему было уже почти девяносто лет.

Поэзия

Как уже было отмечено, Тимон создавал лирические и эпические поэмы, трагедии, сатирические драмы, комедии и любовные поэмы. Драмы Тимона не дошли до наших дней. Что касается эпических поэм, о них тоже известно немного, но можно с уверенностью сказать, что они, по большей части, представляли собой сатирические поэмы в эпической форме. Возможно, его произведение Пифон, может быть отнесено именно к этому жанру, хотя и написано прозой. В нём Тимон описывает долгую беседу с Пирроном по пути к Дельфийскому оракулу. Он также писал пародии на Гомера, некоторые строки из его поэм, написанных элегическим стихом, в которых явно прослеживается скептицизм, сохранились. Также были обнаружены два стихотворных фрагмента, которые не получается отнести ни к одной из известных поэм Тимона. Но всё-таки самое известное произведение Тимона - это «Силлы», ранее упомянутая сатирическая поэма. Этимология данного слова не совсем ясна, но, несомненно, оно описывает особый жанр поэзии, в котором сатира, высмеивание, обличение нелепости играют главную роль. Родоначальником этого направления в литературе считается Ксенофан Колофонский. «Силлы» состоят из трех частей: в первой - Тимон повествует от своего лица, а в двух других происходит диалог между автором и Ксенофаном. Тимон задает вопросы, а Ксенофан дает развернутые ответы. Они обсуждают догматы различных философов. Тема данной беседы стала для Тимона благодатной почвой для выражения скептицизма и использования сатиры. «Силлы» написаны гекзаметром, и, судя по тому, что фрагменты из этого произведения часто цитировались другими авторами (поэтому они и сохранились до наших дней), очевидно, что они были великолепны в своём роде. Комментарии к «Силлам» написали Аполлонида из Никеи и Сотион из Александрии. Поэма Тимона «Образы» (греч.), написанная элегическим стихом, видимо, имеет ту же тему, что и «Силлы».

Культурные справки

Прототипом героя Тимона в пьесе Шекспира «Жизнь Тимона Афинского» был другой человек, живший намного раньше, но, что интересно, философские убеждения именно Тимона Флиутского являются частью данного образа.

Литература

  • Brunschwig, J., Introduction: the beginnings of Hellenistic epistemology, in Algra, Barnes, Mansfeld and Schofield (eds.), The Cambridge History of Hellenistic Philosophy (Cambridge University Press, 1999) p. 229-259.
  • Diogenes Lartius, ix. 115; Aristocles ap. Eusebius, Praeparatio Evangelica, xiv.; Suda, Sillainei, Timon; Athenaeus, passim; Aulus Gellius, iii. 17
  • Hornblower, Simon, and Anthony Spawforth ed., The Oxford Classical Dictionary (Oxford University Press, 2003) ISBN 0-19-866172-X

Из учеников и последователей Пиррона, образовавших вокруг него небольшой круг, или общину, выделился Тимон, младший его современник (320–230). Тимон был первым по времени писателем скептической школы, автором многочисленных поэтических и прозаических сочинений. В памяти потомства Тимон сохранился как автор трех книг сатирических стихотворений - пародий особой формы - так называемых «силл», а также как автор многочисленных трагедий и комедий. Есть данные предполагать, что Тимон был связан с кругами ученых-медиков и что он сам был не только писателем, но и врачом, обучавшим своего сына медицине. Во всяком случае несомненно, что если не в лице Тимона, то по крайней мере в лице поздних деятелей пирроновской школы скептицизм становится философским учением, тесно связанным с медицинской наукой, с научным исследованием чувственных восприятии, чувственных состояний и обнаруживающихся в них противоположностей. Впоследствии Тимону приписывали сочинение «О чувственных восприятиях», а также сочинение «Против физиков». В «силлах» Тимон осмеял споры всех философских школ, - кроме Пиррона, выведенного в качестве авторитетнейшего судьи, Ксенофана, материалиста Демокрита и софиста Протагора.

Подобно Пиррону, и для Тимона наиболее животрепещущим, главным и высшим вопросом философии был вопрос практический - о поведении человека и о высшем доступном для него блаженстве. Уступая Пиррону в величии характера и мощи духа, не будучи чужд некоторого практического цинизма и грубости, Тимон вошел в историю пирронизма как первый пропагандист его основ и, быть может, как один из первых его логиков, критиковавший правомерность гипотез и допущение делимости времени. В теории познания он развивал положения Пиррона, проводя различие между вещью, как она существует сама по себе, и способом, посредством которого она открывается чувствам человека. Достоверную основу познания и деятельности Тимон видел только в непосредственной кажимости чувственного восприятия. Так же как и Пиррон, он признавал равносильность всех возможных суждений относительно вещей и их истинной природы, как бы эти суждения ни были противоположны. И так же как и Пиррон, он выводил из этой равносильности противоречащих высказываний о вещах заповедь «воздержания» от суждений о внутренней природе вещей и идеал совершенной невозмутимости.

После смерти Тимона и прекращения деятельности его учеников развитие школы скептицизма прерывается. Возможно, как думает, например, Гааз, что в течение этого столетия традиция скептицизма продолжала развиваться в Александрии. Но явным образом она возобновляется в деятельности учеников Птолемея - Сарпедона и Гераклита. Последний, быть может, был тот самый врач-эмпирик, свидетельство о котором прочно сохранилось у Галена.

И известный создатель сатирических поэм, объединённых под названием «Силлы» (греч. σίλλοι). «Силлы» - это особый жанр греческой поэзии, сатирические стихотворения. Считается, что он написал очень много произведений, среди них есть поэмы, сатирические драмы, около тридцати комедий и шестидесяти трагедий, а также любовные поэмы, но лишь малая часть дошла до наших дней. Но Силлы - самое известное произведение Тимона, в котором он в сатирической форме описывает знаменитых философов, живых на тот момент и уже умерших. Поэма написана гекзаметром . Сам текст не сохранился, но многие авторы тех времён упоминали это произведение и цитировали строки из него.

Тимон из Флиунта
Дата рождения ок. 320 до н. э.
Место рождения
  • Флиунт , Греция
Дата смерти ок. 230 до н. э.
Место смерти
  • Афины , Древние Афины
Гражданство (подданство)
  • Флиунт
Род деятельности философ , поэт

Биография

Наиболее подробный рассказ о жизни Тимона представил Диоген Лаэртский . Часть сведений он нашел в первой части работы Аполлонида из Никеи , посвящённой «Силлам», какие-то факты - в работах Антигона из Кариста и Сотиона. Он родился во Флиунте и был сыном Тимарха. Оставшись сиротой в весьма раннем возрасте, он сначала был танцором в театре, но потом оставил эту профессию и занялся философией. Переехав в Мегару , он некоторое время был учеником Стильпона, философа мегарской школы, но потом вернулся домой и женился. Затем он, уже с женой, поехал в Элиду , где и услышал Пиррона, учение которого он впоследствии перенял. Пока Тимон жил в Элиде, у него появились дети, старшего из которых, Ксанфа, он обучал медицине и философии. Покинув Элиду из-за некоторых затруднений, Тимон провёл какое-то время недалеко от полива Геллеспонт (в наше время более известного как Дарданеллы) и Мраморного моря . Именно в Халкидоне он добился больших успехов, обучаясь идеям софизма . Затем Тимон переехал в Афины , где и остался до конца своей жизни, если не считать недолгого пребывания в Фивах . Тимон много путешествовал, поэтому лично был знаком со многими великими людьми, среди них были цари Антигон II Гонат и Птолемей II Филадельф . Считается, что Тимон помогал Александру Этолийскому и Гомеру Византийскому в написании их трагедий, а также, что он был учителем Арата из Сол .

Поздние античные скептики имели влияние в кругах медиков, которые под их влиянием считали, что настоящие причины болезней узнать невозможно, поэтому надо лечить симптомы. Очень вероятно, что сам Тимон был врачом и обучал своего сына медицине .

Природа щедро одарила Тимона умственными способностями и проницательностью, он быстро распознавал слабости людей. Всё это делало его скептиком в философии и сатириком по жизни. По словам Диогена Лаэртского, у Тимона был только один глаз, но он смеялся даже над своим недугом, называя себя Циклопом . Другие примеры проявления его острого сарказма также можно найти в работах Диогена. Так, например, когда его ученик Арат спросил, как найти первоначальный (оригинальный) текст Гомера, Тимон ответил, что это можно сделать, только обнаружив старые записи, те, в которых нет современных исправлений.

Также считается, что Тимон любил уединение, а также увлекался садоводством. Но Диоген считает, что последнее высказывание и некоторые другие могут быть отнесены либо к «нашему» Тимону, либо к Тимону Афинскому , легендарному мизантропу, или же к обоим.

Тимон умер, когда ему было уже почти девяносто лет.

Поэзия

«Силлы» написаны гекзаметром, и, судя по тому, что фрагменты из этого произведения часто цитировались другими авторами (поэтому они и сохранились до наших дней), очевидно, что они были великолепны в своём роде. Комментарии к «Силлам» написали Аполлонида из Никеи и Сотион из Александрии . Поэма Тимона «Образы» (греч. Ἰνδαλμοι), написанная элегическим стихом, видимо, имеет ту же тему, что и «Силлы».

Скептицизмом называется такая точка зрения, в соответствии с которой отрицается возможность любого познания мира и утверждается необходимость воздержания от какого бы то ни было суждения о нем. Скептическое отношение к человеческому познанию очень характерно для греческого духа. Философы и поэты ранней Греции, Гомер и Гераклит, Архилох и Демокрит, Еврипид и Платон многократно говорили о слабости наших чувств, краткости человеческой жизни, немощи человеческого ума. Однако собрать разбросанные крупицы скептического отношения к миру и переплавить их в единое мировоззрение было суждено элейцу Пиррону (360 - 270 гг. до н. э.). Именно к нему восходят определения скептицизма как отдельного философского направления, отличного от простого недоверия к показаниям наших чувств и ума.

Итак, под скептиками, по Пиррону, имеются в виду те, кто постоянно рассматривает нечто, но не приходит при этом ни к какому решению. Греческое слово «скепсис» (σκέψις) и значит «рассмотрение». Таких людей можно назвать и ищущими, поскольку они всегда ищут истину, но не находят ее. Также они называются воздерживающимися, ибо, рассмотрев то или иное утверждение, они воздерживаются от суждения, верно оно

или нет. Еще последователи Пиррона назывались «апоретиками», ибо они приводили в состоянии «апории», т. е. безвыходности, и тех, кто утверждал какие-либо учения, и самих себя. Греческие скептики отличали себя как от тех, кто высказывал определенные суждения или догматы о мире и его природе, так и от тех, кто полностью отрицал возможность познания мира. Скептики исходили в этом делении из того, что в любом исследовании возможны три исхода. Можно найти решение исследуемой проблемы, можно отрицать такое решение и можно продолжать исследовать. Первый вариант представлен догматизмом, второй - философией Средней (или второй) и Новой (или третьей) Академии, Аркесилаем и Карнеадом, третий - Пирроном и его последователями, которые не утверждают познания мира и его природы, не отрицают его, но воздерживаются от решения и продолжают искать, чтобы никогда не найти. Итак, скептицизм в собственном смысле слова - это учение Пиррона и его последователей. Хронологически он разделяется на следующие этапы. Скептицизм Пиррона и Тимона, затем, скептицизм Энесидема и Агриппы, наконец, скептицизм Секста Эмпирика и Менодота. Поскольку на поздний скептицизм оказали влияние Аркесилай и Карнеад, мы разберем и их близкое к скептицизму учение.

Скептицизм Пиррона и Тимона

Соотечественник Парменида и Зенона Пиррон испытал влияние последователя Демокрита Анаксарха, софистической критики достоверного по-

знания, а также сенсуализма киренаиков. Античные авторы сообщают о его поездке в Индию и Персию и о влиянии на него жизненной практики индийских аскетов, так называемых «гимнософистов». Он стал первым учить о непознаваемости (άκαταληψία) всего и о необходимости воздерживаться (έπέχεσθαι) от суждения. Он учил, что по природе нет ничего прекрасного и безобразного, ничего справедливого и несправедливого и т. д., но люди все осуществляют по своим установлениям и по привычке. Доказывалось это положением Пиррона, что «каждая вещь не в большей степени то, чем это» (Диоген Лаэртский, IX 61), т. е. о любой вещи можно высказать определение и противоположное ему, так что ничего о природе вещи мы не будем знать. В силу этого ни о чем нельзя высказываться определенно, нельзя утверждать нечто о сущности той или иной вещи, но нужно, по Пиррону, следовать тому, что является. Каждое высказывание является равносильным (ίσοσθενής) противоположному высказыванию, поэтому между ними невозможен выбор. Скептическое учение, как и все остальные, подчиняются этому принципу. Поэтому в скептических принципах «всякая вещь ничуть не больше есть это, чем то» и других нельзя видеть принципы и догматы, но временные орудия для достижения другой цели. Высказывания скептиков, согласно им самим, суть только выражение состояния безразличия и отсутствия склонности к любому высказыванию (άρρεψία). Само учение о том, что всякое высказывание имеет совершенно равносильную противоположность, уничтожив все догматические учения, уничтожает и само себя как учение, т. е. как утверждение определенного положения. Здесь происходит переход от критики догматизма к выяснению надлежащего отношения к миру, переход к этике.

Ученик Пиррона Тимон, безусловно, следующий здесь своему учителю, так определял отношение скептика к миру. «Желающий быть счастливым должен обращать внимание на следующие три вещи. Во-первых, на то, каковы вещи, во-вторых, каким образом нам нужно к ним относиться, наконец, что воспоследует для человека за таковым отношением. И касательно вещей он (т. е. желающий жить счастливо. - Д. Б ) выявит, что они в равной степени безразличны, непостоянны и не подлежат суждению, а коли так, то и мнения о них не могут быть ни истинными, ни ложными. А отсюда следует, что им не стоит доверять, но надо быть лишенным мнений, быть лишенным склонности к чему-либо и неколебимым. О каждой вещи надо говорить, что она есть не в большей степени, чем ее нет, что она и есть и не есть, что она ни есть, ни не есть. А кто пришел в такое расположение духа, по словам Тимона, у него сперва появится полное воздержание от высказываний и речи («

ev. XIV 18, 2). В этом фрагменте обращает внимание на себя следующее. Во-первых, Целью скептического мировоззрения, по Пиррону и Тимону, была счастливая, или блаженная, жизнь. Значение теоретического рассмотрения у скептиков является сугубо

отрицательным и выступающим как средство. Здесь хорошо виден этический характер скептического учения, сближающий скептицизм с направленностью прочих эллинистических школ. Во-вторых, этический идеал Пиррона определяется отрицательно, как отсутствие волнений и беспокойства, которые могут быть причинены вещами при ненадлежащем к ним отношении. Невозмутимость и безразличие (dSiCKpopio) суть единственные «блага», к которым нужно стремиться. Все остальное в одинаковой степени безразлично для счастья. Как говорит Цицерон,

для Пиррона не было никакой разницы между самым лучшим самочувствием и тяжелейшей болезнью.

Хорошей иллюстрацией пирронического идеала может служить следующий рассказ. Когда Пиррон оказался на корабле, попавшем в бурю, он указал своим перепуганным спутникам на свинью, как ни в чем не бывало жравшую на палубе из своего корыта, и сказал, что мудрец именно таков. Скептическому мудрецу чужды жалость и привязанность. Сам Пиррон, когда увидел, что его учитель Анаксарх попал в болото, с чувством полного безразличия и без всякой жалости проследовал мимо своей дорогой, вызвав восхищение Анаксарха. В обычной жизни, как сообщает Диоген Лаэртский, Пиррон ни на что не обращал внимания, ни на встречные колесницы, ни на кручи, ни на злых собак. Он мог торговать на базаре, обмывать поросенка, путешествовать по Греции с разным сбродом. Ничто не могло быть зазорным для человека, преданного безразличию и невозмутимости.

Как уже упоминалось, одним из учеников Пиррона был Тимон (320 - 230 гг. до н. э.), уроженец Флиунта, который прославился прежде всего, как автор «Силл», сатирических стихов, высмеивающих философов-догматиков и их учения. В «Силах» Тимон пощадил только Ксенофана и Пиррона. Против философов, утверждавших, что истина постигается благодаря взаимодействию разума и чувств, Тимон направил стих: «Сошлися вместе Аттаг да с Нумением» (Диоген Лаэртский, IX 114) 1 .

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!