Полный разбор: за что и почему арестован Серебреников. Что стоит за арестом Кирилла Серебренникова? «Дело Серебренникова» говорит о реальном состоянии «духовных скреп»: мнение

7 ноября на едва начавшемся процессе по делу «Седьмой студии» неожиданно состоялся допрос основного фигуранта Кирилла Серебренникова. Он рассказал суду, что не мог организовывать хищение бюджетных средств, выделенных на проект «Платформа», поскольку не занимался финансовыми вопросами, создать «Седьмую студию» ему посоветовали в Министерстве культуры, а бухгалтер Нина Масляева, на показаниях которой во многом строится обвинение, сама в их организации не прошла внутреннего аудита.


Изначально предполагалось, что в первый день слушаний по существу уголовного дела «Седьмой студии» в Мещанском суде Москвы будет зачитано обвинительное заключение, после чего допросят одного из свидетелей обвинения. Однако заседание прошло по другому сценарию. Впрочем, началось заседание со стандартных процедур - установления личностей подсудимых режиссера Кирилла Серебренникова, бывшего худрука АНО «Седьмая студия», ныне «Гоголь-центра», директора ярославского Театра им. Федора Волкова Юрия Итина (в АНО он работал гендиректором), экс-генпродюсера студии Алексея Малобродского и экс-руководителя департамента Минкульта, ныне руководителя РАМТ Софьи Апфельбаум. Кроме того, суд проверил, все ли адвокаты на месте. Напомним, предыдущее заседание было перенесено из-за болезни адвоката Ксении Карпинской.

После этого произошло небольшое недоразумение, вызвавшее оживление в зале. Представитель Минульта Никита Слепченков, утвердительно отвечая на вопрос судьи, поддерживает ли он иск министерства к обвиняемым в размере 133,2 млн руб., упорно называл последних потерпевшими. Что вызвало недоумение у председательствующей Ирины Аккуратовой. Подсудимые иск не признали, а Кирилл Серебренников добавил, что он «не крал и не воровал» и ничего, кроме театральной труппы, не организовывал (напомним, Следственный комитет России (СКР) считает его организатором хищений).

После этого прокурор Олег Лавров зачитал обвинительное заключение. Согласно версии следствия, в 2011 году была создана «устойчивая сплоченная преступная группа», в которую помимо подсудимых вошли также бухгалтер Нина Масляева (заключила досудебное соглашение о сотрудничестве, ее дело выделено в отдельное производство) и продюсер Екатерина Воронова (в розыске). Фигуранты, говорится в деле, похищали бюджетные средства под видом реализации инновационной культурной программы «Платформа», а инструментом для совершения преступлений стала созданная в том же году господином Серебренниковым АНО «Седьмая студия». Все началось с того, считают в СКР, что в Минкульте был подготовлен конкурс на реализацию программы с условиями, соответствующими возможностям «Седьмой студии». АНО стала его единственным участником, и тендер был объявлен недействительным, после чего «Седьмая студия» получила контракт. Первый транш на проект составил 10 млн руб., которые затем, по данным СКР, были перечислены подконтрольному ИП Синельникову. Затем средства перечислялись, по версии следствия, ООО «Маркет групп», ООО «Премиум», ИП Артемовой, ООО «Актив», ООО «Нескучный сад» и др. Хищения по такой схеме, считает СКР, совершались до июля 2014 года. При этом, говорится в деле, Кирилл Серебренников осуществлял общее руководство преступной группой, взял на себя контакты с Минкультом, которое выделяло средства на проект, Юрий Итин занимался хозяйственными вопросами, Алексей Малобродский и Нина Масляева выводили деньги на подконтрольные фирмы, обналичивали и распределяли их, а Софья Апфельбаум заверяла сметы «Седьмой студии» без их надлежащей проверки. В общей сложности, по подсчетам СКР, было похищено свыше 133 млн руб.

После выступления прокурора, занявшего более двух часов, судья спросила подсудимых, понятно ли им обвинение и признают ли они вину. Один Юрий Итин сказал, что ему понятно, в чем его обвиняют, но вины, правда, не признал. Остальные фигуранты заявили, что суть обвинения им так и осталась неясна. Господин Серебренников, например, сказал: «Слова понятны, язык русский, но смысл понять не могу». «И даже бедный Олег,- добавил режиссер, указав на прокурора,- тоже, по-моему, не понимает». Господин Серебренников также попросил Минкульт «не тушеваться и разъяснить, в чем мы обманули государство».

Судья предоставила 10 минут для консультаций подсудимых с адвокатами по поводу предъявленных обвинений, но позиции фигурантов это не изменило. Госпожа Апфельбаум лишь напомнила, что Счетная палата не раз проверяла реализацию проекта «Платформа» и замечаний не высказывала.

После этого при обсуждении процедурных вопросов господа Серебренников, Малобродский и госпожа Апфельбаум неожиданно заявили, что желают дать показания немедленно, чем заметно удивили судью: как правило, до допросов обвиняемых дело доходит лишь после того, как выступят свидетели обвинения и защиты. Однако судья согласилась.

Допросить за оставшиеся два часа заседания удалось лишь Кирилла Серебренникова, да и то не полностью. Отвечая на вопросы своего адвоката и время от времени делая вольные отступления, режиссер рассказал, что проект «Платформа» был разработан им в 2010–2011 годах. «Было горько за родину, не было развито такое направление - мультижанровость, искусство на стыке искусств. Я хотел соединить театр, танец, музыку и медиа»,- пояснил обвиняемый. «Когда меня в 2011 году позвали на встречу с президентом (Дмитрием Медведевым.- “Ъ” ), я передал ему листики с предложением,- сообщил господин Серебренников.- После чего фельдъегерской почтой мне был доставлен ответ, что проект одобрен. Был предложен срок в три года как минимальный. И небольшой бюджет - не самого лучшего и богатого театра».

Господин Серебренников подчеркнул, что создание «Седьмой студии» было предложено в Минкульте для удобства финансирования проекта, правда, кем конкретно был дан этот совет, вспомнить не мог:

«Дяденькой в сером костюме из экономического отдела». По словам режиссера, он привлек к созданию АНО Юрия Итина, а тот - Алексея Малобродского. При этом использовались типовые документы. Сам же худрук, по его словам, подписывал с Минкультом лишь рамочные соглашения, не особо вникая в их суть и не касаясь финансовых проводок: «Я ни черта в них не понимаю». Господин Серебренников отметил, что все руководители в АНО получали зарплату в 100 тыс. руб. Что касается покупки им квартиры в Берлине (следствие считает, что она была приобретена на украденные средства), то, по словам господина Серебренникова, этим жильем он обзавелся до запуска «Платформы», на деньги, лежавшие на его банковском счету.

Отдельно Кирилл Серебренников остановился на личности Нины Масляевой. Он сообщил, что не знал при приеме бухгалтера на работу, что у нее имелась судимость, однако господин Итин рекомендовал ее как опытного специалиста-бухгалтера. Впрочем, отметил режиссер, когда в АНО провели внутренний аудит, госпожа Масляева скрылась и ее еле нашли. «Когда ей сообщили результаты аудита, она была недовольна,- сказал господин Серебренников.- И лишь во время следствия я выяснил, что Масляева получала больше меня».

Наконец, господин Серебренников вспомнил, что на первый спектакль в рамках проекта он выделил из личных средств полтора миллиона рублей, и такую же сумму дал Юрий Итин. «Деньги мне потом вернули наличными»,- сказал обвиняемый.

Допрос господина Серебренникова продолжится в четверг.

Владислав Трифонов

Басманный суд Москвы отправил под домашний арест Кирилла Серебренникова, которому вчера было предъявлено обвинение в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, режиссер организовал хищение 68 миллионов рублей, выделенных его компании "Седьмая студия" на проект "Платформа". В СК указывают, что деньги обналичили через фирмы-однодневки. Юрист Илья Ремесло разбирался в этом деле. Он объясняет, в чем суть претензий следствия и оправданы ли меры в отношении Серебренникова.

Для начала напомню обстоятельства дела режиссера, а также поделюсь некоторыми деталями.

О самом деле впервые стало известно 22 мая, когда у Серебренникова был проведен обыск. Но, как следует из постановления о производстве обыска, дело было заведено еще в 2015 году:

Как указывает следствие, 1 февраля 2014 года АНО "Седьмая студия", руководителем которой был Серебренников, заключила с Министерством культуры соглашение о выделении субсидий на поддержку развития и популяризации современного искусства в размере 66 500 000 рублей.

По версии следствия, получив эти средства, руководство "Седьмой студии" решило их похитить, заключив договора с неким ООО "Инфостиль" на пошив одежды и на услуги по техническому обеспечению концертов. Впоследствии эти документы были представлены в Министерство культуры как отчетные.

Следственный комитет России задержал столичного режиссера и художественного руководителя московского театра «Гоголь-Центр» Кирилла Серебренникова по подозрению в организации мошенничества в особо крупном размере.

Позиция следствия

«Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России по подозрению в организации хищения не менее 68 миллионов рублей, выделенных в 2011–14 годах на реализацию проекта «Платформа», задержан художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников», - говорится в официальном сообщении Следственного комитета, которое озвучила пресс-секретарь СКР Светлана Петренко .

Согласно версии следствия, преступные действия Серебренникова осуществлялись им в сговоре с другими должностными лицами - экс-директором «Гоголь-центра» Алексеем Малобородским , а также руководителями специально созданной для данных целей некоммерческой организации «Седьмая Студия»: генеральным директором Юрием Итиным и бухгалтером Ниной Масляевой .

Данная версия следствия базируется на показаниях самой Масляевой, которая была арестована еще в мае 2017 года, когда в «Гоголь-центре» и дома у Серебренникова прошли обыски по делу о хищении госсредств.

Весной худрук «Гоголь-центра» и, одновременно, учредитель «Седьмой студии» проходил по делу как свидетель, однако уже тогда СКР заподозрил Серебренникова в организации преступной группы с целью расхищения денег, выделенных Министерством культуры РФ на поддержку театра.

Впоследствии Масляева дала признательные показания, которые были озвучены судьей на заседании в Мосгорсуде, где рассматривалась жалоба на продление ареста Малобродскому, взятого одновременно с Масляевой. Согласно этому заявлению, Масляева прямо обвинила худрука в организации преступной группы:

«Кирилл Серебренников разработал план для хищения средств, выделенных на проект «Платформа». Серебренников и Малобродский обналичивали средства с моей помощью», - утверждает она.

По версии следствия, Минкульт выделил «Седьмой студии» 68 миллионов рублей для организации театральных постановок, в том числе - спектакля «Сон в летнюю ночь». Однако Итин, Малобродский и Масляева по сговору с Серебренниковым решили похитить часть этих денег, что было скрыто подложными финансовыми документами по фиктивным расходам на организацию спектакля.

В действительности, как считает следствие, такого рода затрат «Седьмой студией» понесено не было, что и привело к хищению более двух миллионов рублей.

Оправдания Серебренникова и возможный приговор

Кирилл Серебренников возглавлял творческую работу «Гоголь-центра» с 2012 года. Официально он не являлся директором театра, как не является и сейчас, однако именно под его имя Министерство культуры осуществляло адресную поддержку «Гоголь-центра» в рамках системы государственных грантов на развитие культуры.

За время пребывания нынешнего фигуранта уголовного дела на посту худрука театра «Гоголь-центр» и лично Серебренников неоднократно удостаивались высоких российских и международных наград. Последней из них, «Европа - новая театральная реальность», режиссер удостоился уже в этом году и должен был получить в руки в декабре 2017 года в Риме.

Однако, судя по всему, теперь это стало невозможным - у СКР появились прямые доказательства вины Серебренникова.

Согласно заявлениям самого худрука, попытка обвинить его в нецелевом использовании бюджетных денег, а тем более - в мошенничестве и создании преступной группы, «абсурдна и шизофренична». По его словам, спектакль «Сон в летнюю ночь» был сыгран в рамках проекта «Платформа» более 15 раз и все расходы на его проведения были реальными.

С другой стороны, нынешнее руководство «Гоголь-центра» подчеркнуто не дает никаких комментариев по ходу ведения дела «Седьмой студии», предпочитая опираться на выводы следствия, нежели на прошлые или нынешние заслуги и регалии своего художественного руководителя.

Басманный суд Москвы отправил под домашний арест Кирилла Серебренникова, которому вчера было предъявлено обвинение в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, режиссер организовал хищение 68 миллионов рублей, выделенных его компании "Седьмая студия" на проект "Платформа". В СК указывают, что деньги обналичили через фирмы-однодневки.

Юрист Илья Ремесло разбирался в этом деле. Он объясняет, в чем суть претензий следствия и оправданы ли меры в отношении Серебренникова. Для начала напомню обстоятельства дела режиссера, а также поделюсь некоторыми деталями.(Ruposters.ru) О самом деле впервые стало известно 22 мая, когда у Серебренникова был проведен обыск. Но, как следует из постановления о производстве обыска, дело было заведено еще в 2015 году:

Как указывает следствие, 1 февраля 2014 года АНО "Седьмая студия", руководителем которой был Серебренников, заключила с Министерством культуры соглашение о выделении субсидий на поддержку развития и популяризации современного искусства в размере 66 500 000 рублей. По версии следствия, получив эти средства, руководство "Седьмой студии" решило их похитить, заключив договора с неким ООО "Инфостиль" на пошив одежды и на услуги по техническому обеспечению концертов. Впоследствии эти документы были представлены в Министерство культуры как отчетные.


Версию следствия подтвердили и свидетели, давшие показания против Серебренникова. Причем выяснилось, что дали они их только после того, как Серебренников дал показания на них самих. Говорить в этой ситуации о давлении со стороны следствия на свидетелей несколько странно. Фирмы-однодневки, фиктивные директора и госконтракты Я решил проверить контрагента "Седьмой студии" по различным базам данных. В результате выяснились крайне интересные обстоятельства.

Во-первых, ООО "Инфостиль" никогда не занималось концертной деятельностью, его видами деятельности это не предусмотрено. Во-вторых, в 2014 году ООО "Инфостиль" было ликвидировано.

В-третьих, генеральный директор ООО "Инфостиль" Овчинников является директором множества ликвидированных предприятий. Все они расположены по адресам массовой регистрации. Проверка налоговой инспекции показала, что на самом деле юридических лиц, возглавляемых Овчинниковым, по указанным адресам нет. Также недостоверными оказались и внесенные в ЕГРЮЛ сведения о директорстве Овчинникова.


Говоря проще, ООО "Инфостиль" по всем признакам - обычная прокладка с подставным генеральным директором, созданная для выведения "черного" нала.

Если мы посмотрим отчетность по юридическому лицу, к которому присоединили ликвидированное ООО "Инфостиль", то есть ООО "Делькон" (оно, по странному совпадению, было также ликвидировано), мы увидим все те же признаки отмывочной конторы (о чем нам сообщает не Следственный Комитет, а беспристрастная база данных Контур-Фокус):

Наконец, если мы посмотрим финансовую отчетность самой АНО "Седьмая студия", то обнаружим там одну пустоту. Если верить отчетам, никаких финансовых поступлений и операций за 2014-2015 годы просто не производилось.


Обращают на себя внимание различные госзакупки с участием театра им. Гоголя и "Седьмой студии", которые проводились без конкурсных процедур, у единственного участника:


Все бы ничего, но оба этих юрлица так или иначе контролируются Серебренниковым. Очень удобно – получать деньги от государства, а затем без конкурса перекладывать их из своего правого кармана в левый.
Всего за три года театр распределил денег по госзакупкам на 700 миллионов рублей.


Видимо, именно так государство притесняло право на свободу творчества.

Своим – все, врагам – закон

Из представленных доказательств очевидно, что вопросы у следствия к Серебренникову возникли не на ровном месте и не имеют никакого отношения к политике и притеснению свободы творчества.

Однако дело Серебренникова с легкой руки его защитников стали называть политическим. Ранее эти же люди с правильными лицами яростно помогали другому режиссеру – Олегу Сенцову, который в итоге получил 20 лет лишения свободы за терроризм.

Аргументы и тогда, и сейчас практически не отличаются: он режиссер, наш человек, поэтому его надо отпустить, а юридически значимые обстоятельства игнорируются.

Либеральная общественность работает строго по формуле "Своим – все, врагам – закон". Судьба же самого подзащитного - дело десятое, главное, чтобы был повод для протестов против "кровавого режима".

Политизация дела Серебренникова в конечном счете работает против него самого, так как фанатичная и необъективная защита со стороны либеральной интеллигенции рождает ответную реакцию со стороны людей, не понимающих, почему некоторые равнее других.
И здесь важно сохранять разумный, правовой подход к делу, избегая как требований массовых расстрелов, так и давления на следствие и суд.

Парадоксально, но некоторым защитникам Серебренникова выгодно, чтобы он получил строгую меру пресечения, чтобы и дальше раскручивать тезис о притеснениях.

Вопреки ожиданиям, следствие заявило требование о домашнем аресте, что вполне укладывается в современную практику гуманизации мер пресечения. Учитывая имеющиеся у следствия доказательства, домашний арест - вполне гуманная и объективная мера пресечения по делу Серебренникова.

Эксперты и адвокаты, которых никак не заподозрить в симпатиях к следствию, признают , что процессуальные основания для задержания Серебренникова, безусловно, были.

С учетом всего изложенного следует признать, что дело Серебренникова – вполне себе обычный случай из уголовной практики, который следует рассматривать исключительно с точки зрения формальных доказательств.

Взволнованной общественности остается лишь посоветовать умерить свой пыл и задуматься: защищала ли она кого-либо не по признаку принадлежности к своему кругу и убеждениям?

Ведь в России есть реальные жертвы ошибок правоохранительной и судебной системы, которые получают сроки за незначительные преступления. Но они, в отличие от Серебренникова, мало кого интересуют, ведь некоторые равнее других.

МОСКВА, 23 авг — РИА Новости. Басманный суд Москвы поместил режиссера Кирилла Серебренникова под домашний арест до 19 октября по делу о мошенничестве, передает корреспондент РИА Новости из зала суда.

Защита предлагала отпустить режиссера под залог или поручительство. Художественного руководителя "Гоголь-центра" обвиняют в организации хищения не менее 68 миллионов рублей, выделенных на проект "Платформа". Сам Серебренников вину не признал.

"Особая роль" в мошенничестве

Суд согласился с аргументами следствия, которое утверждало, что режиссер может надавить на свидетелей и скрыться. Также суд изучил показания бухгалтера основанной Серебренниковым "Седьмой студии" Нины Масляевой. По словам судьи Елены Ланской, Масляева прямо указала на причастность режиссера к совершению преступления.

"На основании изученных доказательств ходатайство следствия подлежит удовлетворению", — заключила судья.

Следователь также отмечал, что Серебренников играл в мошенничестве "особую роль", а на допросе фактически отказался от дачи показаний.

"Продюсер Воронова, а она является доверенным лицом Серебренникова, уничтожила часть финансовой документации", — сказал он, обосновывая ходатайство о домашнем аресте режиссера.

По данным следствия, Серебренников уже пытался скрыться — нарушил обязательство о явке и уехал в командировку в Санкт-Петербург, купил квартиру за рубежом, при том что имеет вид на жительство в одном из зарубежных государств.

При этом суд разрешил режиссеру посещать театр с разрешения следователя. Отбывать домашний арест Серебренников будет в своей квартире на улице Пречистенке. Туда его доставил сотрудник ФСИН, который надел на режиссера электронный браслет, призванный контролировать его передвижения.

Во время домашнего ареста Серебренникову запрещено общаться с кем-либо, кроме близких родственников, адвоката, следователя и сотрудников ФСИН. Также ему запрещено пользоваться почтой, интернетом, а телефон он сможет использовать только для вызова экстренных служб.

Защита заявила, что обжалует решение суда.

"Абсурдные" обвинения

Режиссер, в свою очередь, назвал обвинения "абсурдными и невозможными" и просил не помещать его под домашний арест.

"Я много лет работаю в России, я в настоящее время нахожусь в состоянии кинопроизводства, мне надо доснимать фильм. У меня планируется спектакль. Мне нет смысла убегать, я хочу работать. Я с мая всегда посещал следователя и никуда не скрывался", — заявил Серебренников.

Он подчеркнул, что активно сотрудничал со следствием и всегда говорил ему всю правду.

Серебренников напомнил, что у него отобрали "все паспорта", поэтому он никуда не сможет убежать. По его словам, когда он еще имел статус свидетеля, попросил следствие вернуть ему загранпаспорт, чтобы ставить оперу за рубежом, но получил отказ.

"Я скромный человек, я живу достаточно скромно, у меня есть дело, которому я посвящаю свою жизнь, и больше у меня ничего нет. Ничего мы не воровали. Я честный человек. Я хочу, чтобы Россия из провинциальной стала великой культурной державой", — отметил худрук "Гоголь-центра", попросив позволить ему продолжать работу.

Как заявил адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов, режиссер будет готов дать показания после того, как поймет, что ему вменяет следствие.

Защита просила суд отпустить задержанного под залог в 68 миллионов рублей и разрешить Серебренникову посещать театр и киносъемки, если будет принято решение о его домашнем аресте. Сестра бизнесмена Михаила Прохорова Ирина выразила готовность внести залог, назвав Серебренникова "великим человеком".

Суть дела

В 2011 году Серебренников разработал проект "Платформа" для популяризации и развития современного искусства. Для этого он создал независимую организацию "Седьмая студия", в которой работали знакомые режиссера. За 2011-2014 годы Минкульт выделил на поддержку проекта более 214 миллионов рублей.

Как полагает следствие, по указанию Серебренникова сотрудники "Седьмой студии" разрабатывали планы мероприятий в рамках "Платформы" с "заведомо завышенными сведениями об их количестве и стоимости". Затем они представляли эти планы в Минкультуры для обоснования бюджетного финансирования.

Также, по версии следствия, они заключали фиктивные договоры с подконтрольными юридическими лицами на оказание услуг в рамках проекта. Получаемые же от Минкульта деньги выводились на расчетные счета этих контрагентов, обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками.

Сейчас под арестом находятся экс-директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский, бывшая бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева, а ее экс-гендиректор Юрий Итин — под домашним арестом.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!