Научное сопровождение проектирования и строительства. Научно-техническое сопровождение Научное сопровождение строительного проекта

Научное сопровождение проектирования и строительства

"...Научно-техническое сопровождение строительства (НТСС) - комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера, осуществляемых специализированными организациями в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов строительства для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) зданий и сооружений, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций..."

Источник:

" МРДС 02-08. Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных (Первая редакция)"

"...Научное сопровождение проектирования и строительства - участие специализированных научных организаций в процессе изысканий, проектирования и строительства объекта..."

Источник:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 22.04.2003 N 288-ПП

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.07-01 "ОСНОВАНИЯ, ФУНДАМЕНТЫ И ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Научное сопровождение проектирования и строительства" в других словарях:

    Научное сопровождение - участие научной организации в процессе проектирования и строительства сооружения по вопросам внедрения новых материалов, конструктивно технологических решений, а также при выполнении сложных расчетов и т. д. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь

    ООО «Научно исследовательский институт транспортного строительства» (ОАО ЦНИИС) Тип Открытое акционерное общество Год основания 1935 Расположение … Википедия

    Паймушин, Виталий Николаевич - Паймушин Виталий Николаевич действительный член Академии наук Республики Татарстан (2008), доктор физико математических наук, профессор. Заслуженный деятель науки и техники РФ и РТ, лауреат именной премии им. Х. М. Муштари АН РТ и … Википедия

    Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Инженерные изыскания - для строительства работы, проводимые для комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения и получения необходимых и… … Википедия

    жизненный цикл - 4.16 жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукта, услуги, проекта или других изготовленных человеком объектов, начиная со стадии разработки концепции и заканчивая прекращением применения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

"...Научно-техническое сопровождение строительства (НТСС) - комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера, осуществляемых специализированными организациями в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов строительства для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) зданий и сооружений, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций..."

Источник:

" МРДС 02-08. Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных (Первая редакция)"

"...Научное сопровождение проектирования и строительства - участие специализированных научных организаций в процессе изысканий, проектирования и строительства объекта..."

Источник:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 22.04.2003 N 288-ПП

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.07-01 "ОСНОВАНИЯ, ФУНДАМЕНТЫ И ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ"

  • - проектирование автомобильных дорог и мостов с широким использованием компьютеров и математических методов...

    Строительный словарь

  • - авиационной техники - организационно-техническая система, обеспечивающая автоматизацию проектирования летательных аппаратов, двигателя и других объектов авиационной техники через...

    Энциклопедия техники

  • - применение средств вычислительной техники и оргтехники при проектировании приборов, машин, систем, сооружений и т. п. . Осн. направление развития А. п. - применение систем автоматизир...
  • - то же, что модельно-макетный метод...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - длина элементов продольного профиля жел.-дор. линии или протяжение участка жел.-дор. пути с однообразным уклоном...

    Технический железнодорожный словарь

  • - технология автоматизации труда разработчиков электротехнических устройств, обеспечивающая создание электротехнических приборов, аппаратов, машин, а также разработку прикладных программ, обеспечивающих...

    Финансовый словарь

  • - подход, при котором в первую очередь определяются вспомогательные модули, которые потребуются для проектируемой программы.См. также: Технологии программирования  ...

    Финансовый словарь

  • - система: - предназначенная для выполнения проектных работ с применением компьютерной техники; - позволяющая создавать конструкторскую и технологическую документацию на отдельные изделия, здания и сооружения...

    Финансовый словарь

  • - участие в дорожно-мостовом строительстве научных работников и инженеров на стадии принятия проектных решений и проведения строительных работ с целью внедрения новых эффективных научных разработок, повышения...

    Строительный словарь

  • - участие научной организации в процессе проектирования и строительства сооружения по вопросам внедрения новых материалов, конструктивно-технологических решений, а также при выполнении сложных расчетов и т....

    Строительный словарь

  • - допускаемые значения технико-экономических показателей и параметров основных элементов дороги. Нормы дифференцированы в зависимости от категории дороги и особенностей автомобилей...

    Строительный словарь

  • - регламентированные качественные и количественные требования, установленные для обязательного применения в проектировании строительных комплексов, отдельных сооружений, а также их элементов - норми за строително...

    Строительный словарь

  • - минимальное расстояние между точками перелома проектной линии продольного профиля дороги...

    Строительный словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - см. Аккомпанемент...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Научное сопровождение проектирования и строительства" в книгах

Глава 1 Основные нормы и правила проектирования и строительства

автора Казаков Юрий Николаевич

Глава 1 Основные нормы и правила проектирования и строительства Нормы и правила застройки участка На сегодняшний момент (2009 г.) возведение домов на территории РФ и СНГ регламентируется строительными нормами и правилами, а также другими нормативными документами,

Особенности проектирования и строительства стационарных бассейнов

Из книги Благоустройство территории вокруг коттеджа автора Казаков Юрий Николаевич

Особенности проектирования и строительства стационарных бассейнов Сделать на собственном участке бассейн – задача, конечно, нелегкая, но вполне осуществимая. Самой сложной конструкцией является стационарный бассейн достаточно больших размеров и глубины (рис. 4.33).

Научное и вне-научное мышление: скользящая граница

Из книги Эпистемология классическая и неклассическая автора Лекторский Владислав Александрович

III. МИФ НЕ ЕСТЬ НАУЧНОЕ И, В ЧАСТНОСТИ, ПРИМИТИВНО-НАУЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ

Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

III. МИФ НЕ ЕСТЬ НАУЧНОЕ И, В ЧАСТНОСТИ, ПРИМИТИВНО-НАУЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ 1. Определенная мифология и определенная наука могут частично совпадать, но принципиально они никогда не тождественны Предыдущее учение об идеальности мифа особенно резко проявляется в понимании

1.4 Научное творчество и научное образование.

Из книги Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии автора Вернадский Владимир Иванович

1.4 Научное творчество и научное образование. В истории науки еще больше, чем в личной истории отдельного человека, надо отличать научную работу и научное творчество от научного образования. Необходимо отличать распространение научных знаний в обществе от происходящей

автора Автор неизвестен

Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального

Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций и содержание их

автора Дума Государственная

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

автора Законы РФ

Статья 13. 4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств 1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или)

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 13. 7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и

автора Автор неизвестен

Статья 13.4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств 1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или)

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 13.7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 23.69. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства,

Научно-техническое сопровождение проектирования и строительства представляет собой комплекс работ научно-методического, экспертно-контрольного, информационно-аналитического и организационно-правового характера. Научно-техническое сопровождение осуществляется в целях обеспечения качества и надежности проектируемых, строящихся, эксплуатируемых и реконструируемых зданий и сооружений.


Институты в составе АО «НИЦ «Строительство» осуществляют научно-техническое сопровождение на всех этапах работ: изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация .

Специалистами институтов НИЦ «Строительство» осуществляется мониторинг, обследование и экспертная оценка несущей способности конструкций зданий и сооружений, в том числе после аварий и чрезвычайных воздействий; подготовка документации по их восстановлению и усилению, решение проблем реконструкции и реновации жилых, общественных и промышленных зданий.


ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко ведет комплексное научно-техническое сопровождение проектирования и строительства и технический надзор, в том числе:

Научно-техническое сопровождение проектирования и строительства зданий и сооружений, возводимых на территориях с сейсмичностью до 10 баллов и в сложных геолого-климатических условиях (карсты, подрабатываемые территории, вечная мерзлота и т.п.);

Разработку специальных разделов проекта по инженерной защите территорий и сооружений от опасных природных и техноприродных процессов (в том числе вибро- и сейсмозащита);

Техническое обследование зданий и сооружений для оценки состояния надежности строительных конструкций;

Мониторинг при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

Специалисты НИИЖБ им. А.А. Гвоздева осуществляют научно-техническое сопровождение проектирования и строительства с использованием бетонных и железобетонных конструкций. В том числе научно-техническое сопровождение:

    Изготовления и применения бетонов с высокими эксплуатационными свойствами (высокопрочных, безусадочных бетонов высокой водонепроницаемости и морозостойкости; теплоизоляционных легких и ячеистых бетонов низкой теплопроводности; полимербетонов, фибробетонов);

    внедрения современных энергосберегающих технологий изготовления конструкций;

    возведения сборных и монолитных зданий в любых климатических условиях;

    применения безусадочных и многофункциональных вяжущих, химических добавок для бетонов различного назначения, методов защиты строительных конструкций от коррозионных воздействий.

    всех видов работ в сфере стальной и неметаллической арматуры для обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций;

    разрабатывает технологии предварительного напряжения арматуры, включая автоматизированные и высоко механизированные линии;

    осуществляет контроль качества за изготовлением арматуры и железобетонных изделий;

    выполняет входной и пооперационный контроль качества арматурной стали и арматурных изделий на строительных объектах.


НИИОСП им. Н.М. Герсеванова выполняет работы по комплексному научно-техническому сопровождению в области устройства оснований, фундаментов и подземных сооружений. К задачам научно-технического сопровождения, решаемым Институтом, относятся:

    Анализ концепции освоения подземного пространства во взаимосвязи с другими объектами городского строительства.

    Экспертиза программ инженерно-геологических изысканий.

    Прогноз изменений инженерно-геологических и гидрогеологических условий в связи со строительством.

    Прогноз влияния строительства на существующую застройку.

    Определение необходимости и выбор видов защитных мероприятий.

    Проведение расчетов, выходящих за рамки методик нормативных документов.

    Разработка программ и выполнение комплексного мониторинга в процессе строительства.

    Интерактивное проектирование, включающее в себя сопоставление результатов прогноза взаимного влияния объекта и окружающей среды с результатами наблюдений и принятие при необходимости на этой основе корректирующих решений.



Институты НИЦ осуществляли научно-техническое сопровождение практически всех уникальных строительных объектов в Москве и других городах России, в том числе:

    храм Христа Спасителя,

    монумент Победы на Поклонной горе,

    высотные здания ММДЦ «Москва-Сити»,

    высотные здания на проспекте Маршала Жукова и на ул. Наметкина

    стадионы «Лужники», «Локомотив», «ЦСКА», «Зенит», «Сатурн», «Новатор»,

    Ледовый дворец спорта,

    здание библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова,

    жилой комплекс на Карамышевской набережной,

    восстановительные работы Останкинской телебашни после пожара,

    реконструкция Большого Устьинского, Астаховского и Новоспасского мостов,

    третье транспортное кольцо, в том числе крупнейшее сооружение этого кольца - Лефортовский транспортный тоннель.

    Курьяновская, Солнечногорская, Люберецкая, Щелковская станции водоочистки в Московской области

    Большой театр

    Центральный выставочный зал «Манеж»,

    деловые и жилые высотные комплексы «Воробьевы горы», «Алые паруса»

    Гостиницы «Москва» и «Ритц Карлтон»

    крытый конькобежный центр в Крылатском,

    Ледовый дворец на Ходынском поле

    аэровокзалы «Внуково 2» и «Шереметьево 3»

    ряд промышленных и гражданских зданий в районах с климатической температурой ниже - 40°С

    объекты Олимпиады Сочи-2014

    Гагаринский тоннель Третьего транспортного кольца

    Подземный комплекс на площади Павелецкого вокзала

И многие другие значимые объекты.




Научно-техническое сопровождение инженерных изысканий, проектирования и строительства зданий и сооружений повышенного уровня ответственности (класс КС-3) предусматривается Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, Межгосударственным стандартом ГОСТ 27751-2014, СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия» СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений», СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы», СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные», СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», МРДС 02-2008.

НИУ МГСУ выполняет полный комплекс работ, предусмотренный действующей нормативной документацией, по научно-техническому сопровождению на всех этапах инвестиционно-строительного проекта, который в общем случае включает в себя:

I Инженерные изыскания:

2. Оценка и анализ материалов инженерных;

3. Оценка геологических рисков;

4. Выполнение опытно-исследовательских работ для проектирования оснований, фундаментов и подземных частей сооружений.

II Проектирование:

1. Независимое составление расчетных моделей с использованием альтернативных сертифицированных программных средств, сравнительный анализ расчетных схем и полученных результатов расчета, осуществляемый организацией, отличной от той, которая разрабатывала.

    • определение соответствия принятых конструктивных решений требованиям действующих норм и правил проектирования;
    • определение правильности расчетных моделей, использованных при проектировании (проведение двух независимых расчетов с использованием независимо разработанных программных средств; в рамках НТС выполняется сравнительный анализ расчетных схем и результатов расчетов; для зданий повышенного уровня ответственности (класс КС-3 по ГОСТ 27751-2014) первый расчет выполняется генеральным проектировщиком, второй - организацией, выполняющей НТС);
    • проверка обоснованности принятых проектных решений, не регламентированных нормативными документами;
    • локальная проверка проектных решений, расчетов наиболее ответственных элементов конструкции;

2. Выполнение испытаний новых конструкций, узлов и элементов соединений, применяемых при строительстве здания, интерпретация результатов испытаний;

3. Уточнение распределения снеговых нагрузок по покрытию зданий и сооружений;

4. Уточнение аэродинамических коэффициентов на основании модельных испытаний в аэродинамической трубе;

5. Разработка нестандартных методов расчета и анализа при проектировании оснований, фундаментов и подземных частей сооружений;

6. Прогноз состояния оснований и фундаментов проектируемого объекта с учетом всех возможных видов воздействий;

7. Геотехнический прогноз влияния строительства на окружающую застройку, геологическую среду и экологическую обстановку;

8. Выявление возможных сценариев аварийных ситуаций в части оснований, фундаментов и подземных частей сооружений;

9. Разработка технологических регламентов на специальные виды работ;

10. Геотехническая экспертиза;

11. Совместные расчеты в объемной постановке системы «основание – фундамент – сооружение» в объеме, достаточном для разработки проектного решения по устройству фундамента.

12. Разработка программы научно-технического сопровождения строительства, в том числе:

    • разработка программы технического мониторинга при возведении и эксплуатации новых сооружений;
    • разработка программы геотехнического и экологического мониторинга;

III Строительство:

1. Осуществление технического и геотехнического мониторинга;

2. Обобщение и анализ результатов технического мониторинга при возведении;

3. Обобщение и анализ результатов всех видов геотехнического мониторинга, их сопоставление с результатами прогноза;

5. Все виды дополнительных работ, определенных на стадии научно-технического сопровождения подготовки проектной документации;

6. Контроль качества СМР на всех этапах строительства:

    • рассмотрение и согласование ПОС, и на его основании разработка проекта организации производства сварочных работ, ТР отдельных видов работ (сборки болтовых соединений, арматурных и бетонных работ, неразрушающего контроля прочности бетона и т.д.);
    • выполнение локальных расчетов конструкций при выявлении отклонений от проектных решений и/или от норм на монтаж и изготовление конструкций (или составление рекомендаций для выполнения таких расчетов);
    • выполнение контрольных испытаний материалов, соединений, крепежных элементов;
    • разработка рекомендаций по выборочному контролю качества материалов, соединений, крепежных элементов;
    • разработку дополнительных требований по приемке смонтированных конструкций при отсутствии соответствующих требований в нормах на монтаж и изготовление конструкций;
    • выборочный входной контроль качества материалов и конструкций на строительной площадке;
    • контроль качества изготовления конструкций и крепежных элементов на предприятиях-изготовителях;
    • другие мероприятия, предусмотренные программой НТС,при реализации которых обеспечивается безопасность строительства и эксплуатации здания.

Перечень работ, которые необходимо осуществить в рамках научно-технического сопровождения определяется индивидуально, в зависимости от характеристик объекта капитального строительства.

Для получения технико-коммерческого предложения необходимо отправить запрос с приложением исходных данных в .

В статье рассматриваются вопросы организации на постоянной основе научно-технического сопровождения проектирования и строительства подземных сооружений.

Проектирование и строительство подземныхсооружений — это весьма наукоемкая область техники и производства, которая существует и развивается в нашей стране и за рубежом многие десятки лет.
Данная статья носит прикладной характер, поэтому нас интересуют, в первую очередь, проблемы науки подземного строительства современного периода и, главным образом, применительно к условиям нашей страны.

1. РЕШЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Многообразие подземных сооружений очень велико. Это тоннели различного назначения (автодорожные, железнодорожные, гидротехнические, коммунальные и др.), метрополитены, хранилища различного назначения, торговые комплексы и прочие сооружения, обусловленные интенсификацией процессов комплексного освоения подземного пространства.

Наверное, оправданным будет подход, предусматривающий, что при получении научного решения по вопросам, относящимся к строительству наиболее технически сложных подземных сооружений, это «автоматически» даст решение аналогичных вопросов для более простых подземных сооружений.

В профессиональном сообществе не вызывает сомнений то обстоятельство, что наиболее сложную гамму научно-технических проблем перед нами на сегодняшний день ставит программа развития московского метрополитена. Это обусловлено темпами и объемами проектирования и строительства, сложностью организации работ в условиях городской застройки, весьма неблагоприятной геологией и еще целым рядом причин.

Необходимо отметить, что Москва, Санкт-Петербург, другие города Российской Федерации, где ведется крупное подземное строительство, конечно же, не обделены вниманием науки. В интересах этих строек (включая проектные работы) проводится большое количество научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Исполнителями этих работ являются научные учреждения, не только лучшие в нашей стране, но и снискавшие мировое признание. Это Горный институт НИТУ МИСиС (бывший МГГУ), Московский государственный университет путей сообщения (ИПСС), Институт динамики геосфер Российской академии наук, Горный институт КНЦ РАН, ЦНИИС (филиал: Научно-исследовательский центр «Тоннели и метрополитены»), НИПИИ «Ленметрогипротранс», Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения, такие организации, как НИЦ ОПП АО «Мосинжпроект», НИЦ ТА и ряд других. В этих организациях трудятся такие маститые ученые, как Н.Н. Мельников , М.Г. Зерцалов , Б.И. Федунец , В.А. Гарбер , К.П. Безродный и другие. Их вклад в науку подземного строительства трудно переоценить.

Некоторые ученые, а также заказчики искренне уверены, что те НИОКР, которые выполняются, это и есть научно-техническое сопровождение проектирования и строительства подземных сооружений. На самом деле это не так. Те НИОКР, которые выполняются в настоящее время и в которых на самом высоком уровне решаются весьма актуальные научно-технические задачи, не являются научно-техническим сопровождением проектирования и строительства, а являются локальным научно-техническим обеспечением решения тех или иных производственно-технических проблем. Причем решения о выполнении НИОКР принимаются, как правило, организациями-заказчиками (хотя и с учетом рекомендаций ученых), которые настроены на минимизацию научных исследований и конструкторских разработок и в ряде случаев принимают технические решения административно-командными методами.

В условиях строительства московского метрополитена проблема усугубляется большим количеством участников проектных и строительных организаций (вполне оправданным с точки зрения производственных задач). Все эти предприятия обладают высокими профессиональными качествами в своей области, но каждое из них имеет свой опыт, свои навыки, свои традиции (производственные) и, наконец, свои возможности и отношение к использованию научной поддержки у них у всех разное. В результате мы сдаем метрополитену не единый комплекс, созданный на основе научно обоснованных, оптимальных, унифицированных технических решений, а «лоскутное одеяло», с которым ему придется еще долго разбираться.

Выстроить в такой ситуации какую-либо единую научно-техническую политику весьма затруднительно по указанным выше причинам, а также по причине отсутствия системы координации и контроля выполнения НИОКР. Между тем такие системы в мировой практике существуют, и реализуются они в виде постоянно действующего научно-технического сопровождения по соответствующему комплексу, программе, проекту и др.

2. ПРИМЕРЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

В нашей стране научно-техническое сопровождение (в истинном значении этого понятия) развито в таких отраслях, как атомная промышленность, оборонно-промышленный комплекс и т.п.

В этих отраслях назначается головная научно-исследовательская организация по научно-техническому сопровождению программы, или главный конструктор комплекса, который сопровождает данный комплекс. Сопровождение ведется начиная с момента выработки функциональных требований и разработки технического задания и далее — на стадиях НИОКР, проектно-изыскательских работ (ПИР), строительно-монтажных работ (или заводского изготовления), сдачи в эксплуатацию и функционирования по предназначению (включая проведение модернизаций и реконструкций), вплоть до снятия комплекса с эксплуатации и его утилизации. При этом часть перечисленных этапов (видов работ) головная организация выполняет самостоятельно. По остальной (как правило — превалирующей) части она вносит предложение заказчику о привлечении необходимых научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Затем головная организация отслеживает и координирует их деятельность в рамках данной программы (конечно же, речь не идет о мелочной опеке и тотальным контроле). Естественно, такая система обуславливает проведение большего объема НИОКР, чем при их «локальной» организации, и, соответственно, приводит к увеличению расходования средств на науку.

Но это оправдано. Ведь недаром же во времена СССР (да в какой-то мере и в наше время) военно-промышленный комплекс не только был отраслью, наиболее щедро финансируемой государством, но и отраслью наиболее продвинутой в научно-техническом отношении. Причем не только в масштабах страны, но и в мире. Кстати, подобная система применялась при проектировании и строительстве первой очереди московского метро, которое было признано лучшим в мире (возглавлял научную комиссию академик

Г.М. Кржижановский).

3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УНИКАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Крупный мегаполис, каковым является Москва, требует реализации большого количества производственно-технических программ, весьма сложных в инженерном отношении и поэтому высоко наукоемких. Одной из таких программ является строительство метрополитена, которое беспрерывно ведется уже около 90 лет. Правительство Москвы, понимая важность проблемы, приняло ряд решений, направленных на выполнение положений Федерального закона «О техническом регулировании», обеспечение надлежащего качества и безопасности объектов строительства путем применения прогрессивных технических решений и научных методов решения технических вопросов на всех стадиях проектирования и строительства. В целях практической реализации указанных положений Правительство Москвы в лице руководства Строительного комплекса разработало совместно с Госстроем и ввело в действие рекомендации по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных .

Разумеется, ввиду большого объема уже построенных сооружений метрополитена, выполненных проектно-изыскательских работ и строительных заделов применить указанные рекомендации в полном объеме на данном этапе не представляется возможным. Тем более что Градостроительным кодексом РФ метрополитены не отнесены к уникальным сооружениям, хотя отвечают такому критерию, как заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров. Однако невозможность использования указанного документа по отношению к метрополитенам в полном объеме не препятствует применению его положений (как аналога) в части, касающейся формулирования задач научно-технического сопровождения при проектировании и строительстве сооружений метрополитена.


Структура научно-технического сопровождения метростроения

Эти задачи сформулированы в Решении по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства объектов московского метрополитена, принятом АО «Мосинжпроект» и Тоннельной ассоциацией России, согласованном Московским метрополитеном и утвержденном Департаментом строительства Москвы . Головной организацией по научно-техническому сопровождению определена Тоннельная ассоциация России.
Исходя из необходимости обеспечения единой научно-технической политики при создании метрополитенов, предлагается рассматривать научно-техническое сопровождение как комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера. Такие работы должны выполняться в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов метрополитена для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) сооружений метрополитена, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций.
Целью научно-технического сопровождения проектирования и строительства (НТСС) является обеспечение:
. безопасности людей, объектов строительства, а также зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния строительства (на основе научного прогноза и анализа данных мониторинга объектов, осуществляемого специализированными организациями);
. качества и экономичности выполняемых работ, надежности объектов строительства, с учетом их уникальности и ответственности.
Структуру научно-технического сопровождения метростроения можно представить в виде укрупненной схемы взаимодействия организаций, участвующих в проектировании и строительстве метрополитена (см. схему).

4. ЗАДАЧИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЕТРОСТРОЕНИЯ

В ходе выполнения научно-технического сопровождения проектирования и строительства метрополитена должны решаться задачи:

Участия в предварительной проработке концепции планируемого к сооружению объекта метрополитена, в подготовке задания на проектирование;

Участия в принятии оптимальных проектных решений по техническим и технологическим вопросам, возникающим в процессе проектирования и строительства;

Участия в составлении перечня и подготовке на стадии строительства технических заданий на разработку ППР, технологических карт, регламентов, ТУ и др.;

Составления программы работ по проведению НТСС и технических заданий на различные виды мониторингов;

Экспертного анализа проектной документации в целях совершенствования объемно-планировочных и конструктивных решений, уточнения перечня особо ответственных узлов и элементов для проведения мониторинга (совместно со специализированными организациями и проектировщиком);

Анализа выполненных расчетов по проектируемому объекту строительства;

Анализа и обобщения данных всех видов мониторинга, полученных от специализированных организаций;

Оценки пригодности конструкций, выполненных с отклонениями от проекта, в том числе обоснованной соответствующими расчетами и дополнениями к проектной документации (совместно с проектировщиком);

Разработки специальных технических условий и дополнительных технических рекомендаций, не входящих в действующие нормативно-технические документы;

Разработки рекомендаций и предложений по совершенствованию технологий строительно-монтажных работ и применению новых эффективных материалов на основе передовых достижений науки, техники, зарубежного и отечественного опыта;

В Решении по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства объектов московского метрополитена не затронуты задачи мониторинга, в том числе мониторинга несущих конструкций, геотехнического мониторинга, мониторинга зданий и сооружений окружающей застройки и т.д. Безусловно, эти работы проводятся при строительстве, но они, так же, как и НИОКР, единообразно не структурированы, не подвергаются комплексному анализу и координации, не обеспечены сметно-финансовым механизмом и не защищены от действий отдельных должностных лиц, желающих сэкономить.

Научно-техническое сопровождение и мониторинг строительства тесно связаны и должны развиваться совместно. Необходимо, чтобы специалисты, практикующие в этой области, вносили свои предложения по совершенствованию и оптимизации мониторинга и НТСС в свете изложенного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мельников Н.Н., Епимахов Ю.А., Абрамов Н.Н., Кабеев Е.В. Сотрудничество науки и производства — залог эффективного и безопасного строительства подземных сооружений // Метро и тоннели. — 2013. — № 6. — С. 10-13.
2. Меркин В.Е., Зерцалов М.Г., Конюхов Д.С. Управление геотехническими рисками в подземном строительстве// Метро и тоннели. — 2013. — № 6. — С. 36-39.
3. Яцков Б.И., Синицкий Г.М., Кутузов Б.Н., Максимова В.Н., Меркин В.Е., Федунец Б.И. Лефортовские тоннели. Как строить: открытым или закрытым способом? // Метро и тоннели. — 2001. — № 4. — С. 6-8.
4. Гарбер В.А. Как оптимизировать процесс проектирования новых линий метрополитенов // Метро и тоннели. — 2013. — № 4. — С. 23-29.
5. Безродный К.П. Роль науки в технологических и конструктивных решениях Ленметрогипротранса // Метро и тоннели. — 2006. — № 6. — С. 15-16.
6. МРДС 02-08 Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных. — М: Правительство Москвы; Госстрой, 2008.
7. Градостроительный кодекс РФ (редакция, действующая с 22.01.2015 г.).
8. Решение по вопросу научно-технического сопровождения проектирования и строительства объектов Московского метрополитена. — М., 2015.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!