От луки 20 толкование. Библия онлайн

1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,

2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:

4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

7 И отвечали: не знаем откуда.

8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком‑либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

32 после всех умерла и жена;

33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,

42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:

46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,

47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

2. ИИСУС УЧИТ В ХРАМЕ (19:47 - 21:38)

Две части этого раздела - диспут Иисуса с первосвященниками, книжниками и старейшинами (20:1 - 21:4) и Его наставления ученикам (21:5-36) - заключены как бы в рамку, образованную вступлением (19:47-48) и заключением (21:37-38). Как из вступления, так и из заключения следует, что народ слушал Его охотно, не переставая удивляться Его учению, тогда как духовные вожди Израиля думали лишь о том, как бы погубить Его (19:47).

а. "Народ неотступно слушая Его" (19:47-48)

Лук. 19:47-48 . И учил каждый день в храме, и множество людей внимало Ему (весь народ неотступно слушал Его). Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, но боялись народа (20:19; Деян. 5:26).

б. Диспут в храме (20:1 - 21:4) (Матф. 21:23 - 23:37; Мар. 11:27 - 12:44)

Реакция духовных вождей на очищение храма Христом была, как и следовало ожидать, негодующей; обстановка обострилась. Ведь Он нарушил обычное течение дел в храме, и вот они стали спрашивать у Него, имеет ли Он власть (в значении "права") так поступать.

Лук. 20:1-8 . (Матф. 21:23-27; Мар. 11:27-33). Первосвященники были в храме официальными лицами, книжники представляли как партию фарисеев, так и партию саддукеев, а под старейшинами могли пониматься "миряне", имевшие, однако, политический вес. И вот представители всех этих групп "приступили" к Нему с двумя вопросами: какою властью Ты это делаешь? и кто дал Тебе власть сию? (Лук. 20:2). Первый вопрос можно было бы прочитать как Кто Ты такой? Пророк, священник или царь? По какому праву Ты это делаешь? (подразумевалось очищение храма). Задавая второй вопрос, они хотели узнать, кто стоит за Его спиною. Действовал ли Иисус по собственной инициативе или выполнял чье-то поручение?

Иисус ответил им контрвопросом относительно крещения Иоаннова: по человеческому ли внушению действовал Креститель, или им руководили с небес? Противники Христа не одобряли в свое время и деятельности Иоанна - ведь он обличал их и, в какой-то мере, подорвал основы их религиозной системы (Матф. 3:7-10).

Но поскольку народ высоко чтил Крестителя как пророка, они побоялись публично подвергать сомнению его авторитет и уклонились от ответа на вопрос Иисуса (Лук. 20:7 сравните с 19:48). Тогда и Он отказался ответить им, какою властью действовал, очищая храм. Однако и в самом тоне Его отказа звучал явный намек: Свою работу Я исполняю тою же властью, какою крестил Иоанн, - властью Отца Небесного.

Лук. 20:9-19 . (Матф. 21:33-46; Мар. 12:1-12). В притче, которую рассказывает вслед за тем, Иисус раскрывает характер своей власти. Образ виноградника был хорошо знаком израильтянам. К нему прибегал, в частности, Исаия, обращаясь к народу (Ис. 5:1-7), так что символика притчи была понятна слушателям Христа. Хозяин виноградника одного за другим посылал трех своих рабов, чтобы принесли ему плодов из виноградника (Лук. 20:10-12). Однако виноградари избивали посланных и отправляли их ни с чем.

И тогда хозяин послал к ним своего сына, но они убили его, рассудив между собою: это наследник, если мы убьем его, то наследство будет наше (стихи 13-15). Притчу Иисус завершает вопросом, на который Сам же и отвечает: что же сделает с ними господин виноградника? - Придет и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим (стих 16).

Тут кульминационный момент в учении Христа о том, что многие язычники и презираемые обществом войдут в Царствие Божие, тогда как многие иудеи не войдут в него. Слушатели откликнулись на это эмоциональным да не будет! (греческое слово "ме геноито", к которому неоднократно прибегал Павел в Послании к Римлянам). Намек Христа был достаточно прозрачным: система иудаизма отстраняется, потому что духовные вожди Израиля отвергли Его. И Лука как бы подчеркивает всю серьезность ситуации словами взглянув на них (стих 17).

Мы видим Иисуса, взглянувшего в глаза слушателям, и слышим, как Он пророчески цитирует из Пс. 117:22; в этом стихе - образ как будто ничего не значащей вещи (камня, показавшегося строителям негодным), которая на деле все превосходит в своем значении (камень этот сделался краеугольным). Этим Иисус говорил, что вот, Его, значительнее Которого никогда не было в еврейском народе, отвергли, но в конечном счете Он займет свое наивысшее место. И Он же станет орудием суда над Израилем (Лук. 20:18). Суровость Его слов не могла не поразить слушателей. Но ответом на них первосвященников и книжников было лишь вновь вспыхнувшее желание убить Его, ибо поняли, что притча была направлена против них, но побоялись народа (сравните 19:47; 22:2).

Лук. 20:20-26 . И все-таки своих попыток избавиться от Него духовные вожди не оставили. Они продолжали внимательно следить за Ним, надеясь, что какая-то мысль или деталь в Его учении вызовет у народа чувство протеста, и это позволит им обвинить Его, на основании Моисеева или римского закона, открыто. С этим они и подослали лукавых людей, которые задали Ему вопрос о налогах: Позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Вопрос этот касался не только денег и имел как политическое, так и религиозное значение.

И любой ответ на него мог стать для Иисуса роковым. Если бы Он ответил, что да, платить подать кесарю Тиберию (14-37 гг. по Р. Х.), чужеземному правителю-язычнику, следует, то вызвал бы негодование у иудеев, настроенных патриотически, - таких, как зилоты, мечтавшие об отделении страны от Римской империи. Но ответь Он, что подати кесарю платить не следует (на что могли надеяться духовные вожди - в свете Его учения о Царстве), и речи Его были бы расценены как мятежные римлянами, каковым и могли бы тогда предать Его для расправы Его враги.

Ответ Христа прозвучал для них неожиданно, ибо Он сказал "да, платите", но при этом указал им на изображение и соответствующую надпись на римском динарии: Итак отдавайте кесарево кесарю. Но, воспользовавшись случаем, Он сказал им нечто более важное: а Божие отдавайте Богу, т. е. отдавайте Ему самих себя, ибо как монета носит на себе "образ" кесаря, так и человек - образ Бога.

Этот мудрый ответ заставил замолчать подосланных к Нему (20:26). Интересно отметить, что позже религиозные вожди все равно обвинили Его в том, будто Он учил народ не платить подать кесарю (23:2).

Лук. 20:27-40 . Саддукеи не верили ни во что сверхъестественное, включая и воскресение мертвых (стих 27 сравните с Деян. 23:8). И вопрос свой они задали не для того, чтобы прояснить или уточнить то, что их интересовало, а с целью поставить Иисуса в неловкое положение; "случай", который они изложили, был столь же маловероятен, сколь и надуман. Одна женщина будто бы поочередно выходила замуж за семерых братьев после того, как ее предыдущий муж умирал, не оставив ей детей.

Этот гипотетический казус "построен" был на древней иудейской традиции левирата, согласно которой брат умершего должен был взять себе в жены его бездетную вдову, чтобы восставить потомство брату своему (Втор. 25:5-10). Рассказав эту "историю", саддукеи спросили: Итак, в воскресении, которого из них будет она женою?

Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, ответил им Христос (20:34), тем подчеркнув принципиальное различие между "веком сим" и "тем веком". Ибо воскресшие будут равны (в англ. тексте - "подобны") Ангелам и будучи сынами воскресения станут сынами Божиими. Что воскресшие станут Ангелами, Иисус не сказал; Он, видимо, подразумевал, что они, подобно Ангелам, будут бессмертны. А, значит, для них отпадет нужда в воспроизводстве "рода" и вместе с этим - в брачных отношениях.

Вместе с тем Иисус заявил саддукеям о несомненности воскресения из мертвых (стихи 37-38). Он сослался при этом на слова, сказанные Моисею Господом из горящего куста (при купине), что Он - Бог Авраама и… Исаака и… Иакова (Исх. 3:6). О Моисее в этой связи Христос заговорил потому, что саддукеи утверждали, будто Моисей никогда не учил о воскресении.

Но ведь одно то, что Господь открыл ему Себя как Бога патриархов, должно было показать саддукеям, что патриархи остаются живыми, ведь Бог… не есть Бог мертвых, по живых… Истина эта, конечно же, оставалась истиной и в дни Христа - столетия спустя после земной смерти последнего из патриархов. У Бога все живы - в ожидании будущего воскресения.

Между саддукеями и книжниками не прекращались трения из-за различия в убеждениях. Поэтому некоторые из них одобрили ответ Христа, показавшего несостоятельность воззрений саддукеев (Лук. 20:39). Те же, получив такой ответ, уже не смели спрашивать Его ни о чем.

Лук. 20:41-44 . И тогда Иисус Сам "пошел в наступление"; окружавшим Его людям Он задал вопрос о природе Мессии: Как говорят, что Христос есть сын Давидов? Иисус сослался далее на Пс. 109:1, в котором Давид называет Мессию Господом своим и говорит, что Он был вознесен Иеговой по правую руку Его - в знак Своего выдающегося положения. Два вывода следуют из этих слов Иисуса.

Во-первых, "сын Давидов" - это одновременно и Господь Давида (Лук. 20:44) по силе воскресения. (в книге Деяний Апостолов - 2:34-35 - апостол Петр цитирует тот же самый стих из 109 псалма, проводя в контексте стихов 31-35 именно эту мысль - о связи между воскресением Иисуса и Его совершенно особым положением перед Богом.)

Во-вторых, Давид должен был сознавать, что Сын, Которому предстояло стать Мессией, - Божественного происхождения; поэтому Давид и называет Его Господом своим.

Лук. 20:45-47 . В какой-то момент, когда Его слушали многие (весь народ; стих 45), Иисус указал на расхождение между тем, чему учили книжники, и тем, как жили они сами. Жадность и гордыня управляли ими. Им хотелось производить впечатление и привлекать внимание. Отсюда их длинные одежды и желание, чтобы в многолюдных местах их громко и почтительно приветствовали.

Они всюду жаждали быть первыми (занимать почетные места как в синагогах, так и на пиршествах). Любовь к деньгам снедала их, и они не стеснялись отбирать их даже у бедных (вдов, к примеру). Их долгие высокопарные молитвы были лицемерными. И за все это они примут тем большее осуждение. В частности, и потому, что на тех, кто больше знает, лежит и большая ответственность (Иак. 3:1).

20:2 кто дал Тебе власть сию? Т.е. право изгонять торгующих из храма. Впервые вопрос о власти (силе) Иисуса возник в связи с изгнанием бесов (см. 11,18; Мф. 9,34). В данной ситуации этот вопрос как бы проводит параллель между рукотворным храмом Божиим и человеком - Его нерукотворенным храмом. Иисус очищает оба жилища Божий. Отождествление человека с храмом усилено словами Иисуса о разрушении и созидании храма (см. Мк. 14,58).

20:4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Иисус не уклоняется от заданного Ему вопроса (ст. 3), но хочет, чтобы спрашивающие сами ответили на него. Суть ответа зависела от того, что они скажут об Иоанне, который исповедовал Иисуса как Мессию.

20:5-6 Примечательно, что противники Иисуса задумываются не об истине, а о том, какие последствия может иметь тот или иной их ответ.

20:9-12 Злые виноградари, избивавшие и прогонявшие рабов, которых хозяин посылал к ним за причитавшейся ему платой, символизируют народ, упорно отвергавший посланников Божиих, которые являлись к нему с призывами к покаянию.

20:13 может быть... постыдятся. Т.е. покаются.

20:14 убьем его, и наследство его будет наше. Речь идет о стремлении незаконно присвоить обетования (наследство), принадлежащие Сыну и тем, кому Он захочет дать (см. Ин. 5,21; 6,27; 8,36).

20:17 камень, который отвергли строители... сделался главою угла. См. Пс. 117,22. В краеугольный камень храма, как свидетельствует предание, помещался свиток с Законом Божиим. Во-первых, чтобы сохранить и передать потомкам в случае, если в живых не останется никого, кто мог бы рассказать, и если все имеющиеся свитки будут уничтожены врагами Израиля. (Евреи довавилонского периода не допускали мысли, что храм также может быть разрушен.) Такой обычай оправдал себя. Предполагают, что "при исправлении и возобновлении дома" Господня во времена царя Иосии (2 Пар., гл. 34) именно в краеугольном камне (который вынули из стены, чтобы заменить новым) была найдена книга Закона. Во-вторых, краеугольный камень лежал в основании здания и служил опорой. А вместе с помещенным в него свитком Закона, краеугольный камень символизировал, что в основании храма (как и всей духовной жизни народа израильского) лежит Закон Божий.

В данном случае псалмопевец пророчески предвидел два выдающихся события: строители "отвергли" камень (извлекли из кладки с целью замены), а в нем оказалась книга Закона; иудейские вожди отвергли Иисуса - а оказалось, что "никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Ин. 14,6).

20:21 Ты правдиво говоришь... истинно пути Божию учишь. Сделанное привсенародно, такое заявление, невзирая на его подоплеку, практически исключало всякую возможность судилища над Иисусом и, тем более, обвинительный приговор.

20:22 позволительно ли..? Т.е. "Согласно ли закону Моисееву?" (с точки зрения римских законов, уплата подати была, безусловно, "позволительной"). Человек, задавший этот вопрос, был уверен, что, как бы Иисус ни ответил, Он ответом непременно восстановит против Себя либо римлян, либо евреев.

подать. Имеется в виду налог, который побежденные платили цезарю.

20:24 Покажите Мне динарий. Римскую серебряную монету.

чье на нем изображение и надпись? На римских монетах чеканились изображение и имя правящего императора.

20:27 некоторые из саддукеев. Саддукеи не верили ни во что сверхъестественное, включая и воскресение мертвых (ср. Деян. 23,8). См. ком. к Мк. 12,18.

20:37 Моисей показал. См. Исх. 3,6. Во времена, когда еще не существовало разделения Священного Писания на главы и стихи, ссылки на него обыкновенно привязывались тем или иным запоминающимся эпизодам. Иисус упомянул о Моисее, т.к. саддукеи утверждали, что Моисей никогда не учил о воскресении. Но уже одно то, что Господь открыл ему Себя как Бога патриархов, должно было показать саддукеям, что патриархи остаются живыми, ведь "Бог... не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (ст. 38).

20:41 как говорят, что Христос есть сын Давидов? Иисус ссылается на Пс. 109,1, в котором Давид называет Мессию Господом своим и говорит, что Он был вознесен Иеговой по правую руку Его - в знак Его выдающегося положения. Два вывода следуют из этих слов Иисуса. Во-первых, "сын Давидов" - это одновременно и Господь Давида (20,44). Во-вторых, Давид ясно говорит, что Сын, Которому предстояло стать Мессией, - Божественного происхождения; поэтому Давид и называет Его Господом своим.

В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами

И сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:

Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: «с небес», то скажет: «почему же вы не поверили ему?»

А если скажем: «от человеков», то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

И отвечали: не знаем откуда.

Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

В этой главе описан так называемый «день вопросов». В этот день представители иудейской власти пришли в храм и стали задавать Иисусу вопросы, чтобы поймать Его на слове и получить основание для обвинения, а Он, в Своей мудрости, отвечал им так, что они остолбенели и не могли произнести ни слова.

Первый вопрос задали первосвященники, книжники и старейшины. Под первосвященниками следует понимать группу людей, состоявшую из бывших первосвященников и членов их семей, из которой и выбирались первосвященники. Они представляли собой религиозную аристократию храма. Первосвященники, книжники и старейшины составляли синедрион — высший совет и правящий орган иудеев, и следовательно, можно считать, что вопросы были заданы самим синедрионом, с тем чтобы сформулировать обвинение против Иисуса.

И не удивительно, что они спросили Его, какой же властью делает Он все это! Въехать таким образом в Иерусалим и после этого строить все по-своему и очистить храм — ведь должен же Он был чем-то объяснить это, ведь дал же Ему кто-то власть на это! Для правоверных иудеев того времени сам факт, что Иисус так спокойно распоряжался в храме, уже был поразительным и удивительным. Ни один раввин никогда не выносил какого-либо решения, и даже не делал какого-либо официального заявления, не сославшись на чей-нибудь авторитет. Он бы начинал свой аргумент так: «Ибо сказано, что. . .» Либо же он говорил: «Равви такой-то и такой-то подтвердил, что. . .» Но никто никогда не претендовал на независимую власть, с которой Иисус распоряжался в храме. Поэтому они хотели, чтобы Иисус ясно и прямо сказал, что Он — Мессия и Сын Божий. Тогда у них было бы готовое обвинение в богохульстве и они могли бы арестовать Его на месте. Но Он не ответил так, потому что час Его еще не пришел.

Иногда ответ Иисуса характеризуется как умный полемический ответ, единственная цель которого состояла в том, чтобы получить тактическое преимущество. Но это далеко не так. Он задал им вопрос: «Крещение Иоанново (власть Иоаннова) с небес было или от человеков?» Дело в том, что ответив правильно на Его вопрос, они ответили бы на свой же вопрос. Всем было известно, как смотрел Иоанн Креститель на Иисуса, кем он считал Его, и что он сам считал себя лишь Предтечей идущего за ним Мессии. Если бы первосвященники и вся кампания согласилась с тем, что власть Иоанна была от неба, они тем самым, должны были согласиться с тем, что Иисус — Мессия, потому что так сказал Иоанн. Если бы они решились отрицать тот факт, народ восстал бы против них. Своим вопросом Иисус, собственно, спрашивал: «Скажите Мне, как вы думаете — от Кого Я получил эту власть?» Если бы они ответили на Его вопрос, Ему уже не пришлось бы отвечать на него.

Столкнувшись с правдой лицом к лицу, человек может попасть в мучительное и трудное положение; но если он откажется смотреть правде в глаза, то попадет в столь сложное положение, из которого он уже не сможет выпутаться. Посланники фарисеев отказались смотреть правде в глаза и им пришлось убраться ни с чем, потеряв доверие толпы.

Луки 20,9-18 Притча, являвшаяся осуждением

И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник, и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

И в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибивши его, отослали ни с чем.

Еще послал другого раба; но они и этого, прибивши и обругавши, отослали ни с чем.

И еще послал третьего; но они и того изранивши выгнали.

Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидевши его, постыдятся.

Но виноградари, увидевши его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

И выведши его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

Придет и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие, написанное: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»?

Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит.

Смысл притчи совершенно ясен. Под виноградником Иисус подразумевает Израиль (Ис. 5, 1-7). Под виноградарями — управителей Израиля. Под посланными рабами — пророков, которыми пренебрегли правители и которые были преследуемы и убиты. Сын господина — Иисус. А осуждение заключается в том, что место, отведенное Израилю, будет отдано другим.

Осуждение, изложенное в притче, вполне возможное и позже действительно осуществилось. Во время Иисуса Иудея переживала экономические трудности и народные мятежи. Многие землевладельцы действительно предпочитали проживать за пределами Иудеи и сдавать свои земли в аренду. Арендную плату редко платили деньгами: она составляла либо установленное количество продукта, независимо от хорошего или плохого урожая, либо определенную долю урожая.

Это одна из наиболее содержательных и поучительных притч. Из нее мы узнаем кое-что о человеке.

1. В ней говорится о привилегиях, данных людям. Виноградари не насаждали виноградник. Они получили его во владение, а владелец виноградника не стоял над ними палкой. Он удалился и предоставил им работать так, как им заблагорассудится.

2. В ней говорится о греховности людей. Грех виноградарей заключался в том, что они не отказывались отдавать должное владельцу виноградника и хотели захватить имение его. Грех их был также и в том, что они не хотели предоставить Богу принадлежащее место и проявить Ему послушание.

3. В ней говорится об ответственности человечества. Виноградари-арендаторы были надолго предоставлены самим себе; но пришел день расплаты. Рано или поздно человек должен будет дать отчет за то, что было дано в его распоряжение.

Из этой притчи мы узнаем кое-что о Боге.

1. В ней говорится о долготерпении Божием. Владетель виноградника не применил силу против мятежников после первого выступления виноградарей-арендаторов. Он снова и снова давал им возможность исправиться. Нет ничего удивительнее долготерпения Божия. Если бы мир сотворил человек, он в безысходном отчаянии уничтожил бы его.2. В ней говорится также о Суде Божием. Виноградари-арендаторы полагали, что они могут злоупотреблять долготерпением владельца, и что это сойдет им с рук. Но Бог не отказался от Своих прав. Сколько бы человек ни тешил себя надеждой, что ему все позволено, но день суда придет. Как говорили римляне: «Правосудие беспристрастно, и в конечном счете восторжествует».

Притча сообщает нам нечто об Иисусе.

1. Мы видим, что Он знал, что ждет иудеев в будущем. Ведь Он не пришел в Иерусалим с надеждою, что Ему удастся избежать распятия. Он бесстрашно с открытыми глазами шел вперед. Когда пророчица Кассандра предсказала Ахиллу, великому греческому герою, что если он пойдет на бой, то обязательно погибнет, он ответил, «Но тем не менее, я намерен пойти». И для Иисуса не было иного пути.

2. Притча говорит о том, что Иисус никогда не сомневался в конечной победе Бога. Несокрушимое величие Бога недосягаемо для сил и власти порочных людей. На какое-то время кажется, что зло побеждает, но оно не может в конце концов избежать наказания.

Терпеливо видит Справедливый Исполнения бесчисленных убийств, Совершающих все где-то в темницах Произволом узаконенных злодейств.

Правда казнится все также на помосте Зло на троне с рода в род; Но за мраком горя и страданий Божий суд с возмездием грядет.

3. В этой притче Иисус безошибочно заявляет, что Он есть Сын Божий. Он умышленно исключает Себя из ряда пророков: они были слугами Божиими, он же — Сын Божий, помазанный Богом Царь.

Цитата: «камень, который отвергли строители», взята из Пс. 116, 22. В раннехристианской церкви это была излюбленная цитата для изображения смерти и воскресения Иисуса Христа (Деян. 4, 11: 1 Пет. 2, 7).

Луки 20,19-26 Божие и кесарево

И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

И наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

И они спросили Его: Учитель, мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь, и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

Позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

Он сказал им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

И не могли уловить Его в слове пред народом и, удивившись ответу Его, замолчали.

И вот посланники синедриона вновь бросились в атаку. Они склоняли людей обращаться к Иисусу с вопросами, которые, якобы, действительно беспокоили их. Подать, уплачиваемая кесарю, представляла собой подушную подать, взимавшуюся с каждого человека в размере одного динария, то есть, около 31 коп. серебром в год. Каждый мужчина в возрасте от 14 до 65 лет и каждая женщина в возрасте от 12 до 65 лет должны были платить ее. Эта подать вызывала горячие споры в Палестине и была причиной не одного восстания. Собственно говоря, спорной была не столько ее денежная сторона. Ее никто и не считал высокой, и она не являлась тяжелым бременем. Решающим был другой вопрос: фанатики-иудеи считали, что у них только один царь — Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще кроме Бога — противозаконно. Проблема носила религиозный характер, и многие были готовы умереть ради этого принципа.

Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол. Скажи Иисус, что подать кесарю платить нельзя, первосвященники немедленно сообщили бы об этом Понтию Пилату, и за этим совершенно определенно последовал бы Его арест. Скажи же Он, что подать кесарю платить следует, это сразу же оттолкнуло бы от Него последователей, особенно в Галилее, где их было особенно много.

Ответ Иисуса был так же казуистичен, как и заданный Ему вопрос. Он попросил их показать динарий. Ну, а в древнем мире одним из знаков царской власти было право чеканить монету. Так, например, Маккавеи, как только они освободили Иерусалим от сирийцев, стали чеканить свою монету. Кроме того, все признавали за тем, кто чеканит свою монету и право накладывать подати и собирать их. Человек, имевший право чеканить монету со своим изображением и со своей надписью, получал тем самым право собирать подати. И поэтому Иисус ответил спрашивавшим: «Если вы принимаете монеты кесаревой чеканки, вы обязаны признать за ним право взимать подати; но, — продолжал Он, — существует такая сфера, где законы и предписания кесаря не имеют силы, и которая полностью принадлежат одному Богу».

1. Человек, живущий в каком-то государстве и пользующийся его привилегиями, не может обособиться от него. Честный человек всегда будет достойным гражданином. В любом государстве христиане должны быть самыми надежными и сознательными гражданами; но, к сожалению, христиане мало участвуют в управлении своей страной. Если они отказываются от своей ответственности и представляют управление страной делягам-политиканам, они теряют право жаловаться на то, что делается или не делается.

2. Но все же в жизни христиан последнее слово принадлежит Богу, а не государству. Голос совести громче голоса любого закона, изданного людьми. Христианин одновременно является слугой государства и его совестью; именно потому, что он достоверный гражданин, он откажется делать то, чего не может сделать христианин. Христианин живет в страхе Божием и чтит царя.

Луки 20,27-40 Вопрос саддукеев

Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

Учитель! Моисей написал нам, что, если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

Было семь братьев: первый, взяв жену, умер бездетным;

Взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

Взял ее третий, также и все семеро, и умерли, не оставивши детей; После всех умерла и жена.

Итак, в воскресение, которого из них будет она женою? ибо семеро имели ее женою.

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения.

А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал

Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

И уже не смели спрашивать Его ни о чем.

Когда Иисус заставил замолчать посланцев синедриона, появились саддукеи. Их вопрос сводился, собственно, к двум моментам.

1. Во-первых, он касался закона о браке (Втор. 25, 5), согласно которому, если мужчина умирал бездетным, его брат должен был жениться на жене его, чтобы продолжать род брата. Невероятно, чтобы этот закон соблюдался во время Иисуса, но он записан в законах Моисея и, поэтому, саддукеи считались с ним.

2. И, во-вторых, он касался вероучения саддукеев. Саддукеи и фарисеи часто упоминаются вместе, но их вероучения во многом противоположны друг другу.

а) Фарисеи преследовали религиозные цели. Их мало занимали вопросы политики и их удовлетворяло любое правительство, позволявшее им исполнять все предписанные законом обряды. Саддукеев было немного, но они представляли самую состоятельную часть израильтян. Почти все священники и аристократы были саддукеями. Они составляли правящую верхушку; и почти все сотрудничали с римским правительством, так как боялись потерять свое богатство, свои удобства и свое положение.

б) Фарисеи признавали Писание, и все неисчислимое множество детально разработанных норм и правил традиционного и обрядового закона, как-то: закон субботы и положения об омовении рук. Саддукеи же признавали только писаный закон Ветхого Завета, а в Ветхом Завете они подчеркивали только закон Моисея, но не придавали значения книгам пророков.

в) Фарисеи верили в воскресение мертвых, в ангелов и духов. Саддукеи же считали, что воскресения из мертвых не может быть, и что нет ни ангелов, ни духов.

г) Фарисеи верили в судьбу и в то, что жизнь человека регулируется и предопределяется Богом. Саддукеи же верили в неограниченную свободу воли.

д) Фарисеи верили в Мессию и надеялись на пришествие Его; саддукеи же не верили в Него. Для них пришествие Мессии означало нарушение их тщательно упорядоченного образа жизни.

И вот саддукеи обратились к Иисусу с вопросом. Кто же будет на небесах мужем женщины, бывшей поочередно замужем за семью мужчинами. Они считали, что такой вопрос доказывает абсурдность веры в воскресение мертвых. Данный Иисусом ответ содержит непреходящую истину. Он указал, что не следует мыслить о небе в понятиях нашего мира. Жизнь на небесах будет совершенно иной, потому что и мы будем совершенно иными. Если бы мы перестали умничать о том, на что похож рай и предоставили бы все любви Божией, мы избавились бы от мудреных заключений и многих мучительных вопросов.

Но Иисус пошел дальше. Как мы уже сказали, саддукеи не верили в воскресение мертвых. Они заявили, что не могут верить в воскресение, потому что в книгах законов, которые, как считали, были написаны Моисеем, по их пониманию, не было не только никаких доказательств этого, но и даже упоминаний. До этого времени ни один раввин не мог ответить саддукеям, но Иисус сделал это. Иисус напомнил саддукеям, что Моисей сам слышал, что Бог сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3, 6), а ведь невозможно представить себе, чтобы Бог был Богом мертвых. И поэтому Авраам, Исаак и Иаков должны быть живы. И, следовательно, возможно воскресение тела. Неудивительно, поэтому что законники высоко ценили ответ Иисуса, потому что Он побил саддукеев их же оружием.

Но многим этот отрывок может показаться малоубедительным. В нем рассматриваются вопросы, представляющие жгучий интерес и в наши дни, но приведенные Иисусом доводы, бывшие абсолютно убедительными для равви, могут показаться неубедительными для нашего ума. Но даже в этой малоубедительности заключается великая истина для каждого из тех, кто проповедует или собирается проповедовать христианство своим собратьям. Иисус убеждает людей доводами, понятными им. Он говорил с ними их же языком, Он использовал в разговоре с ними их же аргументы, и именно это нравилось простым людям.

Когда читаешь религиозные и богословские книги, иногда начинаешь чувствовать, что все это может быть так, но что многое в них было бы непонятно людям, не имеющим богословской подготовки, которые, в конечном счете, составляют большинство. Иисус говорил с народом на языке, который был ему знаком и приводил доводы, которые он понимал; речь Его была доступна каждому, и Он объяснял их вопросы и идеи их же законом. Мы сможем намного эффективнее проповедовать христианство и лучше свидетельствовать о Христе, если мы станем учиться у Него.

Луки 20,40-44 Предостережение Иисуса

Он же сказал им:

Как говорят, что Христос есть сын Давидов?

А сам Давид говорит в книге псалмом: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Итак Давид Господом называет Его; как же Он сын ему?

Этот отрывок лучше рассмотреть отдельно, потому что он труден. Иудеям Мессия больше всего был известен как Сын Давидов. Именно так обратился слепой у горы Иерихон к Иисусу (Лук. 18, 38.39) и также называла Его толпа при въезде в Иерусалим (Мат. 21, 9). Но здесь Иисус как будто ставит свой титул под сомнение. Цитату Иисус взял из Пс. 109, 1. Во времена Иисуса считалось, что все псалмы — Давидовы, а этот псалом относится к Мессии. В этом псалме Давид говорит о том, как Бог обратился к Помазаннику Своему и указал Ему сесть одесную Себя, пока Он не положит врагов Его к подножию ног Его; и в этом же псалме Давид называет Мессию «мой Господь». Как же может Мессия быть одновременно и Сыном, и Господом Давида? Дело в том, что Иисус здесь просто делает то же, что Он делал очень часто — исправить укоренившуюся в народе идею о Мессии, что с Его приходом наступит золотой век, а Израиль станет самым могущественным народом мира. Иудеи мечтали о политической власти. Но как можно было воплотить эту мечту в действительность? У иудеев было много идей об этом, но наибольшей популярностью пользовалась идея о том, что придет один из великих потомков Давида и будет непобедимым кормчим и царем. И поэтому титул «Сын Давидов» был неразрывно связан с мыслью о мировом господстве, военной мощи и территориальных завоеваниях.

В действительности же Иисус сказал здесь следующее: «Вы думаете о грядущем Мессии как о Сыне Давидовом; так оно и есть; но Он не только Сын Давидов: Он — Господь». Он говорил людям, что они должны изменить свое представление о значении титула «Сын Давидов». Люди должны оставить свои ошибочные взгляды о мировом господстве, а видеть в Мессии Господа сердец и жизней человеческих. Не высказывая этого открыто, Он упрекал их в том, что их представление о Боге слишком ограничено. Человек всегда склонен представлять Бога подобным себе и не видеть всего Его величия.

Луки 20,45-47 Честолюбие людей

И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:

Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных

одеждах и любят приветствия в народных собраниях,

председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, Которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они

примут тем большее осуждение.

Книжники и раввины жаждали вовсе особых почестей. У них была тщательно разработана система, своего рода «Табель о рангах». В школе наибольшие почести оказывались самому ученому равви, на званом обеде — самому старшему. Есть предание о том, как два равви вернулись с прогулки, возмущаясь тем, что несколько человек приветствовали их словами: «Мир с вами», но не добавили: «Господа!» Раввины претендовали даже на то, чтобы их почитали превыше родителей. «Пусть твое уважение к другу граничит с твоим уважением к учителю, и пусть твое уважение к учителю граничит с почитанием Бога». «Уважение к учителю должно быть выше уважения к отцу, потому что и отец и сын должны почитать учителя». «Если отец и учитель потеряли что-нибудь, то должно возместить потерю сначала учителю, а потом отцу, ибо отец только родил человека, а учитель, который учит его мудрости и ведет его в мир грядущий. . . Если отец и учитель несут какую-то ношу, то ученик должен сперва помочь учителю, а потом отцу. Если отец и учитель находятся в тюрьме, то сын должен сначала выручить учителя, а потом отца». Кажутся почти неправдоподобными такие претензии, нормальному человеку даже нехорошо заявлять такое, еще хуже — допускать справедливость их. Но именно такие притязания предъявляли книжники и фарисеи.

Иисус обвинил книжников еще и в том, что они пожирают дома вдов. По закону равви должен был учить бесплатно. Предполагалось, что каждый равви имел какое-либо ремесло, чтобы прокормить себя делом рук своих, а обучал бы бесплатно. Все это звучит благородно, но одновременно равви проповедовали, что поддерживать равви материально — акт высочайшего благочестия. «Всякий, — говорили они, — кто кладет часть своего дохода в кошелек мудреца, достоин занять место в небесной академии». «Всякий, дающий кров ученику мудрости, подобен человеку, ежедневно приносящему жертву». «Пусть твой дом будет прибежищем мудрых».

И нет ничего необычного в том, что более впечатлительные женщины становились законной добычей менее щепетильных и любящих хорошо пожить мудрецов-раввинов. Худшие из них проживали и поедали дома вдов. Все эти жуткие дела раввинов шокировали и возмущали Иисуса. Их положение усугублялось еще и тем, что они знали лучше, были лучше образованы и занимали ответственные места в общине и обществе. Бог всегда покарает человека, использующего свое важное положение для того, чтобы улучшить свое материальное состояние и потворствовать своей любви к роскоши и комфорту.

В этой главе описан так называемый "день вопросов". В этот день представители иудейской власти пришли в храм и стали задавать Иисусу вопросы, чтобы поймать Его на слове и получить основание для обвинения, а Он, в Своей мудрости, отвечал им так, что они остолбенели и не могли произнести ни слова.

Первый вопрос задали первосвященники, книжники и старейшины. Под первосвященниками следует понимать группу людей, состоявшую из бывших первосвященников и членов их семей, из которой и выбирались первосвященники. Они представляли собой религиозную аристократию храма. Первосвященники, книжники и старейшины составляли синедрион – высший совет и правящий орган иудеев, и следовательно, можно считать, что вопросы были заданы самим синедрионом, с тем чтобы сформулировать обвинение против Иисуса.

И не удивительно, что они спросили Его, какой же властью делает Он все это! Въехать таким образом в Иерусалим и после этого строить все по-своему и очистить храм – ведь должен же Он был чем-то объяснить это, ведь дал же Ему кто-то власть на это! Для правоверных иудеев того времени сам факт, что Иисус так спокойно распоряжался в храме, уже был поразительным и удивительным. Ни один равви никогда не выносил какого-либо решения, и даже не делал какого-либо официального заявления, не сославшись на чей-нибудь авторитет. Он бы начинал свой аргумент так: "Ибо сказано, что..." Либо же он говорил: "Равви такой-то и такой-то подтвердил, что..." Но никто никогда не претендовал на независимую власть, с которой Иисус распоряжался в храме. Поэтому они хотели, чтобы Иисус ясно и прямо сказал, что Он -Мессия и Сын Божий. Тогда у них было бы готовое обвинение в богохульстве и они могли бы арестовать Его на месте. Но Он не ответил так, потому что час Его еще не пришел.

Иногда ответ Иисуса характеризуется как умный полемический ответ, единственная цель которого состояла в том, чтобы получить тактическое преимущество. Но это далеко не так. Он задал им вопрос: "Крещение Иоанново (власть Иоаннова) с небес было или от человеков?" Дело в том, что ответив правильно на Его вопрос, они ответили бы на свой же вопрос. Всем было известно, как смотрел Иоанн Креститель на Иисуса, кем он считал Его, и что он сам считал себя лишь Предтечей идущего за ним Мессии. Если бы первосвященники и вся кампания согласилась с тем, что власть Иоанна была от неба, они тем самым, должны были согласиться с тем, что Иисус – Мессия, потому что так сказал Иоанн. Если бы они решились отрицать тот факт, народ восстал бы против них. Своим вопросом Иисус, собственно, спрашивал: "Скажите Мне, как вы думаете – от Кого Я получил эту власть?" Если бы они ответили на Его вопрос, Ему уже не пришлось бы отвечать на него.

Столкнувшись с правдой лицом к лицу человек может попасть в мучительное и трудное положение но если он откажется смотреть правде в глаза то попадет в столь сложное положение, из которого он уже не сможет выпутаться. Посланники фарисеев отказались смотреть правде в глаза и им пришлось убраться ни с чем, потерян доверие толпы.

ПРИТЧА, ЯВЛЯВШАЯСЯ ОСУЖДЕНИЕМ (Лук. 20,9-18)

Смысл притчи совершенно ясен. Под виноградником Иисус подразумевает Израиль (Ис. 5,1-7). Под виноградарями – управителей Израиля. Под посланными рабами – пророков, которыми пренебрегли правители и которые были преследуемы и убиты. Сын господина – Иисус. А осуждение заключается в том, что место, отведенное Израилю, будет отдано другим.

Осуждение, изложенное в притче, вполне возможное и позже действительно осуществилось. Во время Иисуса Иудея переживала экономические трудности и народные мятежи. Многие землевладельцы действительно предпочитали проживать за пределами Иудеи и сдавать свои земли в аренду. Арендную плату редко платили деньгами: она составляла либо установленное количество продукта, независимо от хорошего или плохого урожая, либо определенную долю урожая.

Это одна из наиболее содержательных и поучительных притч. Из нее мы узнаем кое-что о человеке.

1. В ней говорится о привилегиях, данных людям. Виноградари не насаждали виноградник. Они получили его во владение, а владелец виноградника не стоял над ними палкой. Он удалился и предоставил им работать так, как им заблагорассудится.

2. В ней говорится о греховности людей. Грех виноградарей заключался в том, что они не отказывались отдавать должное владельцу виноградника и хотели захватить имение его. Грех их был также и в том, что они не хотели предоставить Богу принадлежащее место и проявить Ему послушание.

3. В ней говорится об ответственности человечества. Виноградари-арендаторы были надолго предоставлены самим себе; но пришел день расплаты. Рано или поздно человек должен будет дать отчет за то, что было дано в его распоряжение.

Из этой притчи мы узнаем кое-что о Боге.

1. В ней говорится о долготерпении Божием. Владетель виноградника не применил силу против мятежников после первого выступления виноградарей-арендаторов. Он снова и снова давал им возможность исправиться. Нет ничего удивительнее долготерпения Божия, если бы мир сотворил человек, он в безысходном отчаянии уничтожил бы его.

2. В ней говорится также о Суде Божием. Виноградари арендаторы полагали, что они могут злоупотреблять долготерпением владельца, и что это сойдет им с рук. Но Бог не отказался от Своих прав. Сколько бы человек ни тешил себя надеждой, что ему все позволено, но день суда придет. Как говорили римляне: "Правосудие беспристрастно, и в конечном счете восторжествует".

Притча сообщает нам нечто об Иисусе.

1. Мы видим, что Он знал, что ожидает иудеев в будущем. Ведь Он не пришел в Иерусалим с надеждою, что Ему удастся избежать распятия. Он бесстрашно с открытыми глазами шел вперед. Когда пророчица Кассандра предсказала Ахиллу, великому греческому герою, что если он пойдет на бой, то обязательно погибнет, он ответил, "Но тем не менее, я намерен пойти". И для Иисуса не было иного пути.

2. Притча говорит о том, что Иисус никогда не сомневался в конечной победе Бога. Несокрушимое величие Бога недосягаемо для сил и власти порочных людей. На какое-то время кажется, что зло побеждает, но оно не может в конце концов избежать наказания.

Терпеливо видит Справедливый
Исполнения бесчисленных убийств,
Совершающих все где-то в темницах
Произволом узаконенных злодейств.
Правда казнится все также на помоете
Зло на троне с рода в род;
Но за мраком горя и страданий
Божий суд с возмездием грядет.

3. В этой притче Иисус безошибочно заявляет, что Он есть Сын Божий. Он умышленно исключает Себя из ряда пророков: они были слугами Божиими, он же – Сын Божий, помазанный Богом Царь.

Цитата: "камень, который отвергли строители", взята из Пс. 116,22. В раннехристианской церкви это была излюбленная цитата для изображения смерти и воскресения Иисуса Христа (Деян. 4, 11: 1 Пет. 2,7).

БОЖИЕ И КЕСАРЕВО (Лук. 20,19-26)

И вот посланники синедриона вновь бросились в атаку. Они склоняли людей обращаться к Иисусу с вопросами, которые, якобы, действительно беспокоили их. Подать, уплачиваемая кесарю, представляла собой подушную подать, взимавшуюся с каждого человека в размере одного динария в год. Каждый мужчина в возрасте от 14 до 65 лет и каждая женщина в возрасте от 12 до 65 лет должны были платить ее. Эта подать вызывала горячие споры в Палестине и была причиной не одного восстания. Собственно говоря, спорной была не столько ее денежная сторона. Ее никто и не считал высокой, и она не являлась тяжелым бременем. Решающим был другой вопрос: фанатики-иудеи считали, что у них только один царь – Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще кроме Бога – противозаконно. Проблема носила религиозный характер, и многие были готовы умереть ради этого принципа.

Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол. Скажи Иисус, что подать кесарю платить нельзя, первосвященники немедленно сообщили бы об этом Понтию Пилату, и за этим совершенно определенно последовал бы Его арест. Скажи же Он, что подать кесарю платить следует, это сразу же оттолкнуло бы от Него последователей, особенно в Галилее, где их было особенно много.

Ответ Иисуса был так же казуистичен, как и заданный Ему вопрос. Он попросил их показать динарий. Ну, а в древнем мире одним из знаков царской власти было право чеканить монету. Так, например, Маккавеи, как только они освободили Иерусалим от сирийцев, стали чеканить свою монету. Кроме того, все признавали за тем, кто чеканит свою монету и право накладывать подати и собирать их. Человек, имевший право чеканить монету со своим изображением и со своей надписью, получал тем самым право собирать подати. И поэтому Иисус ответил спрашивавшим: "Если вы принимаете монеты кесаревой чеканки, вы обязаны признать за ним право взимать подати; но, – продолжал Он, – существует такая сфера, где законы и предписания кесаря не имеют силы, и которая полностью принадлежат одному Богу".

1. Человек, живущий в каком-то государстве и пользующийся его привилегиями, не может обособиться от него. Честный человек всегда будет достойным гражданином. В любом государстве христиане должны быть самыми надежными и сознательными гражданами но, К сожалению, христиане мало участвуют в управлении своей страной. Если они отказываются от своей ответственности и представляют управление страной делягам-политиканам, они теряют право жаловаться на то, что делается или не делается.

2. Но все же в жизни христиан последнее слово принадлежит Богу, а не государству. Голос совести громче голоса любого закона, изданного людьми. Христианин одновременно является слугой государства и его совестью; именно потому, что он достоверный гражданин, он откажется делать то, чего не может сделать христианин. Христианин живет в страхе Божием и чтит царя.

ВОПРОС САДДУКЕЕВ (Лук. 20,27-40)

Когда Иисус заставил замолчать посланцев синедриона, появились саддукеи. Их вопрос сводился, собственно, к двум моментам.

1. Во-первых, он касался закона о браке (Втор. 25,5) согласно которому, если мужчина умирал бездетным, его брат должен был жениться на жене его, чтобы продолжать род брата. Невероятно, чтобы этот закон соблюдался вовремя Иисуса, но он записан в законах Моисея и, поэтому, саддукеи считались с ним.

2. И, во-вторых, он касался вероучения саддукеев. Саддукеи и фарисеи часто упоминаются вместе, но их вероучения во многом противоположны друг другу.

а) Фарисеи преследовали религиозные цели. Их мало занимали вопросы политики и их удовлетворяло любое правительство, позволявшее им исполнять все предписанные законом обряды. Саддукеев было немного, но сии представляли самую состоятельную часть израильтян. Почти все священники и аристократы были саддукеями. Они составляли правящую верхушку; и почти все сотрудничали с римским правительством, так как боялись потерять свое богатство, свои удобства и свое положение.

б) Фарисеи признавали Писание, и все неисчислимое множество детально разработанных норм и правил традиционного и обрядового закона, как-то: закон субботы и положения об омовении рук. Саддукеи же признавали только писанный закон Ветхого Завета, а в Ветхом Завете они подчеркивали только закон Моисея, ноне придавали значения книгам пророков.

в) Фарисеи верили в воскресение мертвых, в ангелов и духов. Саддукеи же считали, что воскресения из мертвых не может быть, и что нет ни ангелов, ни духов.

г) Фарисеи верили в судьбу и в то, что жизнь человека регулируется и предопределяется Богом. Саддукеи же верили в неограниченную свободу воли.

л) Фарисеи верили в Мессию и надеялись на пришествие Его; саддукеи же не верили в Него. Для них пришествие Мессии означало нарушение их тщательно упорядоченного образа жизни.

И вот саддукеи обратились к Иисусу с вопросом. Кто же будет на небесах мужем женщины, бывшей поочередно замужем за семью мужчинами. Они считали, что такой вопрос доказывает абсурдность веры в воскресение мертвых. Данный Иисусом ответ содержит непреходящую истину. Он указал, что не следует мыслить о небе в понятиях нашего мира. Жизнь на небесах будет совершенно иной, потому что и мы будем совершенно иными. Ели бы мы перестали умничать о том, на что похож рай и предоставили бы все любви Божией, мы избавились бы от древних заключений и многих мучительных вопросов.

Но Иисус пошел дальше. Как мы уже сказали, саддукеи не верили в воскресение мертвых. Они заявили, что не могут верить в воскресение, потому что в книгах законов, которые, как считали, были написаны Моисеем, по их пониманию, не было не только никаких доказательств этого, но и даже упоминаний. До этого времени ни один равви не мог ответить саддукеям, но Иисус сделал это. Иисус напомнил саддукеям, что Моисей сам слышал, что Бог сказал: "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (Исх. 3,6), а ведь невозможно представить себе, чтобы Бог был Богом мертвых. И поэтому Авраам, Исаак и Иаков должны быть живы. И, следовательно, возможно воскресение тела. Неудивительно, поэтому что законники высоко ценили ответ Иисуса, потому что Он побил саддукеев их же оружием.

Но многим этот отрывок может показаться малоубедительным. В нем рассматриваются вопросы, Представляющие жгучий интерес и в наши дни, но приведенные Иисусом доводы, бывшие абсолютно убедительными для равви, могут показаться неубедительными для нашего ума. Но даже в этой малоубедительности заключается великая истина для каждого из тех, кто проповедует или собирается проповедовать христианство Своим собратьям. Иисус убеждает людей доводами, понятными им. Он говорил с ними их же языком, он использовал в разговоре с ними их же аргументы, именно это нравилось простым людям.

Когда читаешь религиозные и богословские Книги, иногда начинаешь чувствовать, что все это может быть так, но что многое в них было бы непонятно людям, не имеющим богословской подготовки, которые, в конечном счете, составляют большинство. Иисус говорил с народом на языке, который был ему знаком и приводил доводы, которые он понимал; речь Его была доступна каждому, и Он объяснял их вопросы и идеи их же законом. Мы сможем намного эффективнее проповедовать христианство и лучше свидетельствовать о Христе, если мы станем учиться у Него.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ИИСУСА (Лук. 20,40-44)

Этот отрывок лучше рассмотреть отдельно, потому что он труден. Иудеям Мессия больше всего был известен как Сын Давидов. Именно так обратился слепой у горы Иерихон к Иисусу (Лук. 18,38.39) и также называла Его толпа при въезде в Иерусалим (Мат. 21,9). Но здесь Иисус как будто ставит свой титул под сомнение. Цитату Иисус взял из Пс. 109,1. Во времена Иисуса считалось, что все псалмы – Давидовы, а этот псалом относится к Мессии. В этом псалме Давид говорит о том, как Бог обратился к Помазаннику Своему и указал Ему сесть одесную Себя, пока Он не положит врагов Его к подножию ног Его; и в этом же псалме Давид называет Мессию "мой Господь". Как же может Мессия быть одновременно и сыном, и Господом Давида? дело в том, что Иисус здесь просто делает то же, что Он делал очень часто – исправить укоренившуюся в народе идею о Мессии, что с Его приходом наступит золотой век, а Израиль станет самым могущественным народом мира. Иудеи мечтали о политической власти. Но как можно было воплотить эту мечту в действительность? У иудеев было много идей об этом, но наибольшей популярностью пользовалась идея о том, что придет один из великих потомков Давида и будет непобедимым кормчим и царем. И поэтому титул "Сын Давидов" был неразрывно связан с мыслью о мировом господстве, военной мощи и территориальных завоеваниях.

В действительности же Иисус сказал здесь следующее: "Вы думаете о грядущем Мессии как о Сыне Давидовом; так оно и есть; но Он не только Сын Давидов: Он – Господь". Он говорил людям, что они должны изменить свое представление о значении титула "Сын Давидов". Люди должны оставить свои ошибочные взгляды о мировом господстве, а видеть в Мессии Господа сердец и жизней человеческих. Не высказывая этого открыто, Он упрекал их в том, что их представление о Боге слишком ограничено. Человек всегда склонен представлять Бога подобным себе и не видеть всего Его величия.

ЧЕСТОЛЮБИЕ ЛЮДЕЙ (Лук. 20,45-47)

Книжники и раввины жаждали вовсе особых почестей. У них была тщательно разработана система, своего рода "Табель о рангах". В школе наибольшие почести оказывались самому ученому равви, на званом обеде самому старшему. Есть предание о том, как два равви вернулись с прогулки, возмущаясь тем, что несколько человек приветствовали их словами: "Мир с вами", но не добавили: "Господа!" Равнины претендовали даже на то, чтобы их почитали превыше родителей. "Пусть твое уважение к другу граничит с твоим уважением к учителю, и пусть твое уважение к учителю граничит с почитанием Бога". "Уважение к учителю должно быть выше уважения к отцу, потому что и отец и сын должны почитать учителя". "Если отец и учитель потеряли что-нибудь, то должно возместить потерю сначала учителю, а потом отцу, ибо отец только родил человека, а учитель, который учит его мудрости и ведет его в мир грядущий... Если отец и учитель несут какую-то ношу, то ученик должен сперва помочь учителю, а потом отцу. Если отец и учитель находятся в тюрьме, то сын должен сначала выручить учителя, а потом отца". Кажутся почти неправдоподобными такие претензии, нормальному человеку даже нехорошо заявлять такое, еще хуже – допускать справедливость их. Но именно такие притязания предъявляли книжники и фарисеи.

Иисус обвинил книжников еще и в том, что они пожирают дома вдов. По закону равви должен был учить бесплатно. Предполагалось, что каждый равви имел какое-либо ремесло, чтобы прокормить себя делом рук своих, а обучал бы бесплатно. Все это звучит благородно, но одновременно равви проповедовали, что поддерживать равви материально – акт высочайшего благочестия. "Всякий, – говорили они, – кто кладет часть своего дохода в кошелек мудреца, достоин занять место в небесной академии". "Всякий, дающий кров ученику мудрости, подобен человеку, ежедневно приносящему жертву". "Пусть твой дом будет прибежищем мудрых".

И нет ничего необычного в том, что более впечатлительные женщины становились законной добычей менее щепетильных и любящих хорошо пожить мудрецов раввинов. Худшие из них проживали и поедали дома вдов. Все эти жуткие дела раввинов шокировали и возмущали Иисуса. Их положение усугублялось еще и тем, что они знали лучше, были лучше образованы и занимали ответственные места в общине и обществе. Бог всегда покарает человека, использующего свое важное положение для того, чтобы улучшить свое материальное состояние и потворствовать своей любви к роскоши и комфорту.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!